г. Пермь |
|
05 ноября 2014 г. |
Дело N А60-4149/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Шималиной Т.В.,
при участии представителя заявителя, закрытого акционерного общества "Востокнефтегазстройкомплект" - Талонпойка Н.М. (доверенность от 11.02.2014 N 33-юр),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - представители не явились;
от третьего лица, Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представители не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2014
по делу N А60-4149/2014,
принятое судьёй М.Л. Сергеевой
по заявлению закрытого акционерного общества "ВОСТОКНЕФТЕГАЗСТРОЙКОМПЛЕКТ" (ОГРН 1026604963032, ИНН 6660010856)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о признании незаконным решения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Востокнефтегазстройкомплект" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловском области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее -ТУ Росимущества в Свердловской области) о признании незаконным решения ТУ Росимущества в Свердловской области, изложенного в письме N АР-242/09 от 14 января 2014, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 14230 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:120, возложении ТУ Росимущества в Свердловской области обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем совершения следующих действий: принять решение об образовании земельного участка площадью 14230 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:120 путем раздела земельного участка площадью 16265 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:110, зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на образованный земельный участок площадью 14230 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:120, принять решение о предоставлении земельного участка площадью 14230 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:120 в собственность обществу (с учетом уточнения требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением арбитражного суда от 21.04.2014 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации (л.д. 87-89).
Определением арбитражного суда от 10.06.2014 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (л.д. 103-105).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2014 (резолютивная часть от 30.07.2014, судья М.Л. Сергеева) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение ТУ Росимущества в Свердловской области, изложенное в письме N АР-242/09 от 14 января 2014 года, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 14230 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:120. Суд обязал ТУ Росимущества в Свердловской области устранить нарушение прав и законных интересов общества в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в отношение земельного участка площадью 14230 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:120.
ТУ Росимущества в Свердловской области не согласилось с решением суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просило решение арбитражного суда от 04.08.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. ТУ Росимущества полагает, что оно не уполномочено принимать решения по разделу и передаче в собственность земельных участков площадью более 1 га. Указывает, что согласно Типовому положению о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденному Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374, Территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации площадью равной либо меньше одного гектара; согласно п. 4.8 п.п. "е" данного Положения Территориальный орган по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом предоставляет земельные участки, площадь которых превышает один гектар. ТУ Росимущества в Свердловской области в доводах жалобы утверждает, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:29 ранее был предоставлен ОАО "Российские железные дороги" и находится в пределах полосы отвода железной дороги, что позволяет сделать вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:110 также расположен в пределах полосы отвода железной дороги, поэтому и спорный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120, образуемый из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:110, расположен в пределах полосы отвода железной дороги. Указывает, что действующим законодательством запрещено предоставление в собственность земельных участков в полосе отвода железной дороги. Как указывает заявитель жалобы, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:110 (из которого образуется сорный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120) образован на основании приказа ТУ Росимущества в Свердловской области от 22.12.2010 N 618, который был издан с нарушением п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду чего подлежит отмене, поэтому дальнейший раздел земельного участка 66:41:0001001:29 невозможен.
Общество представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с доводами апелляционной жалобы, считая их необоснованными, просило суд оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие заинтересованного лица, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество письмом N 163-юр от 28 апреля 2011 г. обратилось в ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Аппаратная, 14, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:110 площадью 16 265 кв.м под комплексом недвижимого имущества.
При проведении проверки ТУ Росимущества представленных заявителем документов было выявлено, что на испрашиваемом заявителем земельном участке площадью 16265 кв.м расположены также объекты, не принадлежащие на праве собственности обществу.
При этом в письме от 07.11.2011 ТУ Росимущества указало, что не возражает против корректировки границ земельного участка с кадастровым N 66:41:0001001:110 с целью исключения из границ данного участка объектов недвижимости, не принадлежащих обществу (л.д. 14).
В результате проведенных землеустроительных работ из земельного участка площадью 16265 кв.м с кадастровым N 66:41:0001001:110 образован земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120 площадью 14 320 кв.м, занятый объектами недвижимого имущества заявителя. Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120 площадью 14320 кв.м поставлен на кадастровый учет.
При этом землеустроительные работы проведены и участок поставлен на учет в соответствии с утвержденной администрацией г. Екатеринбурга схемой расположения земельного участка площадью 14230 кв.м по ул.Аппаратная, 14 с указанием того же фактического использования земельного участка, что и в постановлении N 3292 от 30.07.2009 (л.д. 121-123).
После совершения указанных действий, общество на основании ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации обратилось с заявлением от 06.06.2012 о приобретении участка с кадастровым N 66:41:0001001:120 площадью 14 320 кв.м в собственность (л.д. 17,18).
Письмом N АР-2685/09 от 01.03.2013 ТУ Росимущества сообщило о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120 не зарегистрировано, требуется дополнительное пояснение по поводу образования земельного участка с указанным кадастровым номером.
В письме N 71-юр от 27.03.2013 общество пояснило, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120 площадью 14 320 кв.м образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:110 площадью 16265 кв.м, право собственности на который за Российской Федерацией зарегистрировано, а также просило: принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:110 площадью 16265 кв.м, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на вновь образованный земельный участок площадью 14230 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:120, принять решение о предоставлении данного земельного участка в собственность заявителя.
Письмом N АР-5214 от 17.04.2013 ТУ Росимущества сообщило о том, что в соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Свердловской области заявка истца с пакетом документов направлена для рассмотрения в Росимущество РФ.
ТУ Росимущества письмом N АР-242/09 от 14.01.2014 сообщило о том, что в образовании и предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка отказано, поскольку приказ ТУ Росимущества от 22.10.2010 N 618, в соответствии с которым образован земельный участок площадью 16265 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:110, по мнению Росимущества Российской Федерации, издан с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене.
Считая, что решение ТУ Росимущества в Свердловской области, оформленное в письме N АР-242/09 от 14.01.2014, является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из обоснованности заявления общества, недоказанности нахождения земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:120 площадью 14320 кв.м в полосе отвода железной дороги.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, выслушав представителя заявителя в судебном заседании, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт может быть признан арбитражным судом недействительным, а решения, действия (бездействия) незаконными только при наличии двух условий в совокупности: если он не соответствует закону или иному нормативному акту и если он нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Общество, являясь собственником объектов недвижимости, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка под этими объектами, если не имеется иных препятствий для приобретения участка в собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с представленным в материалы дела Приказом ТУ Росимущества в Свердловской области от 22.12.2010 N 618 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:110 является сформированным из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:0029, имеет местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Аппаратная, 14, категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под комплекс недвижимого имущества - открытую грузовую площадку для хранения оборудования с подкрановыми путями и подъездными железнодорожными путями, площадью 16265 кв.м (л.д. 35-36). Право собственности Российской Федерации на этот участок зарегистрировано.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту от 17.05.2012 N 66/301/12-158116 спорный земельный участок площадью 14 230 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:120 сформирован из участка с кадастровым номером 66:41:0001001:110, поставлен на кадастровый учет и имеет уникальные характеристики; разрешенное использование: под комплекс недвижимого имущества - открытую грузовую площадку для хранения оборудования с подкрановыми путями и подъездными железнодорожными путями (л.д. 15-16).
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих расположение земельного участка площадью 14 230 кв.м с кадастровым номером 66:41:0001001:120 по ул. Аппаратная, 14 г. Екатеринбурга в пределах полосы отвода железной дороги.
Как указал суд первой инстанции, в соответствии со ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте" от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ земли под объектами железнодорожного транспорта это, в том числе, земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Согласно этой же статье ФЗ "О железнодорожном транспорте" - полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, а также земельные участки занятые такими путями.
В соответствии с п. 3 (1) Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 611 от 12.10.2006 г., земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами, т.е. именно для такого использования, которое установлено в приказе ТУ Росимущества No 618 от 22.12.2010 г.
Исходя из положений Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, такое использование возможно без получения какого-либо дополнительного разрешения уполномоченных органов. Указанное в приказе N 618 от 22.10.2010 разрешенное использование вновь образуемых земельных участков не противоречит требованиям действующего законодательства, а является лишь уточнением (принимая во внимание характеристики каждого из вновь образуемых участков) разрешенного использования земельного участка и не выходит за рамки использования земельного участка, предусмотренного действующим законодательством.
Как пояснило третье лицо, спорный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120 не принадлежит ОАО "РЖД" на каком- либо праве.
Смежный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:113 зарегистрирован собственности Российской Федерации и предоставлен ОАО "РЖД" по договору аренды от 16.11.2012 N АЗФ-1694/161.
Данный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:29, который ранее был предоставлен ОАО "РЖД" в аренду по договору от 29.01.2007 N АЗФ-2/1254. В соответствии с распоряжением ТУ ФАУГИ по Свердловской области от 23.10.2012 N 743-р договор аренды от 29.01.2007 расторгнут путем подписания соглашения о расторжении договора от 09.11.2012.
Иного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса вопреки доводам апелляционной жалобы не доказано.
Как верно указал суд первой инстанции признание, ссылка Федерального агентства по управлению государственным имуществом на издание приказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 22.12.2010 N 618 с нарушением действующего законодательства, выразившемся в установлении для образованных из исходного участка различных видов разрешенного использования, не является основанием для отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка при том, что расположение его в полосе отвода не доказано.
Оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции судом апелляционной инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отказ ТУ Росимущества в Свердловской области не соответствует нормам права.
Судом апелляционной инстанции как необоснованный отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у заинтересованного лица принимать решения по разделу земельных участков и передачи в собственность земельных участков площадью более 1 га со ссылкой на Типовое положение о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374.
Представителями РФ в спорных материальных правоотношениях выступают именно территориальные органы Росимущества. Согласование предоставления земельных участков является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества. Вопрос о наличии соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для реализации права собственника объекта недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного ему федеральным законодательством.
С учётом указанных обстоятельств решение ТУ Росимущества в Свердловской области, изложенное в письме N АР-242/09 от 14 января 2014, правомерно признано судом незаконным и препятствующим реализации обществом предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для их переоценки апелляционным судом не имеется.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не выявлено.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2014 года по делу N А60-4149/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В.Скромова |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4149/2014
Истец: ЗАО "ВОСТОКНЕФТЕГАЗСТРОЙКОМПЛЕКТ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице Свердловской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации