г. Вологда |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А66-7334/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2014 года по делу N А66-7334/2014 (судья Пугачев А.А.),
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (место нахождения: 107016, Московская область, город Москва, улица Неглинная, дом 12; ОГРН 1037700013020; ИНН 7702235133; далее - банк) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тверской области (место нахождения: место нахождения 170008, Тверская область, город Тверь, проспект Волоколамский, дом 3; ОГРН 1046900071635; ИНН 690106245; далее - управление) о признании недействительным решения ответчика от 21.03.2014 N 05.2-5/570 и возврате из бюджета суммы 145 203 руб. 02 коп., уплаченной в 2011 году банком в качестве платы за размещение отходов производства и потребления.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Банк с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными, не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Как видно из материалов дела, банк за 2011 год согласно представленным в управление расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду перечислил плату за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) в общей сумме 145 203 руб. 02 коп.
В дальнейшем, установив ошибочность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов), банк обратился в управление с заявлением о возврате из бюджета ошибочно внесенной платы за 2011 год в сумме 145 203 руб. 02 коп. (т. 1, л. 12-16).
Решением от 21.03.2014 N 05.2-5/570 управление отказало банку в возврате спорных платежей за указанный период, указав, что именно банк, как собственник спорных отходов, является плательщиком платы.
Не согласившись с указанным решением управления по отказу в возврате спорной платы, банк обратился в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал банку в удовлетворении заявленных требований, прийдя к выводу о том, что плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов, является банк, как собственник отходов.
Апелляционная инстанция не согласна с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, отходы производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду могут быть размещены только на специальных объектах, в местах, определенных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на основании выданных ими разрешений.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер, и осуществляется в специально оборудованных местах.
Сведений об осуществлении банком специализированной деятельности по размещению отходов, в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто управлением, отходы, образующиеся в процессе деятельности банка, передаются третьим лицам в соответствии с заключенными договорами.
Доказательств наличия у заявителя в собственности или аренде специально оборудованного сооружения, предназначенного для размещения отходов, равно как и данных о внесении объектов банка в государственный реестр объектов размещения отходов в материалы дела не представлены. Документы, подтверждающие, что заявителем созданы объекты размещения отходов в предусмотренном статьей 12 Закона N 89-ФЗ порядке, а также доказательства самостоятельного захоронения банком отходов, в материалах дела также отсутствуют.
Следовательно, банк не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, поскольку не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, следовательно, не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, а уплатив ее, имеет право на ее возврат как излишне уплаченной.
Таким образом, вопреки позиции управления банк не является субъектом, который в силу Закона N 7-ФЗ может признаваться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.
Довод управления о том, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие возлагается на собственника отходов, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Ссылка управления в обоснование своей позиции на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку, как следует из данного постановления, взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду по размещению отходов производства и потребления со специализированных организаций на основании гражданско-правовых договоров за 2009 год неконституционно.
В отношении взимания указанной платы после формирования арбитражной практики по применению законодательства по данному вопросу Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 17 марта 2009 года N 14561/08), то есть за 2010 год и позже, позиция Конституционного Суда Российской Федерации в названном выше постановлении не изложена.
Такой подход к разрешению спорной ситуации подтверждается и сложившейся судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 декабря 2013 года по делу N А05-3813/2013, от 30 июля 2014 года N А26-5638/2013).
Следовательно, оспариваемое решение управления является незаконным и перечисленная заявителем плата за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период подлежит возврату банку как излишне уплаченная.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба банка - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2014 года по делу N А66-7334/2014 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тверской области от 21.03.2014 N 05.2-5/570 об отказе Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тверской области возвратить Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год в размере 145 203 руб. 02 коп.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7334/2014
Истец: Отделение по Тверской области Главного управления Центрального банка РФ по Центральному Федеральному округу, Центральный банк Российсуой Федерации
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области