г. Ессентуки |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А63-1980/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.10.2014.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя, на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2014 по делу N А63-1980/2014,
по заявлению федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Ставропольское президентское кадетское училище", город Ставрополь, ОГРН 1112651024750,
к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя, ОГРН 1042600329969,
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по
Ставропольскому краю", город Ставрополь, ОГРН 1112651000109,
о признании решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя от 07.10.2013 N 44997 о привлечении ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в полном объеме (судья Макарова Н.В.)
при участии в судебном заседании
от инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя - Сидельников Е.А. по доверенности от 01.04.2014 N 1;
от федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Ставропольское президентское кадетское училище" - Горбатенко Е.С. по доверенности от 10.01.2014 N 35;
от федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" - Паламарчук Е.И. по доверенности от 01.10.2014 N 8.
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Ставропольское президентское кадетское училище" (далее - ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище", заявитель, налогоплательщик, кадетское училище) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" о признании решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя от 07.10.2013 N 44997 о привлечении ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в полном объеме (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2014 требования удовлетворены. Признано незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя от 07.10.2013 N 44997 о привлечении федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Ставропольское президентское кадетское училище" к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения УФНС России по Ставропольскому краю от 11.12.2013 N 07-20/018414 в части начисления недоимки по земельному налогу в размере 1 218 536 руб. и штрафной санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1 000 руб.
Производство в части признания земельного участка, принадлежащего федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению "Ставропольское президентское кадетское училище" на праве постоянного (бессрочного) пользования изъятым из оборота в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, и в части штрафных санкций, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса РФ, прекращено в связи с отказом заявителя от требований.
Решение мотивировано тем, что земельный налог не подлежит исчислению, поскольку земельный участок является федеральной собственностью и на нем располагается объект министерства обороны.
Налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой решение просит отменить как незаконное и необоснованное, Указывает, что суд неправильно установил фактические обстоятельства и неправильно применил норму права. Училище не относится к объектам вооруженных сил, поэтому оснований для применения льготы по земельному налогу не имеется.
Представитель доводы поддержал.
ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" и третье лицо просят решение оставить без изменения.
Представители доводы поддержали.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит оставлению в силе.
Из материалов дела усматривается.
03 апреля 2013 года ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" в инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя сдана налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год.
Государственным налоговым инспектором инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району в период с 03.04.2013 по 03.07.2013 проведена камеральная проверка указанной налоговой декларации.
По результатам проверки 17.07.2013 составлен акт N 25202 камеральной налоговой проверки, рассмотрение которого назначено на 22.08.2013, о чем представителю ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" Горбатенко Е.С. 22.07.2013 вручено уведомление N 25202.
Воспользовавшись предоставленным статьей 100 НК РФ правом, ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" 22.08.2013 в налоговый орган были представлены возражения на акт камеральной проверки.
22 августа 2013 года инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище", акт от 17.07.2013 N 25202 и представленные возражения от 22.08.2013 N 1219, о чем составлен соответствующий протокол N 28.
26 августа 2013 года заместителем начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району по городу Ставрополю с целью истребования дополнительных доказательств было принято решение N 145 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которое 30.08.2013 вручено представителю училища Горбатенко Е.С.
По результатам проведенных в период с 26.08.2013 по 26.09.2013 дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району по городу Ставрополю составлена справка от 26.09.2013 N 605, которая вручена представителю ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" Горбатенко Е.С.
Представитель ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" Горбатенко Е.С. была ознакомлена с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, о чем 26.09.2013 составлен протокол.
Извещение от 26.09.2013 N 25202/2 о рассмотрении 03.10.2013 в 15 часов 00 минут материалов камеральной налоговой проверки также было вручено представителю ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" Горбатенко Е.С. 26.09.2013.
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району по городу Ставрополю 03.10.2013 в присутствии представителя ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" рассмотрены материалы налоговой проверки, о чем составлен протокол N 28/1.
07 октября 2013 года заместителем начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району по городу Ставрополю вынесено решение N 44997 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" начислена недоимка по земельному налогу в размере 1 218 536 руб.
Кроме того, указанным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по части 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в виде наложения штрафной санкции в размере 182 780 руб. 40 коп. и по части 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафной санкции в размере 243 707 руб. 20 коп.
Решение от 07.10.2013 N 44997 вручено юрисконсульту ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" Горбатенко Е.С. 09.10.2013.
Полагая, что решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району по городу Ставрополю от 07.10.2013 N 44997 является необоснованным, налогоплательщик в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 11.12.2013 N 07-20/018414 решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району по городу Ставрополю от 07.10.2013 N 44997 отменено в части начисления штрафных санкций, установленных пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 120 853 руб. 60 коп. и начисления штрафных санкций, установленных пунктом 1 статьи 119 НК РФ в размере 90 390 руб. 20 коп. В остальной части апелляционная жалоба ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" оставлена без удовлетворения, а решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району по городу Ставрополю от 07.10.2013 N 44997 без изменения.
Не согласившись с принятым инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району по городу Ставрополю решением от 07.10.2013 N 44997 ФГКОУ
"Ставропольское президентское кадетское училище" в установленный пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ, пунктом 4 статьи 198 АПК срок обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Налоговой проверкой установлено, что учреждение, имея на праве оперативного управления объект налогообложения - земельный участок (кадастровый номер 26:12:030113:4), не исчислило и не уплатило земельный налог. С учетом кадастровой стоимости и ставок налоговой инспекцией начислен земельный налог в сумме 1 218 536 руб., штраф за его неуплату.
В соответствии с частью 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В соответствии со статьей 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об обороне" (далее - Закон об обороне) вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Закона об обороне создание (упразднение), деятельность и комплектование других войск, воинских формирований и органов, а также управление ими осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Другие войска, воинские формирования и органы участвуют, в том числе в подготовке граждан Российской Федерации к военной службе; выполняют иные задачи в области обороны в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации от 19.08.2011 и свидетельством о постановке на учет ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.08.2011 и находится на налоговом учета в инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя (том 1 л.д. 82-83).
ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 1414-р от 11.08.2011.
Учредителем ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение находится в ведомственном подчинении министерства обороны, что закреплено в Уставе учреждения, утвержденном Министром обороны (том 1 л.д. 48-81. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.02.2013 N 152 ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище" включено в состав военно-учебных заведений, подчиняющихся статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации.
Училищу присвоен статус военного городка, что подтверждается паспортом военного городка (том 1 л.д. 88-110).
Земельный участок-территория училища с кадастровым номером 26:12:030113:4 является государственной федеральной собственностью, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 30.10.2006 (том 4 л.д.96).
Находящиеся на данном земельном участке объекты находятся в собственности Российской Федерации (том 4 л.д. 97-122).
Приказом Министерства обороны Российской Федерации "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставления земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению "Ставропольское президентское кадетское училище" N 2842 от 14.09.2012 земельный участок закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, а находящиеся на нем объекты переданы в оперативное управление (том 4 л.д. 123-149).
Право оперативного управления на вышеуказанные объекты зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о регистрации (том 4 л.д. 123-149). Земельный участок имеет назначение - территория училища.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что земельный участок (кадастровый номер 26:12:030113:4) относится к землям обороны, изъят из гражданского оборота и не является объектом налогообложения.
Решение налоговой инспекции о начислении земельного налога, штрафа противоречит требованиям НК РФ, нарушает права учреждения и является недействительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок не относится к землям вооруженных сил, отклоняется, как противоречащий материалам дела. При этом в статье 27 ЗК РФ указано, что изъятыми из оборота признаются земельные участки, принадлежащие не только вооруженным силам, но и другим войскам, воинским формированиям и органам. Свидетельства, подтверждающие право федеральной собственности на земельный участок и право оперативного управления училища являются действующими.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно указал на то, что на участке располагаются объекты культурного наследия, дающие право на льготу, является правильным, поскольку доказательств включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия не представлено. Вместе с тем, это обстоятельство не имеет существенного значения, так как земельный участок не является объектом налогообложения.
Суд первой инстанции правильно применил нормы права, дал правильную оценку доказательствам и установил обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что решение налоговой инспекции является недействительным.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2014 по делу N А63-1980/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1980/2014
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СТАВРОПОЛЬСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ"
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, Управление Федеральной налоговой службы РФ по Ставропольскому краю, УФНС РФ по СК
Третье лицо: ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по СК, Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ставрополя