Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2014 г. N 13АП-19347/14
г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А56-22088/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Бушева Д.С. - доверенность N 05/20511 от 05.09.2014
от третьих лиц: 1) предст. Чоботок Ю.А. - доверенность N 78АА4438193 от 06.05.2013; 2) не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19347/2014) Комлика Александра Викторовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2014 по делу N А56-22088/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) Комлика Александра Викторовича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: 1) открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания", 2) Благословенский Михаил Владимирович
об оспаривании решения от 11.03.2014 по делу N К10-25/13 и обязании устранить допущенные нарушения
установил:
Комлик Александр Викторович (далее - заявитель, гр. Комлик А.В.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, Управление) от 11.03.2014 по делу N К10-25/13 и об обязании Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения в установленном порядке заявления (дело N К10-25/13) в месячный срок со дня принятия судебного акта.
Определением от 14.04.2014 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "ФПК") и гр. Благословенский М.В.
Решением суда от 28.07.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, гр. Комлик А.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 28.07.2014 и вынести по делу новый судебный акт, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Как указывает податель жалобы, Технологический процесс эксплуатации межгосударственной системы АСЦ "Экспресс" государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской республики, Эстонской Республики, утвержденный Протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 30.05.2008 N 48 (далее - Технологический процесс), а также Правила резервирования мест и оформления проездных документов в международном сообщении через автоматизированные системы управления пассажирскими перевозками на железных дорогах государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской республики, Эстонской Республики, утвержденные 20.11.2008 - 21.11.2008 на 49-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ (далее - Правила резервирования), не являются международными договорами, подлежащими преимущественному применению по отношению к федеральным законам, регулирующим порядок оказания услуг при осуществлении международных перевозок.
Заявитель извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть апелляционную жалобу без его участия. Представил ответ МИД России от 08.07.2014 N 10336/дн в ответ на его запрос, из которого следует, что Технологический процесс эксплуатации межгосударственной системы АСЦ "Экспресс" государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской республики, Эстонской Республики, утвержденный Протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 30.05.2008 N48, а также Правила резервирования мест и оформления проездных документов в международном сообщении через автоматизированные системы управления пассажирскими перевозками на железных дорогах государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской республики, Эстонской Республики, утвержденные 20.11.2008 - 21.11.2008 на 49-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, не являются международными договорами Российской Федерации и не имеют преимущественной силы по отношению к федеральным законам (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации).
Представитель ОАО "ФПК" в судебном заседании доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции по настоящему делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель УФАС поддержал позицию ОАО "ФПК".
Гр. Благословенский М.В. уведомлен надлежащим образом, в судебное заседании не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12.12.2012 заявителю при приобретении железнодорожного билета по направлению Санкт-Петербург - Павлоград 1 (Украина) на поезд N 007А "Санкт-Петербург - Симферополь" было отказано в продаже соответствующего билета до указанной станции, при этом, до станции "Симферополь" билеты имелись в наличии. В результате заявителем был приобретен билет до станции "Симферополь", что повлекло для него дополнительные расходы в размере 537,70 рублей.
Полагая, что данная услуга была ему навязана ОАО "ФПК", являющимся продавцом железнодорожных билетов, 13.12.2012 гр. Комлик А.В. обратился в УФАС России по Санкт-Петербургу с заявлением о наличии в действиях ОАО "ФПК" признаков нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при осуществлении продажи проездных документов на промежуточные станции следований пассажирских поездов в международном направлении, а также при наличии оснований просил привлечь ОАО "ФПК" к ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства и выдать соответствующее предписание о прекращении неправомерных действий.
Решением УФАС России по Санкт-Петербургу по делу N К10-25/13 от 11.03.2014 рассмотрение дела о нарушении ОАО "ФПК" части 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ прекращено в связи с отсутствием в действиях ОАО "ФПК" нарушения антимонопольного законодательства.
Полагая незаконным указанное решение УФАС, гр. Комлик А.В. обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, согласившись с выводом антимонопольного органа об отсутствии в действиях ОАО "ФПК" нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав мнение участвующих в судебном заседании лиц, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона N135-ФЗ).
Для реализации этих целей антимонопольный орган наделен рядом полномочий, в том числе полномочиями возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, иными субъектами права и получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменном и устном виде (пункты 1 и 11 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми; создание дискриминационных условий и др.
Как установлено УФАС в ходе проверки, в соответствии с Уставом ОАО "ФПК" основными видами деятельности данной организации являются в том числе перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования по территории Российской Федерации и в международном сообщении, а также оформление и продажа железнодорожных проездных документов на пассажирские поезда дальнего следования.
ОАО "ФПК" осуществляет деятельность в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании с 01.04.2010, является субъектом естественной монополии (приказом ФСТ России от 27.05.2010 N 190-т включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок) и в силу части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) перевозка пассажиров, грузов, грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Правилами оказания услуг по железнодорожным перевозкам пассажиров, а также грузов, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности железнодорожным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111 (далее - Правила оказания услуг), Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС России от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила перевозок), и заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами.
Пунктом 23 Правил оказания услуг установлено, что порядок и сроки продажи проездных документов (билетов), а также порядок работы железнодорожных станций и железнодорожных вокзалов определяется Правилами перевозок исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 3 Правил перевозок перевозка пассажиров в международном сообщении осуществляется по правилам, устанавливаемым соответствующими международными договорами (соглашениями).
Правоотношения при перевозках в международном сообщении регулируются также Соглашением между железнодорожными администрациями государств-участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм соглашения о международном пассажирском сообщении, принятом Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, служебной инструкцией к Соглашению, порядком управления маршрутами прямого международного пассажирского железнодорожного сообщения (далее - Порядок управления маршрутами).
Россия и Украина также являются странами-участниками другой международной организации - Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, образованного межправительственным Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых государств от 14.02.1992.
Протоколом Совета от 27-28.05.1992 N 18 принято Соглашение об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирским сообщении (далее - ОП СМПС).
Учитывая, что маршрут следования поезда "Санкт-Петербург - Симферополь" установлен в соответствии со сводом пассажирских перевозок прямого международного сообщения, спорная перевозка является международной, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Порядок оформления проездных документов в международном сообщении в рамках межправительственной организации - Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества установлен Правилами резервирования.
Именно указанный Порядок резервирования билетов применяют все страны-участницы соглашения.
Пунктом 2.3 Правил резервирования установлено, что резервирование мест с оформлением проездных документов производится в срок от 45 суток до 2-х часов до отправления поезда. В соответствии с пунктом 2.5 Правил резервирования резервирование мест и оформление проездных документов может производится как из свободной продажи, так и из специально выделенной для этого нормы мест.
В соответствии с положениями Раздела 2 Правил резервирования взаимодействие железных дорог при оформлении проездных документов осуществляется оперативно через межсистемное взаимодействие с использованием межгосударственной системы АСУ "Экспресс".
Советом по железнодорожному транспорту принято Соглашение о совместной эксплуатации межгосударственной АСУ "Экспресс" (утверждено 10-м заседанием Совета от 20-21.01.1994), в соответствии с пунктом 3 которого эксплуатация межгосударственной системы АСУ "Экспресс" государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Эстонской Республики, железнодорожными администрациями государств-участников настоящего соглашения производится в соответствии с Технологическим процессом эксплуатации межгосударственной системы АСУ "Экспресс" (далее - Технологический процесс).
Технологический процесс утвержден Протоколом Совета по железнодорожному транспорту от 29-30.05.2008 N 48. Порядок ввода информации в систему АСУ "Экспресс" установлен главой 6 указанного Технологического процесса. Последовательность реализации билетов определяется в соответствии с принципами и порядком работы межгосударственной АСУ "Экспресс", описанным в пункте 7.2.2 Технологического процесса "Оформление проездных документов".
При этом, согласно пункту 6.2.3 Технологического процесса при вводе в АСУ "Экспресс" расписания поезда на очередной календарный год в систему вводится эталонный файл поезда, который содержит макет распределения нормы мест, броней и режимов продажи. Определенная в пункте 6.3.1 Технологического процесса технология позволяет при помощи оперативных изменений регулировать продажу проездных документов.
Так, в пункте 7.2.2 Технологического процесса, которым установлен порядок оформления проездных документов, для рационального заполнения вагонов предусмотрена возможность применения таких способов регулирования реализации мест в поездах как: запрещение реализации мест в поезде промежуточными станциями по ходу следования, установление пассажирской службой железной дороги отправления поезда ограничения реализации мест до промежуточных станций по ходу следования.
Апелляционная коллегия соглашается с доводами подателя жалобы о том, что Технологический процесс и Правила резервирования не являются международными договорами Российской Федерации, к ним не применяются процедуры и требования, предусмотренные Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", они не подлежат включению в Единую государственную систему регистрации и учета международных договоров, а также официальному опубликования по представлению МИД России и ратификации.
Вместе с тем, названные акты, как правомерно указал суд первой инстанции, являются актами межведомственного характера, опубликование которых не является обязательным. Однако, в силу Положения о Совете по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Регламента Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Положения о Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, документы, принимаемые в установленном порядке Советом по железнодорожному транспорту, являющимся межгосударственным органом, координирующим работу железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне, уполномоченным принимать решения и утверждать нормативные документы, регулирующие организацию перевозочного процесса в межгосударственном сообщении и в сообщении с третьими лицами, являются обязательными для исполнения всеми лицами, участвующими в международной перевозке, в том числе ОАО "ФПК".
Таким образом, указанные нормативные документы позволяют упорядочить международную перевозку, приняв за основу единые правила резервирования и продажи билетов. Заявителем, в свою очередь, не приведено нормативного обоснования несоответствия указанных актов правилам и нормам федерального законодательства. Утверждая о несоответствии Технологического процесса и Правил резервирования федеральному закону, заявитель не назвал конкретные нормы российского законодательства, устанавливающие иной порядок продажи железнодорожных билетов в международном сообщении.
При вышеизложенных обстоятельствах, антимонопольный орган обоснованно прекратил рассмотрение дела N К10-25/13 о нарушении ОАО "ФПК" части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ в связи с отсутсвием в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства при продаже билетов заявителю на поезд "Санкт-Петербург - Симферополь".
Кроме того, Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, рассмотрев жалобу гр. Комлика А.В., также не усмотрело в действиях ОАО "ФПК" нарушения прав потребителя. Указанные решения органов Роспотребнадзора были обжалованы заявителем в суд. Решением Петродворцового районного суда г. Санкт-Петербурга от 11.11.2013 по делу N 2-1480/13 в удовлетворении заявленных требований Комлику А.В. отказано. Определением Санкт-Петербургского городского суда от 12.02.2014 решение суда первой инстанции по указанному делу оставлено без изменения, а жалоба заявителя - без удовлетворения.
Также в рамках дела N К10-25/13 УФАС России по Санкт-Петербургу рассмотрело заявление Благословенского М.В., поданное в антимонопольный орган после возбуждения дела N К10-25/13 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем Благословенский М.В. был привлечен к участию в рассмотрении вышеуказанного дела. В своем заявлении гр. Благословенский М.В. указал на невозможность приобретения им плацкартного билета на поезд N 109Ж "Астрахань - Санкт-Петербург" с требуемой пассажиру станции Ртищево-1, в результате чего им был приобретен билет со станции Саратов на 12.05.2013, которая находится по маршруту следования поезда дальше от станции назначения Санкт-Петербург, чем станция Ртищево-1.
Согласно статье 8 Правил перевозки продажа проездных билетов на поезда дальнего и местного следования в кассах, оборудованных терминалами системы "Экспресс", осуществляется в следующие сроки: - от 45 суток и до отправления поезда с пунктов формирования или оборота поезда; - от 3 суток и до отправления поезда с промежуточной станции.
Как установлено УФАС в ходе проверки, для поезда N 109/110 "Астрахань - Санкт-Петербург" станция Саратов являлась станцией формирования поезда, а станция Ртищего-1 - промежуточной станцией, поезд формируется Приволжским филиалом.
В соответствии с переходной программой от 12.03.2013 N 1114 данный поезд является двухгрупповым, то есть в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 17.10.2006 N 2086р состоит из двух групп вагонов, имеющих разные пункты назначения (отправления) и следующих до международной станции разъединения (объединения) под одним номером.
Соответственно, вышеуказанный поезд формируется частично в пункте формирования Пассажирским вагонным депо Астрахань (ЛВЧД-17) вагонами приписки ЛВЧД-16 и в пункте формирования прицепной группы - вагонами приписки Вагонного участка Саратов-Пассажирский (ЛВЧ-7), прицепляемыми к поезду непосредственно по прибытию на ст. Саратов-1 при движении в направлении Астрахань - Санкт-Петербург.
Соответственно, продажа проездных документов (билетов) на поезд, отправляющийся из пункта формирования ст. Астрахань 11 мая 2013 года осуществлялась с 28 марта 2013 года, то есть от 45 суток до отправления поезда с пунктов формирования (Астрахань и Саратов) или оборота (Санкт-Петербург) поезда, и от 3-х суток - с 8 мая 2013 года и до отправления поезда с промежуточной станции (Ртищево-1 и другие).
Согласно Справке Приволжского железнодорожного агентства, по состоянию на 8 мая 2013 года в продаже до отправления данного поезда с промежуточной станции Ртищево-1 имелось 7 свободных мест в плацкартные вагоны, по состоянию на 9 мая - 1 свободное место в плацкартные вагоны, по состоянию на 10 и 11 мая свободных мест в плацкартные вагоны не было.
Как подтверждается материалами дела, Благословенским М.В. был приобретен 01.04.2013 билет на поезд сообщением "Астрахань - Санкт-Петербург" на дату отправления 12.05.2013 (через личный кабинет на сайте ОАО "РЖД"), то есть в срок более чем за 3 суток.
При таких обстоятельствах, УФАС пришло к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ОАО "ФПК" нарушений Правил перевозок и антимонопольного законодательства при продаже билета Благословенскому М.В. на поезд "Астрахань - Санкт-Петербург".
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11.03.2014 по делу N К10-25/13 законным и обоснованным и отказал в удовлетворении заявления гр. Комлика А.В., не установив предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим Закону N 135-ФЗ.
Судом полно и всесторонне исследованы все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине в размере 100 руб. подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 июля 2014 года по делу N А56-22088/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комлика Александра Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22088/2014
Истец: Комлик А. В., Комлик Александр Викторович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, УФАС по санкт-Петербургу
Третье лицо: Благословенский М. В., ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Федеральная пассажирская компания", ФГБУ культуры "Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-890/14
27.10.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19347/14
05.08.2014 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17735/14
28.07.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-22088/14