г. Вологда |
|
06 ноября 2014 г. |
Дело N А05-7432/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества Коноваловой И.А. по доверенности от 05.11.2014, Демянчук В.П. по доверенности от 05.11.2014, директора Гурьева В.Ж., от инспекции Зарецкого В.В. по доверенности от 15.07.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лайтер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 августа 2014 года по делу N А05-7432/2014 (судья Калашникова В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лайтер" (место нахождения: 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Торцева, д. 40, кв. 16; ОГРН 1102902004050; ИНН 2902068240; далее - общество, ООО "Лайтер") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Торцева, д. 4; ОГРН 1112902000530; ИНН 2902070000; далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 04.06.2014 N 2.15-13/218 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 19 августа 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование своей позиции указывает, что осуществляемая им деятельность не подпадает под действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), поскольку при продаже путевок общество действует от своего имени, заключает договоры с покупателями, подбирает оптимальные варианты перелета, осуществляет обмены и возвраты путевок. В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобе, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника инспекции от 25.04.2014 N 2.15/30 административным органом проведена проверка деятельности общества по вопросу полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, соблюдения платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей за период с 25 февраля 2014 года по 25 апреля 2014 года.
В ходе проверки инспекцией установлено, что обществом (агентом) заключены агентское соглашение от 08.09.2011 N 957-Н21-11 с закрытым акционерным обществом "Нордавиа" (далее - ЗАО "Нордавиа"), а также стандартный договор от 12.12.2013 N 01СВД-АВС-6 с закрытым акционерным обществом "Транспортная Клиринговая компания" (далее - ЗАО "ТКП") о продаже воздушных пассажирских перевозок.
На основании указанных договоров ООО "Лайтер" осуществляло деятельность в сфере реализации пассажирских перевозок.
В соответствии с реестром по оформленным авиабилетам с 01 апреля 2014 года по 25 апреля 2014 года общество через ЗАО "Нордавиа-РА" осуществило прием платежей от физических лиц: 06 апреля 2014 года - от Петуховой Н.М. на сумму 9000 руб., от Петухова Н.Н. - 9000 руб., от Демидова О.А. - 20 650 руб., от Демидовой Т.Н. - 20 150 руб. и т.д.; 07 апреля 2014 года - от Коряковского М.Н. на сумму 6800 руб., от Федоращук М.Ю. - 7850 руб., от Касьяновой Я.А. - 4800 руб. и т.д.; 13 апреля 2014 года - от Мартьянова А.А. на сумму 18 700 руб., от Давыдовой Т.А. - 17 000 руб., от Варфоломеева Ю.А. - 4100 руб. и т.д.; 19 апреля 2014 года - от Корнева С.И. на сумму 18 000 руб., от Пономаревой Н.П. - 18 000 руб., от Пономарева А.В. - 18 000 руб., от Крамаренко М.А. - 7550 руб. и т.д.; 20 апреля 2014 года - от Поповой Н.В. на сумму 19 600 руб., от Попова Д.С. - 20 200 руб., от Агафонова Д.И - 9000 руб., от Агафоновой Н.А. - 9600 руб., от Агафонова Н.Д. - 8150 руб., от Полунина А.А. - 3860 руб. и т.д.
В соответствии с реестром по оформленным авиабилетам с 01 апреля 2014 года по 25 апреля 2014 года ООО "Лайтер" через ЗАО "ТКП" осуществило прием платежей от физических лиц: 07 апреля 2014 года на сумму 4155 руб., 16 525 руб., 21 345 руб. и т.д., 11 апреля 2014 года - на 18 153 руб., 11 090 руб., 8975 руб. и т.д., 19 апреля 2014 года - на 18 495 руб., 17 865 руб., 8655 руб. и т.д., 20 апреля 2014 года - на 14 300 руб., 2950 руб., 16 390 руб. и т.д.
При этом в нарушение статей 14, 15 Закона N 103-ФЗ общество как платежный агент не имеет специального банковского счета для зачисления полученных от плательщиков денежных средств.
По результатам проверки составлен акт от 23.05.2014 N 2.15-11/8785 и протокол об административном правонарушении от 27.05.2014 N 2.15-13/2014.
Исполняющий обязанности начальника инспекции, рассмотрев материалы проверки, 04.06.2014 вынес постановление N 2.15-13/2014, которым привлек ООО "Лайтер" к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции не нашел оснований для отмены указанного постановления.
Апелляционная коллегия согласна с таким решением по следующим основаниям.
В соответствии с оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно за неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Из диспозиции части 2 статьи 15.1 КоАП РФ следует, что субъектом названного правонарушения является платежный агент в контексте Закона N 103-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Закона регулируют отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 этого же Закона его нормы не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона N 103-ФЗ определены следующие понятия:
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного Закона понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
В данном случае в соответствии с заключенным обществом с ЗАО "Норавиа" соглашением от 08.09.2011 его предметом является оказание агентом (ООО "Лайтер") от имени перевозчика (ЗАО "Нордавиа") услуг по бронированию, оформлению и продаже воздушных пассажирских перевозок; предоставление перевозчиком информационных услуг агенту в рамках настоящего соглашения.
Из пункта 2.1 этого же соглашения следует, что полномочия агента представлять интересы перевозчика ограничиваются положениями настоящего соглашения.
Агент представляет перевозчика при продаже авиаперевозок на рейсы перевозчика и рейсы других авиакомпаний, на которые перевозчик имеет право оформлять перевозки (пункт 2.2). Бланки перевозочных документов перевозчика является бланками строгой отчетности (пункт 3.1). Расчеты по выручке выполняются в соответствии с приложением N 2 к настоящему соглашению (пункт 3.4).
Согласно пункту 5.3 соглашения от 08.09.2011 агент своевременно переводит денежные средства от продажи пассажирских перевозок на соответствующие счета согласно технологии отчетности. Фактом исполнения обязательства агента по перечислению выручки является дата зачисления денежных средств на расчетный счет перевозчика. Все денежные средства, вырученные агентом за продажу пассажирских авиаперевозок, включая сборы перевозчика, суммы штрафов за несвоевременный отказ от полета, за другие услуги по настоящему соглашению, а также причитающиеся агенту комиссионные в соответствии с условиями настоящего соглашения, являются собственностью перевозчика. Эти деньги находятся у агента до тех пор, пока они не должны быть перечислены перевозчику в порядке и сроки, предусмотренные настоящим соглашением, либо не востребованы перевозчиком в ином порядке (пункт 5.5).
Главой 6 названного соглашения регулируется размер и порядок выплаты обществу комиссионного вознаграждения.
Таким образом, в данном случае ЗАО "Нордавиа" является поставщиком, а ООО "Лайтер" - платежным агентом.
Согласно стандартному договору от 12.12.2013 N 01СВД-АВС-6 о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиком, заключенному между обществом с ЗАО "ТКП", последнее по поручению перевозчиков, заключивших с ним "Стандартный договор об организации продажи на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП и расчетов за воздушные перевозки", наделяет ООО "Лайтер" правом продажи воздушных перевозок на внутренние и международные рейсы перевозчиков и их интерлайн-партнеров на бланках СПД, являющихся собственностью ЗАО "ТКП" (кроме бланков форм К95 и С98) и/или электронных билетах НСАВ-ТКП, а также правом проведения расчетов в порядке и на условиях, определяемых договором.
Согласно пункту 2.1.2 названного договора ООО "Лайтер" обязано осуществлять продажу на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП внутренних и международных воздушных перевозок на рейсах перевозчиков (пассажирский билет, багажная квитанция - применяются для удостоверения договора воздушной перевозки пассажира с перевозчиком).
Пунктом 2.1.13 этого же договора предусмотрена обязанность ООО "Лайтер" перечислять на расчетный счет ЗАО "ТКП" или на счета, указанные ЗАО "ТКП", выручку, сборы, таксу не позднее, чем на 3-й день после завершения отчетной декады продажи перевозок.
Пунктом 3.1.1 названного договора предусмотрено право общества на удержание агентского вознаграждения при перечислении выручки на счет ЗАО "ТКП".
С учетом изложенного по данному договору ЗАО "ТКП" является платежным агентом, а ООО "Лайтер" - платежным субагентом - платежным агентом.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что в отношении указанных договоров с ЗАО "Нордавиа" и ЗАО "ТКП" не является платежным агентом по смыслу Закона N 103-ФЗ, а является агентом, деятельность которого регулируется главами 30, 49, 51,52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку осуществляет реализацию товара.
Апелляционная коллегия считает указанные доводы необоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Платежный агент не совершает юридических действий (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.
Из представленных в материалы дела выписок на счете за период с 25.02.104 по 25.04.2014 следует, что общество перечисляло денежные средства в адрес ЗАО "Нордавиа" и ЗАО "ТКП", представленными в дело соглашением и договором с указанными лицами подтверждается, что все расчеты с физическими лицами, а также реализация путевок осуществляются обществом от имени и за счет ЗАО "Нордавиа" и ЗАО "ТКП" за соответствующее комиссионное вознаграждение. Доказательств того, что ООО "Лайтер" оказывает физическим лицам какие-либо самостоятельные услуги от своего имени подателем апелляционной жалобы в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом административного органа о том, что ООО "Лайтер" является субъектом вмененного правонарушения.
Согласно положениям части 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В соответствии с частью 15 статьи 4 этого же Закона платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет не допускается (часть 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ).
Согласно положению Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" счет N 40821 - "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика". Его назначение - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае инспекцией установлено и не оспаривается подателем апелляционной жалобы, что такой специальный счет им не открыт.
Расчетный счет N 40702810122320000054, открытый в филиале "Санкт-Петербургская дирекция ОАО "Уралсиб", таким специальным счетом не является.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 названного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае суд правомерно установил, что у заявителя имелась объективная возможность для выполнения требований, предусмотренных требованиями Закона N 103-ФЗ, однако для выполнения этих требований ООО "Лайтер" не были приняты все зависящие от него меры.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 августа 2014 года по делу N А05-7432/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лайтер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7432/2014
Истец: ООО "ЛАЙТЕР"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 По Архангельской области и НАО