город Омск |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А46-6888/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8496/2014) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2014 по делу N А46-6888/2014 (судья Яркова С.В.,), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области (ОГРН 1025501845820, ИНН 5527006906)
к Муниципальному образовательному учреждению "Куломзинская средняя общеобразовательная школа" Оконешниковского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501847843, ИНН 5527006092)
о взыскании 19 255 руб. 83 коп.
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области (далее - ГУ УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области, Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению "Куломзинская средняя общеобразовательная школа" Оконешниковского муниципального района Омской области (далее - Учреждение, заинтересованное лицо, МКОУ "Куломзинская СОШ") о взыскании 19 255 руб. 83 коп. штрафных санкций за представление недостоверных сведений в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, за 2012 год.
В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2014 по делу N А46-6888/2014 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что наличие в действиях Учреждения состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", заявителем не доказано, в связи с чем оснований для взыскания соответствующих штрафных санкций не имеется.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы, ее податель отмечает, что в тексте решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании отражены обстоятельства выявленного нарушения, а именно: указано на нарушение Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", выразившиеся в недостоверном представлении сведений.
Также в тексте решения отражено, что учреждение подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а, именно, за недостоверное представление сведений за 2012 год.
Кроме того, в материалах дела представлены: акт о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе стаже на соответствующих видах работ от 29.07.2013 N 9 с приложениями, из которого видно, что нарушение заключается в представлении недостоверных сведений о стаже за 2012 год на 8 человек (Артемьева Е.М., Бардола Н.Н., Иванов С.И., Ламанова Е.Г., Лысенко О.Г., Оммук Н.С., Сидоренко Н.С., Сорокина И.И.); расчет финансовых санкций.
Все представленные в материалах дела документы являются документами одной проверки - по результатам документальной проверки составлен акт от 29.07.2013 N 9, в соответствии с данным актом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании от 03.09.2013 N 8, на основании акта N 8 вынесено решение о привлечении к ответственности от 08.10.2013 N 8.
Из названных обстоятельств податель апелляционной жалобы заключает вывод о том, что представленные документы достоверно свидетельствует о совершении Учреждением правонарушения.
До начала судебного заседания от МКОУ "Куломзинская СОШ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
03.09.2013 руководителем группы ПУ, АСВ, ВСЗЛ, ВН Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области Федяшиной О.И. в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Учреждением предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании составлен акт N 8, в котором зафиксирован факт несвоевременного представления заинтересованным лицом в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе пенсионного страхования.
В связи с выявленным нарушением по результатам проверки ГУ УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области было принято решение N 8 от 08.10.2013 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", за представление недостоверных сведений в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания 10 процентов от суммы страховых взносов, причитающихся соответственно за отчётный период, в виде штрафа в сумме 19 255 руб. 83 коп.
На основании указанного решения Учреждению было выставлено требование об уплате финансовой санкции N 8 от 11.11.2013.
Поскольку в добровольном порядке требование исполнено не было, ГУ УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Учреждения 19 255 руб. 83 коп. финансовых санкций.
16.08.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Страхователями согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения, международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) необходимые сведения.
В силу статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" первое предложение в части третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" изложено в следующей редакции: "За непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах".
Согласно пункта 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ: "Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям".
Согласно пункта 8 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Пунктом 12 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ГУ-Управлением ПФ РФ на основании Решения о проведении документальной проверки от 11.07.2013 N 9 проведена проверка соответствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе стаже на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии за 2012 год по 12 застрахованным лицам. По результатам проверки был составлен акт N 9 "О результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе стаже на соответствующих видах работ от 29.07.2013 года, в котором зафиксирован факт недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета по 8 застрахованным лицам.
Однако решение по данному акту проверки вынесено не было, соответственно штрафные санкции предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", МКОУ "Куломзинская СОШ" не предъявлены.
Между тем, 03.09.2013 года ГУ-Управлением ПФ РФ по факту достоверности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год был составлен Акт N 8. В названном акте зафиксирован факт недостоверного представления сведений, без ссылки на представленную отчетность за проверяемый период и соответствующие первичные документы.
Рассмотрев Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 03.09.2013 г. N 8 ГУ-Управлением ПФ РФ было принято решение N 8 от 08.10.2013 года о привлечении МКОУ "Куломзинская СОШ" к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", за недостоверное представление сведений, в виде взыскания штрафа в сумме 19 255 руб. 83 коп.
Апелляционный суд находит, что в Акте от 03.09.2013 N 8 и Решении от 08.10.2012 года N 8 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ: а, именно, не указано, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений, невозможно сделать вывод о том, в чем заключается недостоверность сведений и в результате каких виновных действий представлены недостоверные сведения. В Решении не приведен расчет штрафа за несвоевременное представление сведений и не указан размер причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд, то есть, в Решении указывается только лишь итоговая сумма финансовых санкций - должен быть обязательно приведен расчет.
В приложенном к Заявлению от 05.05.2014 N 1249 Расчете финансовых санкций произведена ссылка на Акт документальной проверки индивидуальных сведений от 29.07.2013 N 9, в то время как Решение N 8 от 08.10.2013 вынесено на основании акта проверки N 8 от 03.09.2013.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что наличие в действиях Учреждения состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", заявителем не доказано.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предъявление штрафных санкций в размере 19 255 руб. 83 коп. ГУ - Управлением ПФ РФ к МКОУ "Куломзинская СОШ" является необоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что Управлением в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в рассматриваемой ситуации территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации подана апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, по которому им было предъявлено заявление в защиту государственных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2014 по делу N А46-6888/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6888/2014
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКОНЕШНИКОВСКОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КУЛОМЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" ОКОНЕШНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ