г. Владивосток |
|
05 ноября 2014 г. |
Дело N А24-2344/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
апелляционное производство N 05АП-12736/2014
на решение от 28.08.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-2344/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)
о признании недействительным предписания от 05.05.2014 N 1311/1-3ю;
при участии:
стороны не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - заявитель, общество, ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - жилищная инспекция) от 05.05.2014 N 1311/1-3ю.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что отсутствуют какие-либо нарушения обществом требований жилищного законодательства в связи с начислением платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужны, в связи с чем основания для направления в адрес общества оспариваемого предписания у инспекции отсутствовали.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Камчатского края решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 30.10.2014 до 13 часов 20 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 05.05.2014 на основании приказа жилищной инспекции от 30.04.2014 N 1311 проведена внеплановая документарная (выездная) проверка общества на предмет соблюдения требований жилищного законодательства с целью проверки обращения гражданки Лапкиной Т.С. от 07.04.2014, в ходе которой установлено, что собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 6 по ул. Николаевой-Терешковой в г. Петропавловске-Камчатском за коммунальную услугу по горячему водоснабжению из системы центрального отопления с октября 2013 года начислена плата на общедомовые нужды.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проведения внепланового мероприятия по государственному контролю от 05.05.2014 N 1311/1-3ю.
В целях устранения выявленного нарушения ОАО "Камчатскэнерго" было выдано предписание от 05.05.2014 N 1311/1-3ю о необходимости организовать выполнение следующих мероприятий:
- произвести собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 6 по ул. Николаевой-Терешковой в г. Петропавловске-Камчатском перерасчет за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды из системы центрального отопления с октября 2013 года.
- прекратить начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению из системы центрального отопления на общедомовые нужды.
Посчитав, что данное предписание нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения заявленного требования является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, нарушения предписанием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Государственная жилищная инспекция Камчатского края в соответствии с положениями ЖК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положением о государственной жилищной инспекции Камчатского края, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П, является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения проверки ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" установлено нарушение Обществом положений п. 40, 44 Правил N 354.
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - "Правила N 354"), предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что собственники помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Неколаевой- Терешковой выбрали способ управления - управляющей организацией ООО "Дом-21 век".
Кроме того, 21.01.2013 между ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" и управляющей организацией ООО "Дом-21 век" заключены договоры теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям N 306 и договор оказания услуг N 1/306, условиями которых сторонами определен порядок расчетов за принятый управляющей компанией коммунальный ресурс.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В подпункте "б" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 закреплено, что в платежном документе указываются кроме перечисленных сведений также наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Из представленных в материалы дела копий платежных документов следует, что в них указаны сведения о номере банковского счета, банковские реквизиты и адрес ОАО "Камчатскэнерго", которое в силу пункта 2 Правил N 354 является ресурсоснабжающей организацией. Вместе с тем, правовые основания для начисления и взимания платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) с жильцов многоквартирного дома N 6 по ул. Николаевой-Терешковой, в г. Петропавловске-Камчатском, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, в данном случае у заявителя отсутствовали.
Так, пунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В статье 155 ЖК РФ перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены.
Между тем, согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда, собственники в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанной нормы права следует, что плата за коммунальный ресурс, потребленный собственниками на общедомовые нужды (ОДН), не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации, соответственно последняя не вправе предъявлять ее потребителям услуг.
Судом установлено, что потребитель - гражданка Лапкина Т.С. проживает в жилом помещение (квартире), расположенной в г. Петропавловске-Камчатском в многоквартирном доме по ул. Николаевой-Терешковой, д. 6.
В указанном многоквартирном доме выбран способ управления - управление управляющей организацией, которой является ООО "Дом-21 век", в связи с чем исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим в указанных домах предоставляются коммунальные услуги, в том числе по теплоснабжению, является управляющая организация ООО "Дом-21 век".
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) с жильцов многоквартирного дома 3 6 по ул. Николаевой-Терешковой, в г. Петропавловске-Камчатском, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, в данном случае возложена на ООО "Дом-21 век".
Однако в нарушение перечисленных норм жилищного законодательства ОАО "Камчатскэнерго" производит начисление и взимание платы за коммунальные услуги на ОДН, на свои расчетные счета.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции считает, что при отсутствии у Общества законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению из системы центрального отопления на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Инспекции о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства является правомерным.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Инспекции полномочий.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание Инспекции от 05.05.2013 N 1311/1-3ю соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, не нарушает прав и законных интересов Общества, с учетом того, что Общество не имеет прав на получение платы за ОДН на коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований, в материалы дела не представлено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, изложенных в судебном акте, и не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Согласно пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 34 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 2000 руб., при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50% от указанных размеров и составляет 1000 руб.
При подаче апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Камчатского края ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" на основании платежного поручении N 12280 от 18.09.2014 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.08.2014 по делу N А24-2344/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 12280 от 18.09.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2344/2014
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Камчатского края