г. Киров |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А29-2574/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по управлению имуществом
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.08.2014 по делу N А29-2574/2014, принятое судом в составе судьи Тугарева С.В.,
по иску Агентства Республики Коми по управлению имуществом (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607)
к Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101482338, ОГРН: 1021100517140)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244, ОГРН: 1041100438191), Государственное автономное учреждение Республики Коми "Театр оперы и балета" (ИНН: 1101485025, ОГРН: 1031100401628)
о признании права собственности,
установил:
Агентство Республики Коми по управлению имуществом (далее - истец, Агентство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - ответчик, администрация) о признании права собственности Республики Коми на ряд объектов недвижимого имущества.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 10.04.2014 по делу N А29-2574/2014 произведено выделение требований в отдельное производство, в результате чего в рамках настоящего дела рассмотрены требования истца о признании права собственности Республики Коми на квартиру, расположенную по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Чернова, д. 3, кв. 78 (далее - спорное имущество, квартира, жилое помещение).
Определением от 10.04.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление Росреестра), государственное автономное учреждение Республики Коми "Театр оперы и балета" (далее - ГАУ РК "Театр оперы и балета", учреждение).
В заявлении от 28.05.2014 истец уточнил исковые требования, в рамках настоящего дела просил признать право собственности на квартиру по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Чернова, д. 3, кв. 78.
Требования истца со ссылкой на положения статей 12, 218, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы приобретением права собственности на квартиру в результате непрерывного, открытого, добросовестного владения спорным имуществом в течение 15 лет.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.08.2014 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец - Агентство Республики Коми по управлению имуществом - обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца.
Заявитель жалобы считает, что вывод суда о том, что истец не может быть признан добросовестным приобретателем, является ошибочным. Поскольку Республика Коми является собственником имущества созданного им учреждения - ГАУ РК "Театр оперы и балета", все имущество, приобретенное данным лицом, является собственностью истца. Постановлением администрации города Сыктывкара от 07.02.1996 N 2/251 спорная квартира была закреплена за ГАУ РК "Театр оперы и балета", данное лицо ей владело открыто, непрерывно и добросовестно более 15 лет, в результате чего Республика Коми приобрела право собственности на данное имущество.
Заявитель явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в апелляционной жалобе содержится ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Администрация муниципального образования городской округ "Сыктывкар" явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. В представленном отзыве от 20.10.2014 требования считает необоснованными, позицию отзыва, представленного в суде первой инстанции поддерживает, апелляционную жалобу просит рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми также просит провести судебное заседание в отсутствие представителя.
Учреждение письменный отзыв на жалобу не представило, явку представителя не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Главы администрации города Сыктывкара от 07.02.1996 N 2/251*1 квартира N 78 по ул. Чернова, д. 3 закреплена за театром оперы и балета в качестве служебного жилья, в подтверждение чего в материалы дела представлена выписка из Постановления от 07.02.1996 N2/251*1.
Далее постановлением Главы администрации города Сыктывкара от 30.07.1997 N 7/1552*5 спорная квартира признана служебной жилой площадью и закреплена за Министерством культуры.
Согласно уведомлению Управления Росреестра от 16.04.2014 N 01/081/2014-134 сведения о зарегистрированных правах на квартиру N 78 в доме 3 по ул. Чернова отсутствуют.
Согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Коми от 06.10.2009, спорная квартира принята в казну Республики Коми на основании Соглашения о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Коми от 20.01.1993 N 42, в качестве балансодержателя указано ГУ "Государственный театр оперы и балета Республики Коми". Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 02.09.2010 N 611 квартира, имеющая статус "служебного жилья", закреплена на праве оперативного управления за ГУ "Государственный театр оперы и балета Республики Коми". 02.09.2010 составлен акт о передаче квартиры ГУ "Государственный театр оперы и балета Республики Коми".
С целью регистрации права собственности Республики Коми на спорное помещение истец обратился в Управление Росреестра с соответствующим заявлением. Сообщением от 17.01.2011 в государственной регистрации отказано, поскольку на государственную регистрацию не представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, а также в представленном кадастровом паспорте имеется запись о наличии выявленных отклонений от проекта квартиры, разрешающие документы не представлены.
Считая себя собственником спорной квартиры, Агентство Республики Коми по управлению имуществом обратилось в арбитражный суд с настоящим иском на основании статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В качестве основания возникновения права собственности на спорную квартиру истец указывает приобретательскую давность.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что при получении квартиры, обладающей признаками служебной, у истца не могло возникнуть права собственности на объект недвижимости, переданный в пользование.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты прав является признание права собственности.
В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В пункте 15 Постановления Пленумов N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В пункте 15 Постановления Пленумов N 10/22 разъяснено, что владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
В пункте 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.
Согласно пункту 2 названного Постановления указанные объекты, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту спорной квартиры дом N 3 по ул. Чернова построен в 1968 году, находится в границах муниципального образования городской округ "Сыктывкар".
Следовательно, в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Сыктывкар, ул. Чернова, д.3, подлежал передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, поскольку собственником (муниципальным образованием) спорная квартира предоставлена сотрудникам ГАУ РК "Театр оперы и балета" на договорной основе, о чем прямо указано в постановлении Главы администрации г. Сыктывкара от 07.02.1996 N 2/251*1, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что истец не может быть признан добросовестным владельцем данного имущества по смыслу статьи 234 ГК РФ.
При этом, факт включения недвижимого имущества в реестр собственности Республики Коми, а также факт нахождения имущества на балансе иного лица сами по себе не являются доказательствами права собственности и законного владения (абзац 4 пункта 36 Постановления Пленумов N 10/22).
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, т.е. влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку заявитель от ее уплаты освобожден в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.08.2014 по делу N А29-2574/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по управлению имуществом (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2574/2014
Истец: Агентство Республики Коми по управлению имуществом, Государственное бюджетное учреждение Республики Коми Центр правового обеспечения
Ответчик: Администрация муниципального образования городского округа Сыктывкар
Третье лицо: Государственное автономное учреждение Республики Коми Театр оперы и балета, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8635/14