г. Москва |
|
05 ноября 2014 г. |
Дело N А41-32824/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Цветочный остров": Шкуратов Д.Н. по доверенности от 02.06.2014;
от ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров": Седакова А.В. по доверенности от 10.01.2014 N 3/ПО-2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.08.2014 по делу N А41-32824/14, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цветочный остров" (ОГРН 1085050004984, ИНН 5050072264) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Лосиный остров" об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Цветочный остров" (далее - заявитель, ООО "Цветочный остров") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному учреждению Национальный парк "Лосиный остров" (далее - административный орган, ФГУ НП "Лосиный остров") с требованием о признании незаконным и отмене постановления N 416 по делу об административном правонарушении от 23.05.2014.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.08.2014 по делу N А41-32824/14 заявление общества с ограниченной ответственностью "Цветочный остров" удовлетворено. Постановление N 416 по делу об административном правонарушении, вынесенное 23.05.2014 должностным лицом Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров" о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Цветочный остров" к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ, признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильном применении норм материального и процессуального права, считая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований; представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров".
Апелляционным судом установлено, что 24.04.2014 старшим государственным инспектором государственной инспекции по надзору в области охраны и использования территории национального парка и его охранной зоны проведена плановая выездная проверка ООО "Цветочный остров", расположенного по адресу: Московская область, город Щелково, улица Шмидта, дом 7.
По результатам указанной проверки выявлено нарушение режима особой охраны национального парка "Лосиный остров", установленного пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", выразившееся в осуществлении социально-экономической деятельности ООО "Цветочный остров" без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России в охранной зоне национального парка "Лосиный остров" (охранная зона в районе квартала N 21 Щелковского лесопарка), по адресу: Московская область, Щелковский район, СПК "Жегалово", поле N 67, уч. 67/2, 67/4, 67/6, 67/8.
В этот же день по итогам проверки составлен акт проверки N 24/04/14-04.
16.05.2014 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Цветочный остров" по статье 8.39 КоАП РФ.
23.05.2014 заместителем главного государственного инспектора по надзору в области охраны и использования территории национального парка и его охранной зоны вынесено постановление N 416 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Цветочный остров" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением административного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании указанного постановления.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом наличия в действиях общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП РФ, а, соответственно, и состава вмененного обществу правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из положений статей 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ, в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения выражается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории (акватории) национального парка "Лосиный остров".
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
По пунктам 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с положениями Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ национальный парк является одним из видов особо охраняемой природной территории.
Пунктами 1 и 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ предусмотрено, что национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769 утверждено Положение о национальных природных парках, действующее в редакции от 01.11.2012.
Согласно пункту 1 Положения от 10.08.1993 N 769 национальные природные парки Российской Федерации являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.
По пункту 6 Положения от 10.08.1993 N 769 на территориях национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены, в том числе зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено.
В соответствии с пунктом 11 Положения от 10.08.1993 N 769 конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
Земельные участки предоставлены национальному парку "Лосиный остров" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоустанавливающими документами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а так же подпункту 14 пункта 9 Положения о Национальном парке "Лосиный остров", утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 26.03.2012 N 82 на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима: строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация других объектов, не связанных с функционированием национального парка.
Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров". Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".
ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2056-р находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 30.06.2010 N 232 "Об утверждении положения о национальном парке "Лосиный Остров" Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров" - природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Таким образом, законодательством Российской Федерации на заявителя возложена обязанность по согласованию вопросов социально-экономической деятельности с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих, что им предпринимались меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Факт совершения заявителем административного правонарушения на территории национального парка "Лосиный остров" доказан и подтверждается актом проверки N 24/04/14-ОИ от 24.04.2014, протоколом об административном правонарушении N 419 от 16.05.2014.
Обстоятельства, на которые указывает заявитель, не подтверждены материалами дела и не свидетельствуют о нарушении процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.08.2014 по делу N А41-32824/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32824/2014
Истец: ООО "Цветочный остров"
Ответчик: ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров"
Третье лицо: ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров"