г. Пермь |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А71-4457/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "МегаФон" в лице Ижевского регионального отделения Уральского филиала открытого акционерного общества "МегаФон" (ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560): Перегородиев С.Н. по доверенности от 21.07.2014; Зиганшин Р.Ф. по доверенности от 27.11.2013;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800265902, ИНН 1831098124): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
открытого акционерного общества "МегаФон" в лице Ижевского регионального отделения Уральского филиала открытого акционерного общества "МегаФон"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 августа 2014 года по делу N А71-4457/2014,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению открытого акционерного общества "МегаФон" в лице Ижевского регионального отделения Уральского филиала открытого акционерного общества "МегаФон"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "МегаФон" в лице Ижевского регионального отделения Уральского филиала открытого акционерного общества "МегаФон" (далее - заявитель, ОАО "МегаФон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике, административный орган) от 10.04.2014 N 062/14, от 11.04.2014 N 063/14, N 064/14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 рублей по каждому постановлению.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "МегаФон" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие нарушения ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; при этом указывает, что использование радиочастот осуществляется в полном соответствии с выданными разрешениями; географические координаты фактического места установки радиоэлектронных средств на местности соответствуют координатам в разрешениях с точностью до минуты; установка радиоэлектронных средств в ином месте, отличном от указанного в разрешениях, административным органом не доказано. Выводы суда первой инстанции о представлении заявителем географических координат мест установки РЭС с точностью до секунды, послуживших основанием для выдачи разрешений, равно как признание заявителем факта нарушения, считает ошибочными и не подтвержденными материалами дела. Кроме того, заявитель ссылается на то, что географические координаты, указанные ФГУП "РЧЦ ПФО" в протоколах измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств не подтверждены и получены с нарушением, при этом отмечает, что указанные в протоколах измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств и примененные ФГУП "РЧЦ ПФО" методики измерений не соответствуют предмету определения географических координат, определение географических координат осуществлено без указания геодезической основы.
Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.02.2014 ФГУП "РЧЦ ПФО" проведены мероприятия по радиоконтролю и составлены протоколы измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 21.02.2014 N 18-0592-19441-14, N 18-0601-18115-14, N 18-0600-18113-14, в которых указано, что ОАО "МегаФон" эксплуатирует:
- базовую станцию цифровых радиосистем беспроводного доступа (типа Tsunamy MP-8160-BSU-WD, зав. N 000108) по адресу: п. Балезино, ул.О.Кошевого, д. 12, столб связи, на частоте излучения (передачи) 6250,085 МГц с географическими координатами 57°59'07" с.ш., 53°00'42" в.д., не соответствующими значениям 57°59'09" с.ш., 53°00'31" в.д., указанным в приложении к разрешению на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 16.05.2013N 524-13-0084;
- базовую станцию сети подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-2000/UMTS типа Huawei DBS3900, заводской номер 2102113169N0B000658756598 (БС-180076 МСС-250, MNC-2, LAC-1815, CI-3676(2)), по адресу: п. Балезино, ул. О. Кошевого, д. 12, частота излучения (передачи) 2137,401 МГц с географическими координатами 57°59'07" с.ш., 53°00'42" в.д., не соответствующими значению 57°59'10" с.ш., 53°00'25" в.д., указанному в приложении к разрешению на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 18.12.2012 N 1328-12-0020;
- базовую станцию сети подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900 типа Huawei BTS3012AE, заводской номер 21023199406ТВ7910555/12 (БС-180076 МСС-250, MNC-2, LAC-1815, CI- 76(2)), по адресу: п. Балезино, ул. О. Кошевого, д. 12, частота излучения (передачи) 945,4002 МГц с географическими координатами 57°59'07" с.ш., 53°00'42" в.д., не соответствующими значению 57°59'10" с.ш., 53°00'30" в.д., указанному в приложении к разрешению на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 01.03.2013 N 218-13-0048.
Данная информация направлена ФГУП "РЧЦ ПФО" в адрес Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике (вх. N 855/18, 856/18, 881/18).
В связи с чем Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике на основании приказов от 28.02.2014 N 72-нд, 04.03.2014 N 73-нд, 07.03.2014 N 77-нд с целью рассмотрения поступивших обращений ФГУП "РЧЦ ПФО", а также проверки соблюдения обязательных требований при использовании радиочастотного спектра проведена внеплановая документарная проверка Ижевского регионального филиала ОАО "Мегафон". По результатам проверки Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике составлены акты от 07.03.2014 N А-18-77 (т. 1 л.д.76-81), от 11.03.2014 N А-18-72 (т. 1 л.д. 131-136), от 11.03.2014 N А-18-73 (т. 2 л.д. 7-12), в которых указано, что ОАО "МегаФон" допущены нарушения обязательных требований в области связи, а именно: п. 1.1 приложения к разрешениям на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 16.05.2013 N 524-13-0084, от 18.12.2012 N 1328-12-0020, от 01.03.2013 N 218-13-0048 (места установки, тип и основные технические характеристики РЭС, а также используемые радиочастоты или радиочастотные каналы должны соответствовать частотно-территориальному плану), ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон "О связи").
По данному факту должностным лицом административного органа в отношении ОАО "МегаФон" составлены протоколы об административных правонарушениях от 28.03.2014, 31.03.2014 (т. 1 л.д. 24-26, 37-39, 49-51), и вынесены постановления от 10.04.2014 N 062/14, от 11.04.2014 N 063/14, 064/14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. по каждому постановлению (т. 1 л.д. 11-14, 27-30, 40-43).
Не согласившись с указанными постановлениями о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных постановлений незаконными и их отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя составов административных правонарушений.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения влечет предупреждение или наложение штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
На основании ч. 5 ст. 22 Федерального закона "О связи" средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О связи" право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
В соответствии с пунктами 3, 6, 7, 10 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 N 539, регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации устанавливает, в том числе перечень технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств. Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по письменному заявлению владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. К заявлению, в том числе прилагаются сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
Из материалов дела следует, что ОАО "МегаФон" как собственником сооружений связи: базовой станции цифровых радиосистем беспроводного доступа (типа Tsunamy MP-8160-BSU-WD, зав. N 000108), базовой станции сети подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-2000/UMTS типа Huawei DBS3900, заводской номер 2102113169N0B000658756598 (БС-180076 МСС-250, MNC-2, LAC-1815, CI-3676(2)), базовой станции сети подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900 типа Huawei BTS3012AE, заводской номер 21023199406ТВ7910555/12 (БС-180076 МСС-250, MNC-2, LAC-1815, CI- 76(2)), расположенных по адресу: п. Балезино, ул.О.Кошевого, д.12, в установленном порядке получены разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 16.05.2013 N 524-13-0084, от 18.12.2012 N 1328-12-0020, от 01.03.2013 N 218-13-0048.
Согласно п. 1.1 Приложений к указанным разрешениям места установки, тип и основные технические характеристики РЭС, а также используемые радиочастоты или радиочастотные каналы должны соответствовать частотно-территориальному плану, приведенному в настоящих разрешениях.
Использование ОАО "МегаФон" указанных радиоэлектронных средств с географическими координатами, несоответствующими географическим координатам РЭС, указанным в разрешительной документации, послужили основанием для выводов административного органа о наличии события административных правонарушений по ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ. При этом данные выводы административного органа основаны на анализе соответствующих разрешений от 16.05.2013 N 524-13-0084, от 18.12.2012 N 1328-12-0020, от 01.03.2013 N 218-13-0048 и протоколов измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств ФГУП "РЧЦ ПФО" от 21.02.2014 N 18-0592-19441-14, N 18-0601-18115-14, N 18-0600-18113-14.
Между тем из материалов дела следует, что ОАО "МегаФон" в установленном порядке получены разрешения от 16.05.2013 N 524-13-0084, от 18.12.2012 N 1328-12-0020, от 01.03.2013 N 218-13-0048 на использование средств связи, расположенных по адресу: п. Балезино, ул.О.Кошевого, д. 12, (столб связи, антенная опора); из представленных в материалы дела протоколов измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 21.02.2014 N 18-0592-19441-14, N 18-0601-18115-14, N 18-0600-18113-14 следует, что ФГУП "РЧЦ ПФО" указаны географические координаты зарегистрированных средств связи, тех же самых средств связи, также расположенных по адресу: п.Балезино, ул.О.Кошевого, д. 12 (столб связи, антенная опора).
При этом каких-либо доказательств размещения радиоэлектронных средств в иных местах, не соответствующих, указанным в приложениях к разрешениям на использование радиочастот и радиочастотных каналов (п.Балезино, ул.О.Кошевого, д. 12, (столб связи, антенная опора), а также доказательств изменения места установки средств связи после получения разрешения, административным органом не представлено.
В подтверждение своей позиции административным органом приведены доводы о расхождении географических координат только на секунды.
Однако согласно Перечня технических характеристик и параметров излучения регистрируемых радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств, утвержденного Приказом Минкомсвязи РФ от 15.06.2010 N 82, географические координаты места установки РЭС при получении разрешения определяются с точностью до угловой минуты, а угловые секунды отбрасываются.
Кроме того, оснований полагать, что ОАО "МегаФон" обращалось в уполномоченный орган с заявлениями об указании в разрешениях на использование радиочастот сведений о координатах именно с точностью до секунд, у суда апелляционной инстанции не имеется, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют; выводы суда первой инстанции о том, что ОАО "МегаФон" при регистрации РЭС к заявлению о регистрации этих средств мог приложить сведения о географических координатах РЭС с точностью до минут, а приложил с точность до секунд, не подтверждены никакими доказательствами.
Ссылки суда первой инстанции на то, что само Общество фактически признало допущенные нарушения, представив в заявления о переоформлении разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов в порядке, установленном п. 47 Порядка проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот (утв. Решением ГКРЧ от 20.12.2011 N 11-13-02), приложив к заявления протоколы измерений от 21.02.2014 (т. 2 л.д. 134-150), также не могут свидетельствовать о наличии в действиях ОАО "МегаФон" противоправного поведения, поскольку данные действия совершены Обществом 06.08.2014, то есть после выдачи Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике предписаний об устранении нарушений от 07.03.2014 N П-18-77, от 11.03.2014 N П-18-72, N П-18-73. Суд апелляционной инстанции также отмечает, что п. 47 указанного Порядка предусматривает возможность переоформления разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов по просьбе заявителя без проведения экспертизы электромагнитной совместимости при определенных в данном пункте условиях и случаях; ОАО "МегаФон" направило в уполномоченный орган соответствующие заявления о переоформлении разрешений без проведения экспертизы электромагнитной совместимости с приложением копий протоколов измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств ФГУП "РЧЦ ПФО" от 21.02.2014 N 18-0592-19441-14, N 18-0601-18115-14, N 18-0600-18113-14. Однако в переоформлении разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов отказано по мотиву отсутствия оригиналов протоколов измерений.
Также суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы ОАО "МегаФон" о том, что административным органом не доказано, что географические координаты, указанные ФГУП "РЧЦ ПФО" в протоколах измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 21.02.2014 N 18-0592-19441-14, N 18-0601-18115-14, N 18-0600-18113-14, измерены с соблюдением установленных требований. При этом суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В ст. 1 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" определено, что геодезия - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени;
В силу требований ст. 12 указанного Федерального закона геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" установлено, что порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии, а также по согласованию с ним иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции устанавливаются нормативно-техническими документами в области геодезической и картографической деятельности. Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, а также для решения спорных вопросов.
Согласно протоколов измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 21.02.2014 N 18-0592-19441-14, N 18-0601-18115-14, N 18-0600-18113-14 ФГУП "РЧЦ ПФО" в качестве методик измерений применены эксплуатационная документация аппаратуры спутниковой геодезисткой, а также ГОСТ Р 51794-2008 "Глобальные навигационные спутниковые системы. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек", ГОСТ 12252-86 "Радиостанции с угловой модуляцией сухопутной подвижной службы. Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений", при этом не указаны конкретные методики измерений, определение географических координат осуществлено без указания геодезической основы.
В силу требований ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом того, что в рассматриваемом споре административным органом не представлено доказательств размещения ОАО "МегаФон" радиоэлектронных средств в иных местах, не соответствующих, указанным в приложениях к разрешениям на использование радиочастот и радиочастотных каналов (п.Балезино, ул.О.Кошевого, д. 12, (столб связи, антенная опора), а также доказательств изменения места установки средств связи после получения разрешения; при том, что основанием для привлечения ОАО "МегаФон" к административной ответственности послужили выводы административного органа о расхождении географических координат только на секунды, в то время как действующими нормативными актами установлено, что географические координаты места установки РЭС при получении разрешения определяются с точностью до угловой минуты, а угловые секунды отбрасываются; в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью подтверждающие, что географические координаты, указанные ФГУП "РЧЦ ПФО" в протоколах измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 21.02.2014 N 18-0592-19441-14, N 18-0601-18115-14, N 18-0600-18113-14, измерены с соблюдением установленных требований, суд апелляционной инстанции полагает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ, в действиях ОАО "МегаФон" административным органом не доказан, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные ОАО "МегаФон" требования о признании незаконным и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике от 10.04.2014 N 062/14, от 11.04.2014 N 063/14, N 064/14 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 августа 2014 года по делу N А71-4457/2014 отменить.
Признать незаконными и отменить постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике от 10.04.2014 N 062/14, от 11.04.2014 N 063/14, N 064/14 о привлечении открытого акционерного общества "МегаФон" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 рублей по каждому постановлению.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4457/2014
Истец: ОАО "МегаФон" ижевское региональное отделение Уральского филиала ОАО"МегаФон"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12542/14