г. Москва |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А41-2731/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2014 года, принятое судьей Кузьминой О.А., по делу N А41-2731/14 по исковому заявлению ОАО "Московская объединённая электросетевая компания" к ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие" о согласовании границ земельного участка, признании права собственности отсутствующим и признании права постоянного (бессрочного) пользования, третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
при участии в заседании:
от истца - Семигин А.В. по доверенности от 27.12.2012;
от ответчика - Зуйкова Т.А. по доверенности от 03.11.2013, Аболенцева В.С. по доверенности N 73/14 от 14.05.2014;
от третьих лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московская объединённая электросетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие" с требованиями:
1) обязать ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие" согласовать границы земельных участков под опорами 12 и 13 ВЛ-35 кВ Икша-Мелихово с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0180501:702 в соответствии с межевыми планами ОАО "Московская объединённая электросетевая компания" следующим образом:
- на земельный участок размером 18 кв.м под опорой 12 ВЛ-35 кВ Икша-Мелихово, находящиеся внутри границ земельного участка ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие" с кадастровым номером 50:02:004 04 10:0002, с учетом следующих координат межевого плана ОАО "Московская объединённая электросетевая компания":
N точек |
Х(м) |
Y(m) |
Дирекционный угол (град. мин. сек.) |
Мера длины (м) |
и1 |
516048,84 |
2190490,34 |
68 10,0 |
2 00 |
и2 |
516049,58 |
2190492,19 |
153 48,3 |
4 01 |
и3 |
516045,98 |
2190493,96 |
162 31,1 |
401 |
и4 |
516042,16 |
2190495,17 |
248 10,0 |
2 00 |
и5 |
516041,41 |
2190493,31 |
333 47,9 |
4 01 |
и 6 |
516045,01 |
2190491,54 |
342 31,4 |
4 01 |
и7 |
516048,84 |
2190490,34 |
|
|
- на земельный участок размером 18 кв.м под опорой 13 ВЛ-35 кВ Икша-Мелихово, находящиеся внутри границ земельного участка ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие" с кадастровым номером 50:02:004 04 10:0002, с учетом следующих координат межевого плана ОАО "Московская объединённая электросетевая компания":
N точек |
Х(м) |
Y(m) |
Дирекционный угол (град, мин., сек.) |
Мера длины (м) |
и1 |
516134,87 |
2190705,03 |
68 10,0 |
2 00 |
и2 |
516135,61 |
2190706,89 |
153 48,3 |
4 01 |
и3 |
516132,01 |
2190708,66 |
162 31,1 |
4 01 |
и4 |
516128,19 |
2190709,87 |
248 10,0 |
2 00 |
и5 |
516127,44 |
2190708,01 |
333 47,9 |
401 |
и 6 |
516131,04 |
2190706,24 |
342 31,4 |
4 01 |
и7 |
516134,87 |
2190705,03 |
|
|
2) признать право собственности ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие" отсутствующим на земельные участки непосредственно под опорами с учетом вышеприведенных координат;
3) признать право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Московская объединённая электросетевая компания" на земельные участки непосредственно под опорами с учетом вышеприведенных координат.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2014 года по делу N А41-2731/14 требования ОАО "Московская объединённая электросетевая компания" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие", в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что ОАО "Московская объединённая электросетевая компания" на праве собственности принадлежит ВЛ-35 кВ Икша-Мелихово, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 HA N 1679708 от 21.02.2007.
Вышеназванная линия, в соответствии с Техническим паспортом воздушной линии электропередачи 35 кВ электросетевого комплекса "Подстанция 35 кВ "Мелихово" (717) с линиями электропередачи" от 11.11.2005, расположена на территории Дмитровского муниципального района Московской области.
Истец ссылается на то, что согласно Постановлению главы Дмитровского района Московской области от 12.11.1993 N 2935 и свидетельству о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю от 25.11.1993 N 20075 в постоянное бессрочное пользование Акционерного общества открытого типа энергетики и электрификации "Мосэнерго" выделены земельные участки общей площадью 13 339 га для производственных целей под опоры ВЛ-220 кВ, ВЛ-110 кВ, ВЛ-35 кВ, ВЛ-6-10 кВ в Дмитровском районе, а ОАО "Московская объединённая электросетевая компания" является правопреемником ОАО энергетики и электрификации "Мосэнерго".
Истец указал, что произвел межевание земельных участков под опорами ВЛ-35 кВ Икша-Мелихово, однако ФГБУ "ФКП Росреестра" решениями N МО-12/РКФ-193834 от 19.06.2012, N МО-12/РКФ-193909 от 19.06.2012 было отказано в осуществлении кадастрового учета в связи с тем, что границы земельных участков под опорами ВЛ 12 и 13 Икша-Мелихово пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером 50:04:0180501:212, принадлежащего ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие".
Из материалов дела следует, что на основании Постановления Администрации Дмитровского района Московский области от 13.05.1997 N 832 "О предоставлении земельного участка Икшинскому государственному опытно-производственному предприятию", был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для производственных целей по фактическому пользованию земельный участок площадью 17,71 га, расположенный в районе с. Игнатово Кузяевского сельского округа, что подтверждается свидетельством N 115 от 28.05.1997 о праве собственности на землю бессрочное (постоянное) пользование.
Согласно справке отдела Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Дмитровскому району N 6872 земельный участок общей площадью 17,71 га принадлежащей на праве бессрочного (постоянного) пользования землей Икшинскому государственному опытно- производственному предприятию состоял из двух земельных участков с кадастровыми номерами: 50:04:0180501:83, 50:04:0180501:212.
Собственность Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 61 695 кв.м., кадастровый номер: 50:04:0180501:212 была зарегистрирована 16.02.2009. Право собственности было зарегистрировано на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Постановления Администрации Дмитровского района Московской области N 832 от 13.05.1997, Постановления Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 18.06.2008 N 3051-П (свидетельство о государственной регистрации права от 16.02.2009 серия 50-HB N 257171).
На основании передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия "Икшинское опытно-производственное предприятия" от 18.07.2007 и распоряжения Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом территориального управления по Московской области "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Икшинское опытно-производственное предприятие" от 29.12.2006 N 1003, было зарегистрировано право собственности за ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие" на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0180501:212, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование для производственных целей, общая площадь 61 695 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 29.06.2011 серия 50-AB N 064866).
На основании решения единственного акционера ОАО "Икшинского опытно- производственного предприятия" от 12.11.2012 было принято решение о разделе земельного участка площадью 61 695 кв.м. с кадастровым номером 50:04:0180501:212, на три земельных участка, в том числе и на земельный участок с кадастровым номером: 50:04:0180501:702 общей площадью 22 622 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей (свидетельство о государственной регистрации права серия 50 АД N 692269 от 09.01.2013).
Истец в письме от 26.08.2013 обратился за согласованием границ земельных участков к ОАО "Икшинское опытно-производственное предприятие", указав, что на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0180501:702 находятся объекты недвижимости электросетевой организации - ЛЭП 35 кВ "Икша-Мелихово", и у ОАО "Московская объединённая электросетевая компания" на основании свидетельства от 25.11.1993 N 20075 земля под опорами находится в постоянном (бессрочном) пользовании.
В ответе (N 389 от 09.09.2013) на письмо истца ответчиком было отказано в согласовании границ земельных участков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
В обоснование своих требований истец указал, что границы земельного участка ответчика установлены без учета расположенного на них ЛЭП 35 кВ "Икша-Мелихово" и предоставленного под ними истцу права постоянного (бессрочного) пользования.
Апелляционный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 11.4 ЗК РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2 статьи 11.4 ЗК РФ).
При этом, исходя из взаимосвязанных положений статей 11.2, 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, находящегося в частной собственности юридических и физических лиц, возможен только с согласия собственника земельного участка.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, правомочия собственника земельного участка состоят во владении, пользовании и распоряжении земельным участком.
При этом под владением понимается юридически обеспеченная возможность волевого, фактического и непосредственного господства лица над земельным участком; пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения из земельного участка полезных свойств, плодов и иных доходов в процессе его эксплуатации; распоряжение - это юридически обеспеченная возможность определения судьбы земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Согласно частям 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 221-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Принимая во внимание, что опоры, принадлежащие на праве собственности ОАО "Московская объединённая электросетевая компания", полностью располагаются на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0180501:702, то в случае обязания судом ответчика согласовать границы земельных участков в соответствии с координатами, указанными в межевом плане, это приведет к разделу земельного участка с кадастровым номером 50:04:0180501:702.
В данном случае, по мнению апелляционного суда, истцом избран ненадлежащий способ защиты своего права, по следующим обстоятельствам.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Из пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 38 Закона N 221-ФЗ следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Согласно пункта 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 7 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (пункт 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
Между тем из межевых планов, представленных истцом, следует, что согласование местоположения границ земельных участков под опорами линий электропередач не проводились, о чем имеется соответствующая запись кадастрового инженера.
Истцом не предоставлено доказательств соблюдения процедуры урегулирования спора в указанном порядке, в исковых требованиях он указывает на пересечение вновь образованных земельных участков с земельным участком, принадлежащим на праве собственности ответчику.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции также обращает внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом могут быть установлены следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 3, 6 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно абзацу четвертому пункта 2 статьи 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
В соответствии с данными положениями постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила установления охранных зон).
Как указано в пункте 1 Правил установления охранных зон настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
При этом исходя из содержания пункта 4 данных Правил следует, что изъятие земельных участков, в связи с установлением охранных зон у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не допускается.
В соответствии с пунктом 6 Правил установления охранных зон границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).
Правилами установления охранных зон определен порядок установления охранных зон, в соответствии с которым сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
При этом в Правилах установления охранных зон предусмотрено, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 04.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.
Согласно подпункта 6 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде ограничении (обременении) права, содержании ограничения (обременения) права, сроке действия ограничения (обременения) права, о лицах, в пользу которых ограничиваются (обременяются) права, дате возникновения и прекращения ограничения (обременения) права.
Истец не представил доказательств предоставления ему земельных участков под опорами на каком-либо вещном праве.
Ссылка истца на постановление Главы администрации Дмитровского района от 12.11.1993 N 2935 не принимается во внимание, так как к данному постановлению не прилагается какого-либо графического материала, подтверждающего, что речь идет о земельных участках, границы которых истец просит обязать ответчика согласовать; во-вторых, данным постановлением закрепляется, что земельные участки, о которых идет в нем речь, подлежат перерегистрации как находящиеся в муниципальной собственности. Данным постановлением не принималось решения о том, что земельные участки предоставляются в собственность ОАО "Московская объединённая электросетевая компания".
Постановление Администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 434-П от 06.02.2012 об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом карте соответствующей территории, на которых находятся опоры ВЛ-35 кВ Икша-Мелихово, также не может быть принято судом во внимание как доказательство возникновение прав истца на земельные участки, поскольку в постановлении указано, что утверждены схемы земельных участков на землях, относящихся к неразграниченной собственности, в том время как земельный участок, на котором находятся опоры, принадлежит на праве собственности ответчику.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства могут располагаться на земельных участках, находящихся в как в государственной, муниципальной, так и в частной собственности, при этом права владельца объектов электросетевого хозяйства охраняются путем установления охранных зон и возможностью защиты своих права, как собственника объектов, иными способами (установление сервитута и т. д.).
В соответствии со ст.20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В данном случае, суд первой инстанции, признавая за истцом- открытым акционерным обществом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право собственности истца отсутствующим, не учел в нарушение ст.20 ЗК РФ, что в данном случае спорный земельный участок выбыл из государственной собственности в установленном законом порядке, в порядке приватизации и на момент принятия решения судом принадлежат ответчику- юридическому лицу на праве собственности.
При этом истцом не представлено нормативного и документального обоснования в силу п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" невозможности защиты прав истца иным способом, кроме предъявления иска с требованиями о признании права собственности ответчика на земельный участок отсутствующим
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а исковое заявление ОАО "Московская объединённая электросетевая компания" оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2014 по делу N А41-2731/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2731/2014
Истец: ОАО "Московская объединённая электросетевая компания"
Ответчик: ОАО "Икшинское опытное-производственное предприятие"
Третье лицо: Администрация Дмитровского муниципального района, ТУ ФАУГИ по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области