город Ростов-на-Дону |
|
27 октября 2014 г. |
дело N А53-5979/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
от истца - Ковалёвой С.В. по доверенности от 08.05.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2014 по делу N А53-5979/2014,
принятое в составе судьи Корха С.Э.,
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444/ ОГРН 1026103159378)
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Умарову Ала Алашовичу (ИНН 610800431023/ ОГРНИП 304610836000056)
о взыскании 143850 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Умарову Ала Алашовичу (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании 143850 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2014 в иске отказано.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что сумма, предъявленная Умаровым А.А. к возмещению в расчетах на топливо завышена на 205500 руб., ответчиком излишне получено из бюджета 143850 руб., которые подлежат возврату. Представленные предпринимателем в обоснование затрат на приобретение ГСМ товарно-транспортные накладные и товарные накладные не могут быть приняты истцом, поскольку топливо было поставлено позже проведенных полевых работ, что недопустимо, к возмещению принимаются только фактически понесенные и оплаченные на момент производства работ затраты.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие Умарова А.А., извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно статьям 121-123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в рамках реализации постановления Правительства Ростовской области от 28.08.2012 N 804 "О порядке возмещения ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи" (далее Постановление N 804), руководствуясь постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N 222 "Об утверждении Положения о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области" и приказом Минсельхозпрода области от 18.07.2012 N 91 "О порядке прохождения документов; являющихся основанием для расходования средств, предоставляемых из резервного фонда Правительства Ростовской области на возмещение ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2012 году" предоставило индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Умарову Ала Алашовичу средства резервного фонда Правительства Ростовской области в сумме 544376,78 руб. на возмещение фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, погибших от засухи в 2012 году.
Получение ИП Умаровым А.А. денежных средств из областного бюджета в общей сумме 544376,78 руб. подтверждается платежным поручением N 103137 от 27.09.2012.
В соответствии со ст. ст. 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Областного закона Ростовской области от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области" и иными нормативными правовыми актами РФ и Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области провела тематическую проверку целевого и эффективного использования средств резервного фонда Правительства Ростовской области по отдельным объектам и направлениям в 2012 году, выделенных министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, по результатам которой составлен акт от 18.10.2013.
При осуществлении Контрольно-счетной палатой проверки пакета документов ИП Умарова А.А. установлено несоответствие сроков и дат в первичных документах, подтверждающих понесенные расходы.
Так, учетный лист тракториста-машиниста N 01 датирован 03.05.2011, в соответствии с ним работы по пахоте пашни под озимые осуществлялись с 03.05.2011 по 15.05.2011 и с 16.05.2011 по 29.05.2011 на площади в 400 га, расход горючего составил 6900 кг.
Согласно учетному листу тракториста-машиниста N 02, датированному 02.06.2011, выполнены работы по культивации паров на площади 318 га, расход горючего составил 1652,951 кг. В соответствии с расчетом средняя стоимость 1 кг приобретенных ГСМ в 2011 году составила 17,73 руб.
В 2012 году расход топлива на работы по посадке пшеницы согласно учетным листам от 01.04.2012 N 01 и от 25.04.2012 N 02 составил 600 кг.
Общая стоимость ГСМ - 6900+1652,951+600x17,73=162281,82 руб., что и указано предпринимателем в расчете фактически понесенных прямых затрат (при этом 600 кг топлива, израсходованные в 2012 году, посчитаны по цене 2011 года -17,73 руб. за 1 кг, в то время как в 2012 году стоимость 1 кг составила 17,20 руб.).
К расчету средней стоимости ГСМ за 2011 год приложены товарные накладные на приобретение ГСМ от 22.09.2011 N ЦРН11-005186 и N ЦРНП.005187, которые не могут быть подтверждением расхода горючего, произведенного в мае и июне 2011 года по указанным учетным листам тракториста-машиниста от 03.05.2011 N 01 и от 02.06.2011 N 02, и включенного в расчет фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур в 2011-2012 гг. в сумме 162281,82 руб.
Также включены расходы в расчет фактически понесенных затрат на ГСМ за 2012 год в сумме 193800 рублей по учетным листам тракториста-машиниста от 01.03.2012 N 01, от 01.04.2012 N. 2, от 11.04.2012 N 03 и N 04 (за исключением рабочих дней 22 и 23 апреля) с расходом ГСМ на яровой ячмень в количестве 11270 кг, без подтверждения приобретения ГСМ первичными документами до 22.04.2012 (товарная накладная от 22.04.2012 N ЦРН12-001221).
Расчет расходов в 2012 году - 11 270 х 17,20 = 193800 руб.
То есть в расчет фактически понесенных затрат без подтверждения приобретения ГСМ первичными документами включены расходы на ГСМ при осуществлении работ на общей площади посевов 700 га в сумме 356,1 тыс. руб. (162 281,82 руб.+193 800 руб.=356 082 руб.), из них на погибших 404 га - в сумме 205500 руб. (356 082 руб./700 га х 404 га=205500 руб.).
В соответствии с пунктом 2 Порядка возмещения ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи, утвержденным Постановлением N 804, размер подлежащего возмещению ущерба определяется из расчета 70 % от фактических затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, погибших в результате засухи.
Учитывая, что сумма, предъявленная Умаровым А.А. к возмещению в расчетах по топливу завышена на 205500 руб., им излишне получено из бюджета 143850 руб. (205500 х 70 %), которые подлежат возврату.
После проведения проверки и установления факта нарушения постановления Правительства Ростовской области от 28 08.2012 N 804, а также с целью устранения нарушения действующего законодательства, министерство 20.01.2014 направило в адрес предпринимателя представление N 11.4/20 о необходимости устранения нарушения и возврате в течение 20 рабочих дней с даты получения настоящего представления необоснованно полученных средств.
Предприниматель отзыв или иной ответ в адрес министерства не направил, денежные средства не перечислил.
Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета регламентированы постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N 215 "О порядке расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам на поддержку сельскохозяйственного производства и осуществление мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (Приложение N 2 в ред. постановления от 02.03.2012 N 132).
В соответствии с п. 3 вышеуказанного постановления N 215 главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидии, является министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, а в случае софинансирования расходных обязательств из федерального бюджета - министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области по распределению средств федерального бюджета.
Согласно п. 6 постановления Правительства Ростовской области от 28.08.2012 N 804 для получения средств на возмещение ущерба сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в минсельхозпрод области заявку, включающую следующие документы:
письменное обращение на имя заместителя Губернатора Ростовской области - министра сельского хозяйства и продовольствия с указанием банковских реквизитов получателя для перечисления средств;
копию протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района, заверенную получателем средств;
копии муниципальных правовых актов по вопросам введения чрезвычайной ситуации в районе, заверенные получателем средств;
копию справки федерального государственного бюджетного учреждения "Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" об аномальных гидрометеорологических условиях в муниципальном районе, заверенную получателем средств;
акт обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате засухи, утвержденный главой муниципального района и согласованный председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности муниципального района;
расчеты фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур (по каждой погибшей культуре) на 1 га при наличии заверенных сельскохозяйственным товаропроизводителем копий первичных документов, подтверждающих понесенные и (или) оплаченные затраты (договоров на поставку товарно-материальных ценностей, накладных на оприходование товарно-материальных ценностей, актов списания товарно-материальных ценностей, заверенных банком платежных документов и прочих бухгалтерских документов). При приобретении продукции на условиях договоров мены (товарообменные операции) прикладываются заверенные сельскохозяйственным товаропроизводителем копии договоров мены вместо платежных документов и копии накладных на оприходование приобретенной продукции. Расчеты фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур на 1 га представляются за вычетом сумм субсидий, полученных на приобретение элитных семян, минеральных удобрений и средств защиты растений, внесенных под сев культур, пострадавших в результате засухи;
карту полей по хозяйству с указанием полей, пострадавших от засухи;
фото- и (или) видеодокументы с четкими изображениями повреждений пострадавших объектов;
копии сведений об итогах сева под урожай текущего года по форме федерального статистического наблюдения N 4-СХ (N 1-фермер) с отметкой статистики, заверенные сельскохозяйственным товаропроизводителем;
справку страховой компании о страховании посевов сельскохозяйственных культур с указанием застрахованных площадей, сумм страховой стоимости и страхового возмещения (при условии страхования посевов);
заверенные сельскохозяйственным товаропроизводителем (кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"), в случае отсутствия сельскохозяйственного товаропроизводителя в Реестре сельскохозяйственных предприятий Ростовской области, имеющих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, включенных в бухгалтерский отчет минсельхозпрода области за год, предшествующий текущему, размещенном на официальном сайте минсельхозпрода области, копии форм отчетности за календарный год, предшествующий текущему: формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках", формы N 6-АПК (годовая) "Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса"- или выписку из книги учета доходов и расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся на специальных режимах налогообложения) и копию налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога;
справку-расчет о причитающейся сумме средств на возмещение ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), выданную не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки;
копию свидетельства о государственной регистрации или свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на территории Ростовской области, заверенную сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Документы, указанные в абзаце 14 пункта 6 настоящего Порядка, представляются в минсельхозпрод области уполномоченными органами в результате межведомственного взаимодействия, осуществляемого при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе лично представить в минсельхозпрод области указанные документы по собственной инициативе.
Частью 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с п. 10 и п. 11 постановления Правительства Ростовской области от 28.08.2012 N 804 в случае установления фактов необоснованного получения средств минсельхозпрод области в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов письменно уведомляет сельскохозяйственного товаропроизводителя о необходимости возврата необоснованно полученных средств в областной бюджет в полном объеме.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления перечисляет необоснованно полученные средства в областной бюджет. Возврат осуществляется на основании оформленных платежных документов.
Как федеральным, так и региональным законодательством установлены императивные нормы предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий в целях финансовой помощи. Данные правила направлены на недопущение злоупотребления указанными субъектами своими правами на получение помощи от государства.
Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно постановлению от 28.08.2012 N 804 Средства резервного фонда предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при отсутствии процедур реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации и наличии свидетельства о государственной регистрации или свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на территории Ростовской области.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для истребуемой части предоставленной денежной компенсации является факт несоответствия дат производившихся ответчиком сельхоз работ и дат товарных накладных, а также необоснованное применение средней стоимости 1 кг. ГСМ (дизельного топлива) в расчете расхода 600 кг. в 2012 году по данным средней цены 2011 года. При этом министерство ссылается на содержащиеся в акте проверки Контрольно-счетной палаты РО выводы о необоснованности выплаты при таких обстоятельствах. Доводов о том, насколько в действительности с учетом совершенных действий по предоставлению компенсации самим министерством принятый им расчет и сопровождающие его документы не удовлетворяют предъявляемых к ним требований истцом не представлено.
Действующие нормативно-правовые акты, в том числе и приложение N 1 к приказу Минсельхозпрод РО от 18.07.2012 N 91 не содержат утвержденной методики, регламентирующей порядок и виды представляемых документов и конкретные виды представляемых доказательств факта компенсируемых затрат, критерии их относимости и допустимости, оценки и порядка расчета для целей выплаты.
Проводимые агротехнические мероприятия, в том числе связанные с потребностью в ГСМ, являются непрерывными и длящимися в период как предшествующий или сопровождающий действия по возделыванию сельхозкультур, так и в последующие периоды.
С учетом особенностей субъекта получателя субсидии, как лица, не ведущего календарного бухгалтерского учета и отчетности при упрощенной системе налогообложения, первоначальным и преимущественно значимым фактом несения расходов по выращиванию сельхоз культур является доказанный факт посевов и их последующей гибели. Указанное обстоятельство, как первоначально значимое подтверждается самим истцом, в том числе в объеме возделывавшихся культур и общей площади погибших посевов по всем их видам.
Указанное обстоятельство является основанием для констатации факта того, что такие действия были произведены сельхозпроизводителем. Совершение таких действий предполагает безусловное несение затрат, в том числе на приобретение и использование ГСМ (дизельного топлива).
Исходя из фактически упрощенного порядка обоснования сельхозпроизводителем факта понесенных убытков, являющегося следствием целевой программы по поддержке сельхозпроизводителей и предполагающего в качестве достаточной информации, в том числе о средней цене ГСМ, происходящую от него самого и заверяемую самим производителем для целей вывода о том, что такому лицу были причинены возмещаемые убытки является достаточным доказанность факта гибели выращиваемых им посевов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2014 по делу N А53-5979/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5979/2014
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РО, министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
Ответчик: УМАРОВ АЛА АЛАШОВИЧ