г. Воронеж |
|
29 октября 2014 г. |
Дело N А35-3524/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Владимировой Г.В.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от Комитета агропромышленного комплекса Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Беловское Агрообъединение": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беловское Агрообъединение" на решение Арбитражного суда Курской области от 14.08.2014 по делу N А35-3524/2014 (судья Побережная Н.В.) по иску Комитета агропромышленного комплекса Курской области (ОГРН 1024600961494, ИНН 4632021108) к обществу с ограниченной ответственностью "Беловское Агрообъединение" (ОГРН 1064623009384, ИНН 4601004857) о взыскании суммы субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Беловское Агрообъединение" (далее - ответчик, ООО "Беловское Агрообъединение") о взыскании суммы субсидии в размере 605 180 руб., из них 577 033 руб. в доход федерального бюджета и 28 147 руб. в доход областного бюджета.
Решением Арбитражного суда Курской области от 14.08.2014 по делу N А35-3524/2014 заявленные исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Беловское Агрообъединение" подало в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Комитета агропромышленного комплекса Курской области и ООО "Беловское Агрообъединение" в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив собранные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 14.08.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения по следующим основаниям.
Установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2013 N 439) были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока (далее Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- на 1 литр (килограмм) молока высшего сорта;
- на 1 литр (килограмм) молока первого сорта (в течение 2013 - 2014 годов).
Пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета установлены условия предоставления субсидии, которые предусматривают, в том числе наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего:
- порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета субъекта Российской Федерации средств на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с критериями, указанными в пункте 5 настоящих Правил, а также показателями идентификации молока, определяемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- перечень документов, необходимых для получения указанных средств, формы и порядок составления которых определяются указанным Министерством, и сроки их рассмотрения, не превышающие 15 рабочих дней.
Средства на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах средств, предусмотренных субъектом Российской Федерации на указанные цели, исходя из следующих критериев:
а) недопущение снижения объема производства молока по отношению к соответствующему периоду предыдущего года начиная с 2014 года;
б) обеспечение увеличения молочной продуктивности коров по отношению к предыдущему году начиная с 2014 года;
в) обеспечение выхода телят в расчете на 100 коров:
- в 2013 году - по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году;
- в 2014 году - по показателю 2013 года, но не менее 76 голов;
- в 2015 году - по показателю 2014 года, но не менее 78 голов;
- в 2016 - 2020 годах - по показателю предыдущего года, но не менее 80 голов (пункт 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета).
Постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 121-па утверждены Правила предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока (далее Правила предоставления из областного бюджета субсидий).
В пункте 2 Правил предоставления из областного бюджета субсидий указано, что предоставление субсидий из областного бюджета осуществляется Комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по целевой статье "Субсидии на 1 литр реализованного товарного молока" соответствующего раздела, подраздела бюджетной классификации расходов бюджета и средств областного бюджета, предусмотренных в рамках областной целевой программы "Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013 - 2020 годы" на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Объем субсидий устанавливается исходя из утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации уровня софинансирования расходов на соответствующий финансовый год.
Пунктом 3 Правил предоставления из областного бюджета субсидий предусмотрено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока, по ставкам, определяемым Комитетом агропромышленного комплекса Курской области на возмещение части затрат, по следующим направлениям:
- на 1 литр (килограмм) молока высшего сорта;
- на 1 литр (килограмм) молока первого сорта (в течение 2013 - 2014 годов).
Как следует из пункта 4 Правил предоставления из областного бюджета субсидий, субсидии по направлениям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, предоставляются при соответствии сельскохозяйственного товаропроизводителя следующим критериям:
а) недопущение снижения объема производства молока по отношению к соответствующему периоду предыдущего года начиная с 2014 года;
б) обеспечение увеличения молочной продуктивности коров по отношению к предыдущему году начиная с 2014 года;
в) обеспечение выхода телят в расчете на 100 коров:
- в 2013 году - по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году;
- в 2014 году - по показателю 2013 года, но не менее 76 голов;
- в 2015 году - по показателю 2014 года, но не менее 78 голов;
- в 2016 - 2020 годах - по показателю предыдущего года, но не менее 80 голов.
Исходя из пункта 15 Правил предоставления из областного бюджета субсидий, контроль (в том числе обязательная проверка) за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Комитетом агропромышленного комплекса Курской области, а также органами государственного финансового контроля в соответствии с их полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области.
При установлении комитетом агропромышленного комплекса Курской области и органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, Комитет агропромышленного комплекса Курской области направляет получателю субсидии в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня установления нарушений, требование о необходимости возврата субсидии на его лицевой счет в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования.
В случае неперечисления субсидии она подлежит взысканию в порядке, установленном действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что на основании заявлений ООО "Беловское Агрообъединение" о предоставлении субсидий за счет средств областного и федерального бюджета на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока от 19.06.2013 в соответствии с постановлением Администрации курской области от 11.03.2013 N 121-па ООО "Беловское Агрообъединение" была предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 577 033 руб. и в размере 28 147 руб. из бюджета Курской области.
Денежные средства перечислены на счет ответчика платежными поручениями от 27.06.2013 N 186, от 27.06.2013 N 142, от 16.07.2013 N 682, от 17.07.2013 N 330.
В связи с недостижением ООО "Беловское Агрообъединение" значений целевых показателей при обеспечении выхода телят в расчете на 100 коров по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году, Комитет агропромышленного комплекса Курской области 03.02.2014 направил в адрес данного общества требование исх. N 09.1-04/313 о возврате средств, полученных в виде субсидии на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока, по причине невыполнения целевого показателя.
Требование обществом получено 08.02.2014.
Ссылаясь на то, что ответчик в добровольном порядке не возвратил полученные субсидии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия считает данные выводы суда соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
При этом суд исходил из следующего.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Статья 289 Бюджетного кодекса РФ, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Из системного толкования указанных норм следует, что для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств истцу следует доказать использование указанных средств на цели, не предусмотренные условиями их получения.
Из отчета о производстве, себестоимости за 2012 год (форма 24), представленного ООО "Беловское Агрообъединение" усматривается, что на начало 2012 года у общества имелось 300 коров (без учета коров на откорме и нагуле) (строка N 55 отчета).
За отчетный 2012 год всего растелилось коров и телок 324 (строка N 57 отчета), из них растелилось телок - 74 (строка N 58 отчета), родилось 258 телят от коров (строка N 60).
Также, в материалы дела представлен отчет формы 24-сх "Сведения о состоянии животноводства в 2013 г." в отношении ООО "Беловское Агрообъединение".
Отчет о состоянии животноводства в ООО "Беловское Агрообъединение" за 2013 год содержит следующие сведения: количество коров на начало 2013 года - 300 (строка N 55 отчета), растелилось коров и телок в 2013 году - 318 (строка N 57 отчета), в том числе растелилось телок - 82 (строка N 58 отчета), родилось телят от коров в 2013 году - 236 (строка N 60 отчета).
Согласно письму Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.06.2014 N 24/626 "Пояснения по субсидированию сельхозтоваропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" выход телят в расчете на 100 коров следует определять путем деления поступления приплода живых телят от молочных коров в год, предшествующий текущему году, на поголовье молочных коров на начало года, предшествующего текущему году.
По расчету, произведенному на основании указанных разъяснений, у ООО "Беловское Агрообъединение", выход телят на 100 коров в 2012 году составил 86 из расчета: 258 (количество телят, родившихся от коров в 2012 году) / 300 (количество коров на начало 2012 года), а в 2013 году - 79 телят из расчета: 236 (количество телят, родившихся от коров в 2013 году) / 300 (количество коров на начало 2013 года).
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в ООО "Беловское Агрообъединение" в 2013 году не был обеспечен выход телят в расчете на 100 коров по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году.
Ответчик представил расчет, в котором выход телят на 100 коров в 2013 году рассчитан следующим образом: 318 (общее количество родившихся в 2013 году живых телят (строка N 59 отчета) / 330 (общее количество поголовья коров (276 (строка N 211 отчета) и нетелей (54 (строка N 96 отчета) в 2013 году)) = 96.
Данный расчет был судом области обоснованно отклонен.
При расчете ответчик использовал показатели общего количества родившихся телят, включающие количество телят, родившихся как от коров, так и от телок. Для определения общего количества поголовья коров ответчиком использованы показатели количества коров из раздела 6 отчета (строка N 211 отчета), в котором содержатся сведения о среднегодовом поголовье скота и птицы, и показатели количества нетелей из раздела 3 отчета (строка N 96 отчета), содержащего информацию о наличии скота по видам на конец отчетного периода.
Однако согласно пояснениям Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, содержащимся в письме N 24/626 от 05.06.2014, для определения выхода телят в расчет на 100 коров должны использоваться показатели количества приплода живых телят от молочных коров в год, предшествующий текущему году, и поголовья молочных коров на начало года, предшествующего текущему году.
Таким образом, использование в расчете общего количества родившихся в 2013 году телят, как от коров, так и от телок, а также среднегодового количества коров в сумме с количеством нетелей на конец 2013 года, недопустимо.
Ввиду изложенного довод ответчика о выполнении им условий предоставления субсидии (достижении в 2013 году обеспечения выхода телят в расчете на 100 коров по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году) был признан необоснованным.
Поскольку ООО "Беловское Агрообъединение" не выполнило условия, установленные для предоставлении субсидий, субсидии, предоставленные ответчику в общей сумме 605 180 руб., из них 577 033 руб. из федерального бюджета и 28 147 руб. из бюджета Курской области, подлежат возврату.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что вывод арбитражного суда области об удовлетворении исковых требований Комитета агропромышленного комплекса Курской области является законным и обоснованным.
По мнению судебной коллегии, обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обжалуя решение суда первой инстанции, каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку его законности и обоснованности, либо опровергали выводы арбитражного суда области, заявитель не привел.
Доводы ООО "Беловское Агрообъединение", изложенные в апелляционной жалобе, о несогласии с расчетом выхода телят, аналогичны приводимым в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции и направлены на переоценку исследованных доказательств и выводов суда первой инстанции. Однако основания для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
В удовлетворении ходатайства "Беловское Агрообъединение" о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, протокольным определением суда от 22.10.2014 было отказано исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
При решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе, суд определяет, была ли у лица, представившего доказательство, возможность его представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы и др.
При этом признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" следует, что суд апелляционной инстанции не вправе принимать во внимание новые доводы лиц, участвующих в деле, и новые доказательства в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 АПК РФ.
В рассматриваемом случае, представленные ответчиком документы, а именно копии актов на оприходование приплода животных (мертворожденных телят) N 58 от 01.05.2013, N 58 от 07.05.2013, N 65 от 22.05.2013, N 78 от 14.06.2013, N 73 от 01.06.2013, N 36 от 17.03.2013, N 34 от 24.03.2013, N 55 от 27.04.2013, N 17 от 10.02.2013, N 43 от 06.04.2013, N 5 от 14.01.2013, а также копии актов на оприходование приплода животных (абортированных коров) N 39 от 15.03.2013, N 40 от 30.03.2013, N 55 от 10.04.2013, N 67 от 21.04.2013, N 72 от 04.05.2013, N 73 от 11.05.2013, N 74 от 19.05.2013, N 120 от 03.12.2013, N 122 от 27.12.2013, N 121 от 11.12.2013 не являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции. Невозможность их представления в суд первой инстанции не подтверждена, доказательств уважительности причин непредставления их суду первой инстанции не представлено.
Иных убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что с учетом вышеизложенных обстоятельств решение Арбитражного суда Курской области от 14.08.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.08.2014 по делу N А35-3524/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беловское Агрообъединение" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Г.В. Владимирова |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3524/2014
Истец: Комитет агропромышленного комплекса Курской области
Ответчик: ООО "Беловское Агрообъединение"