г. Хабаровск |
|
22 октября 2014 г. |
А04-3030/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Регион-2": Казаровой Р.А. представителя по доверенности от 15.04.2014;
от Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области: Биш Ю.В. представителя по доверенности от 27.01.2014 N 01-33-190;
от Правительства Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион-2"
на решение от 29.07.2014
по делу N А04-3030/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Аныш Д.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион-2" (ОГРН 1112808000535; ИНН 2808111650)
к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1082801011457; ИНН 2801138815);
Правительству Амурской области (ОГРН 1072801009115; ИНН 2801123826)
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регион-2" (далее - заявитель; общество; ООО "Регион-2") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - УГРЦиТ АО; Управление), Правительству Амурской области о признании незаконным отказа УГРЦиТ АО в рассмотрении документов по расчету норматива потребления тепловой энергии для жилых домов с. Первомайское Тындинского района, выраженного в письме от 24.02.2014 N 01-05-500, с обязанием УГРЦиТ АО разработать проект постановления по установлению норматива потребления тепловой энергии для жилых домов с. Первомайское Тындинского района на 2015 год с учетом представленного расчета норматива отопления и направить его для утверждения в Правительство Амурской области со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Решением суда от 29.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд посчитал, что письмо от 24.02.2014 исх. N 01-05-500 не противоречит закону и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (норматив потребления тепловой энергии на 1 кв. м. жилой площади в размере 0,027 Гкал в месяц установлен Постановлением администрации Тындинского района от 22.12.2004 N 885, данный тариф не оспорен и является действующим, этот тариф, согласно Постановлению Правительства Амурской области от 11.09.2012 N 484, применялся в 2012-2014 годах, а заявитель, утверждая о необоснованного такого тарифа, в связи с возникновением у него неучтенных затрат, просит об утверждении норматива потребления тепловой энергии на 2015 год).
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратись в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При этом, заявитель жалобы приводит следующие доводы: основанием для рассмотрения норматива потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных одноэтажных жилых домов в с. Первомайское Тындинского района, явилось несоответствие утвержденного администрацией Тындинского района (постановление от 22.12.2004) норматива потребления 0, 027 Гкал в месяц на 1 кв. м. жилой площади, расчетному нормативу потребления, определенному в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 (в размере 0, 04621 Гкал в месяц на 1 кв. м. жилой площади - такая обоснованность расчета подтверждена и экспертным заключением ООО "Энергоцентр" от 12.09.2011 (согласно этому заключению, объем потребления тепловой энергии потребителям в многоквартирных жилых домах по отношению к расчетному нормативу занижен на 42%), что согласно Правилам N 306, является одним из оснований для изменения действующего норматива; заявитель, начиная с сентября 2011 года, неоднократно обращался в Управление с заявлениями для рассмотрения и принятия решения по нормативу потребления тепловой энергии, вместе с тем, письмо Управления от 24.02.2014 исх. N 01-05-500 (о создании рабочей группы), является, по мнению общества, отказом в рассмотрении соответствующего заявления, что противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества; нарушен 30-дневный срок рассмотрения заявления общества.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу, Управление государственного регулирования цент и тарифов Амурской области отклоняет доводы заявителя, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Правительства Амурской области, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явился.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя надлежаще извещенного Правительства Амурской области.
Судебное заседание проводится в режиме видеоконференц-связи.
В судебном заседании представитель общества настаивает на удовлетворении апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления в судебном заседании просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Регион-2" в соответствии с договором от 12.09.2011 и договором от 19.03.2012 безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры села Первомайское Тындинского района, осуществляет деятельность по теплоснабжению жилищного фонда от электрокотельных (является ресурсоснабжающей организацией).
Постановлением Администрации Тындинского района от 22.12.2004 N 885 утвержден норматив потребления тепловой энергии на 1 кв.м. жилой площади в размере 0,027 Гкал в месяц, данный норматив является действующим.
В соответствии с Правилами N 306, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 (далее - Правила), общество расчетным методом определило норматив расхода тепловой энергии на отопление в размере 0, 04621 Гкал на 1 кв.м. в месяц, данный расчет подтверждается независимой экспертизой, проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Энергоцентр".
23.09.2011 ООО "Регион-2" на основании произведенных расчетов обратилось в УГРЦиТ АО с письмом N 14/11 о рассмотрении и принятии решения по установлению норматива потребления тепловой энергии для жилых домов с. Первомайское Тындинского района.
УГРЦиТ АО письмом от 20.10.2011 N 01-05/2662 уведомило заявителя, что для расчета нормативов потребления коммунальных услуг по всем населенным пункта Амурской области, размещен заказ на поставку услуг посредством открытого конкурса и заключен государственный контракт на оказание услуг.
Письмом от 21.03.2012 N 01-05/685 Управление уведомило общество, что решение об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг будет принято Правительством Амурской области конкретно по муниципальным образованиям.
20.02.2013 заявитель вновь обратился с заявлением о рассмотрении и утверждении норматива потребления тепловой энергии, которое возвращено УГРЦиТ АО письмом от 27.03.2013 N 01-05/848.
21.11.2013 общество направило в адрес УГРЦиТ АО заявление с пакетом документов для рассмотрения и принятия решения по нормативу потребления тепловой энергии для одноэтажных жилых домов с. Первомайское Тындинского района, согласно предоставленного расчета выполненного в соответствии с Правилами, Перечнем и содержанием документов, представляемых ресурсоснабжающими организациями для установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 16.01.2013 N 17.
13.02.2014 ООО "Регион-2" обратилось в УГРЦиТ АО с просьбой направить уведомление о принятом решении по заявлению датированным 21.11.2013 и полученным Управлением 26.11.2013.
УГРЦиТ АО письмом от 24.02.2014 N 01-05-500 уведомило ООО "Регион-2" о создании рабочей группы в целях подготовки проекта постановления Правительства Амурской области об установлении нормативов потребления по отоплению с 2015 года по всем муниципальным образованиям, при этом представленные материалы ООО "Регион-2" по нормативу потребления тепловой энергии будут рассмотрены в ходе проведения работы.
Посчитав, что письмом от 24.02.2014 N 01-05-500 УГРЦиТ АО отказывает в рассмотрении документов по расчету норматива потребления тепловой энергии для жилых домов с. Первомайское Тындинского района, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно пункту 9 которых установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Постановлением Губернатора Амурской области от 22.12.2008 N 491 утверждено Положение об Управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, согласно пункту 1.1 которого Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.
По пункту 3.16 Положения Управление устанавливает тарифы на: тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельными (минимального и (или) максимального) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
По пункту 3.45 Положения Управление разрабатывает проекты постановлений Правительства Амурской области об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решения по вопросам, входящим в компетенцию Управления, принимаются в форме приказа (пункт 5.9 Положения).
Согласно пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 органам исполнительной власти предписывается подготовить в Правительство Российской Федерации проект нормативного акта о внесении изменений в Правила, утвержденные Постановлением Правительства N 306, предусматривающий в том числе: исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов; порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды; порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501), за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.01.2015.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления; уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса; при несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Постановлением Правительства Амурской области от 16.01.2013 N 17 утвержден Перечень и содержание документов, представляемых ресурсоснабжающими организациями для установления нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления (в Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 306).
Согласно пункта 1 постановления Правительства Амурской области от 11.09.2012 N 484 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто заявителем, что постановлением Администрации Тындинского района от 22.12.2004 N 885 утвержден норматив потребления тепловой энергии на 1 кв.м. жилой площади в размере 0,027 Гкал в месяц, данный норматив не оспорен, является действующим, согласно постановлению Правительства Амурской области от 11.09.2012 N 484 данный тариф применялся и применяется в 2012-2014 годах.
На основании изложенного выше, судом первой инстанции сделан верный вывод том, что оспариваемое письмо УГРЦиТ АО от 24.02.2014 исх. N 01-05-500 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в настоящее время, следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 161 от 22.08.2014 государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату ООО "Регион-2" из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 29 июля 2014 года по делу N А04-3030/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Регион-2" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. как излишне уплаченную по платежному поручению N 161 от 22.08.2014. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3030/2014
Истец: ООО "Регион-2"
Ответчик: Правительство Амурской области, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области