г. Владимир |
|
07 ноября 2014 г. |
Дело N А43-5052/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.11.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белах О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НСК" (ОГРН 1025203740760, ИНН 5262066696, г. Нижний Новгород, ул. Гребного канала, д. 11А)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2014
по делу N А43-5052/2014,
принятое судьей Мустафаевым Г.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НСК"
о признании недействительным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, изложенного в письме от 19.12.2013 N 311-05-17-27599/13,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "НСК" - Дмитриева С.А. на основании протокола собрания учредителей от 17.06.2011; Жилова П.С. по доверенности от 10.09.2014,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "НСК" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство), изложенного в письме от 19.12.2013 N 311-05-17-27599/13, и обязании Министерства в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его заявителю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация г. Нижнего Новгорода (далее - администрация).
Решением от 08.08.2014 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи здания от 28.12.1998 и в связи с обращением Общества от 02.07.1999 N 22/20-2723 распоряжением администрации от 27.12.1999 N 2462-р заявителю предоставлен земельный участок в аренду на два года площадью 0,5 га для завершения строительства станции технического обслуживания автомобилей и складских помещений с прилегающей территорией в слободе Подновье в Нижегородском районе в границах, определенных чертежом Управления архитектуры и градостроительства администрации N 201-ЗУ.
Постановлением от 09.09.2009 N 4697 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане в слободе Подновье в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода.
24.12.2009 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 5000 кв.м в собственность.
Впоследствии Общество зарегистрировало право собственности на здание, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 1057,2 кв.м, инв. N 6639, лит. А, расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, наб. Гребного Канала, д. 11а (свидетельство о государственной регистрации права от 17.05.2011 серии 52 АГ N 831678).
На основании утвержденной схемы расположения земельного участка 05.11.2013 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 2:18:0060238:222 площадью 4808 кв.м, с местоположением: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Нижегородский район, слобода Подновье.
Письмом от 20.11.2013 Общество повторно обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 2:18:0060238:222 площадью 4808 кв.м.
Письмом от 19.12.2013 N 311-05-17-27599/13 Министерство отказало Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на информацию Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации, содержащуюся в акте обследования земельного участка от 22.11.2013, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях перспективного мостового перехода через реку Волга в слободе Подновье, а также земельный участок расположен в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе реки Волга.
Посчитав, что оспариваемый отказ Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" Министерство является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36 ЗК РФ).
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В пункте 12 статьи 85 Кодекса предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичное правило содержится и в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно рекомендациям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 4 его постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", Министерство обратилось в Департамент с просьбой о предоставлении соответствующей информации в отношении спорного земельного участка.
При обследовании земельного участка общей площадью 4808 кв.м с кадастровым номером 2:18:0060238:222 по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Нижегородский район, слобода Подновье, Департамент установил, что спорный земельный участок расположен в функциональной зоне: ПК-0 - зоне коммунально-обслуживающих объектов, в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе реки Волга, а также в красных линиях перспективного мостового перехода через реку Волга, что отражено в акте обследования земельного участка от 22.11.2013, представленном в материалы дела.
Данные обстоятельства подтверждаются генеральным планом города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением Городской Думы от 17.03.2010 N 22, схемой красных линий и не оспариваются Обществом.
Кроме того, согласно пояснениям администрации решением Инвестиционного совета при Губернаторе от 08.07.2009 N 4365-87-3186 для строительства мостового перехода через реку Волга был сформирован земельный участок, схема которого утверждена постановлением администрации от 06.07.2010 N 3676.
С учетом изложенных обстоятельств оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность Общества не имелось.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства не противоречит положениям земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В противоречие статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2014 по делу N А43-5052/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НСК" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "НСК" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5052/2014
Истец: ООО "НКС", ООО "НСК"
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
Третье лицо: Администрация г. Н. Новгорода