г. Томск |
|
24 октября 2014 г. |
Дело N А27-17292/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей Т.В. Павлюк, С.В. Кривошеиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В.
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.08.2014 по делу N А27-17292/2013 (судья В. Я. Драпезо)
по заявлению открытого акционерного общества "Кузбасс-пригород"
к государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кузбасс-пригород" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительными решения государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) от 29.07.2013 N 1800016 осс и решения, выраженного в письме от 18.09.2013 N 03-07/07-14339/1, в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 9 239,83 рублей и штрафа в сумме 1 847,96 рублей, а также о признании недействительными решения от 29.07.2013 N132 н/с и решения, выраженного в письме от 18.09.2013 N 03-07/07-14339, в части доначисления страховых взносов в сумме 1 274,46 рублей, пени в сумме 40,17 рублей и штрафа в сумме 254,89 рублей.
Решением суда от 12.08.214 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что произведенные Обществом своим работникам компенсационные выплаты в размере эквивалентном стоимости молока или других пищевых продуктов подлежат обложению страховыми взносами; Учреждением не приняты к зачету произведенные Обществом расходы на выплату страхового обеспечения в связи с ненадлежащим оформлением листков нетрудоспособности.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. на основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что в июне 2013 года Фондом проведена выездная проверка ОАО "Кузбасс-пригород" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств и по проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По итогам проведенной проверки Фондом составлены акты от 26.06.2013 N 18000116 н/с и N 13000116осс.
На основании указанных актов Учреждением приняты решение о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 29.07.2013 N 132 н/с и решение о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 29.07.2013 N 18000116 осс.
Посчитав указанные решения незаконными, ОАО "Кузбасс-пригород" обратилось с апелляционной жалобой в государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В письмах от 18.09.2013 N 03-07/07-14339 и N 03-07/07-14339/1 государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации сообщило Обществу о частичном изменении решений от 29.07.2013 N 132 н/с и N 18000116 осс.
В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительными решений от 29.07.2013 N 132 н/с и N 18000116 осс, а также решений государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.09.2013 N 03-07/07-14339 и N 03-07/07-14339/1 в части отказа в удовлетворении требований Общества.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о том, что бесплатная выдача работникам молока не поставлена в зависимость от аттестации рабочих мест; основанием для выдачи молока является фактическая занятость на работах, связанных с вредными производственными факторами; допущенные медицинской организацией ошибки при оформлении листков нетрудоспособности не влекут безусловный отказ в назначении и выплате пособия; наступление страховых случаев Фондом не оспаривается; законом не предусмотрено возможности начисления страховых взносов на суммы, не принятые к зачету.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье настоящего Закона.
При этом подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Нормы и условия выдачи бесплатного молока за работу с вредными производственными факторами установлены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 и Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.
Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенного в приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы.
В связи с этим судом первой инстанции обоснованно указано, что бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов не поставлена в зависимость от результатов аттестации рабочих мест, проводимой с целью установления размеров превышения предельно допустимых уровней химических веществ.
Основанием для выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работнику является его фактическая занятость на работах, связанных с производством или применением химических веществ, предусмотренных в Перечне вредных производственных факторов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие вредных факторов должно подтверждаться аттестацией рабочего места по условиям труда, не основаны на нормах права.
Предусмотренные статьями 209, 212 ТК РФ требования проведения аттестации, а также Порядок аттестации рабочих мест, утвержденный Приказами Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, от 26.04.2011 N 342н, не свидетельствуют о том, что установление наличия вредных условий труда возможно только по итогам аттестации.
Непроведение аттестации работодателем не освобождает его от обязанности предоставить компенсацию работнику в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, и может служить лишь основанием для выводов о нарушении трудового законодательства.
Кроме того, согласно пункту 13 Приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении работодателем вышеперечисленных требований сохраняется прежний порядок бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан продолжать бесплатно выдавать молоко или выплачивать денежную компенсацию в эквивалентном размере работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда.
Таким образом, до проведения аттестации рабочих мест работодатель обязан обеспечивать работников, занятых на работах с вредными условиями труда, бесплатной молоком или другими равноценными пищевыми продуктами в соответствии с принятым коллективным договором.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается Фондом, что трудовая функция работников Общества (мойщик-уборщик подвижного состава, проводник пассажирского вагона, уборщик производственных помещений, станционный рабочий) связана с применением химических веществ, предусмотренных в Перечне вредных производственных факторов.
Коллективным договором ОАО "Кузбасс-пригород" на 2008 год, продленным на 2011 год, предусмотрена обязанность работодателя обеспечивать работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком по установленным нормам.
Соглашением от 16.12.2011 срок действия Коллективного договора продлен на период по 31.03.2012, соглашением от 15.03.2012 срок действия Коллективного договора продлен на период по 30.04.2012 года.
Пунктом 3.5.5 Коллективного трудового договора предусмотрена замена выдачи молока денежной компенсацией. Конкретный размер компенсационной выплаты предусмотрено устанавливать приказом по Обществу.
Поскольку факт занятости указанных лиц на работах, связанных с производством или применением химических веществ, предусмотренных в Перечне вредных производственных факторов, установлен, производимые Обществом выплаты в размере эквивалентном стоимости молока или других пищевых продуктов являются компенсационными и не подлежат обложению страховыми взносами.
Относительно доводов апелляционной жалобы об обоснованном непринятии Фондом листков нетрудоспособности на Бачурину Т. В., Сметанникову О. В. и Верещагину А. И. арбитражный апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - закон N 255-ФЗ) страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Порядок и оформление выдачи листков нетрудоспособности регламентирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности).
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в принятии к зачету сумм страховых взносов явилось принятие Обществом листков нетрудоспособности N 003176452631, N 016337097604, N 001861113436 к оплате и их последующая оплата с нарушением требований Порядка выдачи листков нетрудоспособности, выразившихся в неверном указании кода причины нетрудоспособности, наличии исправлений, выполненных синей пастой.
Вместе с тем, нарушения допущены не Обществом, а медицинским учреждением и являются незначительными.
Пунктом 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности установлено, что записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей. При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.
Пунктом 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности установлены правила заполнения раздела "Заполняется врачом медицинской организации".
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что ошибочное указание кода причины нетрудоспособности, а также внесение исправлений в листки нетрудоспособности пастой синего цвета лишь подтверждает неправомерность действий работника медицинского учреждения и не опровергает факта наступления страхового случая, что свидетельствует об отсутствии у страхователя правовых оснований для отказа в оплате листка нетрудоспособности.
В таком случае пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено право Фонда на предъявление исков к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Фондом не доказано, что перечисленные недостатки в оформлении листов нетрудоспособности влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
Учитывая, что факт наступления утраты трудоспособности работниками Общества и оплаты указанных листков трудоспособности подтвержден и не оспаривается Фондом, оснований для непринятия к зачету расходов Общества на выплату пособия Бачуриной Т. В., Сметанниковой О. В. и Верещагиной А. И. арбитражный апелляционный суд не усматривает.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что с учетом статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования, осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Работодатель не имеет возможности проверить соблюдение процедуры и порядка выдачи листка нетрудоспособности и несет ответственность лишь за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством (пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования").
Положения Порядка выдачи листков нетрудоспособности не содержат запрета на устранение (исправление) недостатков, нарушений, допущенных при оформлении листка нетрудоспособности, а равно не устанавливают конкретного срока устранения таких нарушений.
Возможность организации-страхователя представить в ходе проверки страховщику исправленные листки нетрудоспособности предусмотрена нормативным правовым актом, регулирующим деятельность Фонда социального страхования при проведении документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию - Постановлением ФСС от 07.04.2008 N 81 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам".
Согласно пункту 61 Методических указаний при наличии нарушений отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушения либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что данные положения Методических указаний Учреждением не учтены, что, в свою очередь, привело к необоснованному отказу в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Обратного Фондом в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано.
Таким образом, формальное нарушение порядка оформления и выдачи листков нетрудоспособности, допущенное сотрудниками медицинского учреждения, не свидетельствует об отсутствии оснований для выплаты страхователем своим работникам пособия по временной нетрудоспособности.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.08.2014 по делу N А27-17292/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17292/2013
Истец: ОАО "Кузбасс-Пригород"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18