г. Пермь |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А71-6114/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (ОГРН 1021801147774, ИНН 1831034040): Набоков А.А., доверенность от 28.11.2013;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800269928, ИНН 1831099255): представители не явились;
от третьего лица Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя открытого акционерного общества "Удмуртнефть"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 августа 2014 года по делу N А71-6114/2014,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртнефть"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике
третье лицо: Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура
об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртнефть" (далее - заявитель, ОАО "Удмуртнефть", Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике, административный орган) об отмене постановлений от 23.05.2014 N 03-44-2014/30Пс, N 03-47-2014/29Пс, N 03-46-2014/28Пс, N 03-45-2014/27Пс, N 03-44-2014/26Пс, от 20.05.2014 N 03-42-2014/24Пс, N 03-40-2014/22Пс, N 03-39-2014/21Пс, N 03-43-2014/25Пс о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 305 000 рублей по каждому постановлению.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.08.2014 заявленных требований удовлетворены частично; оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены в части назначения наказания, размер штрафов снижен до 300 000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Удмуртнефть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие вины в совершении правонарушения, при этом указывает, что начиная с 2008-2009 года ОАО "Удмуртнефть" принимались меры, направленные на повышение уровня утилизации попутного нефтяного газа, однако учитывая, что добываемый попутный нефтяной газ являлся некондиционным, варианты его использования сводились к высоким капиталовложениям или невозможности использования по физико-химическим свойствам. Также с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, считает возможным назначить наказание ниже низшего предела установленной санкции.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; считает составы административных правонарушений доказанными, в том числе, в части установления вины заявителя в совершении правонарушений, а также указывает на отсутствие оснований для снижения штрафов ниже низшего предела; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура с доводами жалобы ОАО "Удмуртнефть" не согласна по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворений.
Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике и Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2014 года Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО "Удмуртнефть" законодательства о недрах и об охране атмосферного воздуха при использовании попутного нефтяного газа.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Удмуртнефть" осуществляет деятельность по добыче нефти и растворенного газа на месторождениях в Удмуртской Республике на основании лицензий, проектных документов, дополнительных соглашений к контрактам об условиях пользования недрами (т. 1 л.д. 47-90, т. 2 л.д. 53-86, т.3 л.д. 49-73, т. 4 л.д. 62-91, т. 5 л.д. 55-67, т. 6 л.д. 56-74, т. 7 л.д. 57-112, т. 8 л.д. 53-86).
Согласно лицензионным соглашениям об условиях пользования недрами, условиям пользования недрами, утвержденным в установленном порядке проектным документам на разработку месторождений ОАО "Удмуртнефть" обязано обеспечить объем утилизации газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку указанных месторождений. При этом нижний предельный текущий уровень утилизации добываемого попутного нефтяного газа должен быть не ниже 95%, начиная с 2010, 2011 годов (т. 1 л.д. 52, 84, 64, т. 2 л.д. 68, 77, т. 3 л.д. 54, 68, т. 4 л.д. 68, т. 5 л.д. 61, т. 6 л.д. 62, т. 7 л.д. 67, 74, 89, т. 8 л.д. 60).
На основании информации, представленной ОАО "Удмуртнефть", о процентном уровне утилизации (использовании) и уровне сжигания попутного нефтяного газа по каждому месторождению фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа за 2013 год колеблется от 0 до 49%, за 1 квартал 2014 года от 0 до 60%, то есть, показатель в 95% не достигается (т.1 л.д.107).
По факту выявленных нарушений условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, выразившихся в необеспечении ОАО "Удмуртнефть" утилизации попутного нефтяного газа на месторождениях Удмуртской Республики в объеме не ниже 95% от объема добываемого попутного нефтяного газа, Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой вынесены постановления от 07.05.2014 о возбуждении в отношении ОАО "Удмуртнефть" производства об административном правонарушении по признакам административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ (т. 1 л.д. 34-37, т. 2 л.д. 40-43, т. 3 л.д. 36-39, т. 4 л.д. 48-51, т. 5 л.д. 42-44, т. 6 л.д. 41-43, т. 7 л.д. 42-45, т. 8 л.д. 39-42).
Материалы административных дел в отношении ОАО "Удмуртнефть" Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой направлены в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике для рассмотрения.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике приняты постановления от 20.05.2014 N 03-39-2014/21Пс, N 03-40-2014/22Пс, N 03-42-2014/24Пс, N 03-43-2014/25Пс, от 23.05.2014 N 03-44-2014/26Пс, N 03-45-2014/27Пс, N 03-46-2014/28Пс, N 03-47-2014/29Пс, о привлечении ОАО "Удмуртнефть" к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафов в размере 305 000 руб. по каждому постановлению (т. 1 л.д. 25-28, т. 2 л.д. 32-35, т. 3 л.д. 28-31, т. 4 л.д. 42-45, т. 5 л.д. 35-39, т. 6 л.д. 35-38, т. 7 л.д. 35-39, т. 8 л.д. 33-36).
Не согласившись с указанными постановлениями о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных постановлений незаконными и их отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, вместе с тем по каждому постановлению снизил размер назначенного штрафа до минимального размере, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона "О недрах").
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию (п. 10 ст.12 Закона "О недрах").
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В ст. 23 Закона "О недрах" предусмотрено, что к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
В соответствии с п. 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, в проектную документацию помимо мероприятий и информации, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, включаются также обоснованные варианты проектных решений, в том числе: б) в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья - в отношении: мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
В п. 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 "Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 N 1166-ст установлено, что система использования газа, включающая пункты сепарации газа, газопроводы, компрессорные станции, объекты утилизации и вспомогательные объекты, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95%. Система должна обеспечивать измерение и учет количества газа, получаемого из недр, поставляемого другим предприятиям, используемого на собственные нужды и для закачки в пласт, а также объема потерь газа. Объем технологических потерь газа рассчитывается предприятием и согласовывается с уполномоченными органами исполнительной власти в установленном порядке.
Между тем в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа за период 2013 года составил от 0 до 49%, в 1 квартале 2014 года - от 0 до 60% (т. 1 л.д. 107). Таким образом, заявителем допущено пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Факт нарушения ОАО "Удмуртнефть" лицензионных требований подтвержден материалами административных дел, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении правонарушения административным органом установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Ссылка заявителя на принятие мер по недопущению нарушений судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку доказательств своевременного внесения соответствующих изменений в лицензии в материалах дела не имеется, соответствующие изменения внесены в лицензии ОАО "Удмуртнефть" только в мае 2014 после проведения прокуратурой проверки.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушений, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения.
Таким образом, в действиях (бездействии) Общества доказаны составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте вынесения постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении ОАО "Удмуртнефть" извещено надлежащим образом (т.1 л.д.42, т.2 л.д. 48, т.3 л.д. 44, т. 4 л.д. 56, т. 5 л.д. 49, т. 6 л.д. 50, т. 7 л.д. 51, т. 8 л.д. 47), о времени и месте рассмотрения материалов административных дел ОАО "Удмуртнефть" также извещено надлежащим образом (т. 1 л.д. 30, т. 2 л.д. 36, т. 3 л.д. 32, т. 4 л.д. 40, т. 5 л.д. 33, т. 6 л.д. 33, т. 7 л.д. 33, т. 8 л.д. 31), Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, постановления о привлечении к административной ответственности вынесены в присутствии представителя ОАО "Удмуртнефть" Набокова А.А., действующего на основании доверенности от 06.05.2014.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания правонарушения малозначительным и для применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
Суд первой инстанции при отсутствии отягчающих обстоятельств снизил административный штраф до минимального размера санкции, установленной ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ до 300 000 руб. по каждому постановлению. Оснований для переоценки данного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылка ОАО "Удмуртнефть" на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П и на возможность в данном случае назначения наказаний ниже низшего предела установленной санкции, судом отклоняется, поскольку характер нарушений и отсутствие доказательств тяжелого материального положения заявителя не позволяет суду применить положения вышеназванного Постановления.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 августа 2014 года по делу N А71-6114/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6114/2014
Истец: ОАО "Удмуртнефть"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по УР
Третье лицо: Удмуртская Природоохранная Межрайонная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12548/14