г. Саратов |
|
06 ноября 2014 г. |
Дело N А12-8065/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Антоновой О.И., судей Никитина А.Ю., Тимаева Ф.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко А.В.
- от общества с ограниченной ответственностью "Маклер" - Киреев Михаил Владимирович, по доверенности от 01.09.2014 г., выданной сроком на три года
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.08.2014 по делу N А12-8065/2014
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Маклер" (ИНН 3460013011, ОГРН 1143443002713, г. Волгоград, ул. Тулака, 1а)
к Администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822,400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Володарского,5), муниципальному учреждению коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания (ИНН 3444070252), Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (ИНН 3444080557) Муниципальному казенное предприятие "Дорожное ремонтно-строительное управление N 1" (ИНН 3443047028, ОГРН 1023402983515, 400012, г. Волгоград, ул. Джаныбековская,2б) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Терехова Александра Васильевича, Департамента финансов Администрации Волгограда (ИНН 3444056709, ОГРН 1023403440675,400131, г. Волгоград, пр. Ленина,15)
о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Маклер" обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Волгограда о взыскании 20719 руб. ущерба, 5000 руб. расходов в качестве возмещения расходов на оплату услуг эксперта, 50000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
В качестве соответчиков по делу по ходатайству истца привлечены муниципальное учреждение коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда (ИНН 3444080557) Муниципальное казенное предприятие "Дорожное ремонтно-строительное управление N 1".
Также истец уточнил исковые требования и в окончательном варианте просил взыскать солидарно с Администрации Волгограда, муниципального учреждения коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания, Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, Муниципального казенного предприятия "Дорожное ремонтно-строительное управление N 1" 20719 руб. ущерба, 5000 руб. расходов в качестве возмещения расходов на оплату услуг эксперта, 50000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
Решением суда от 08.08.2014 с муниципального образования-городской округ город-герой Волгоград в лице муниципального учреждения коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания за счет средств казны муниципального образования -городской округ город-герой Волгоград в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Маклер" взыскано 20719 руб. ущерба, 5000 руб. расходов на оплату услуг эксперта, 30000 руб. расходов по оплате услуг представителя. В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом Департамент финансов обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, исключив указание на взыскание ущерба и расходов с муниципального образования городской округ город-герой Волгоград за счет средств казны, а также изменить решение в части взыскания ущерба без учета износа.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела в г. Волгограде на пересечении ул. Исторической и Жигулевское 10.01.2014 произошло дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) в результате попадания автомобиля Opel Insignia с государственным регистрационным номером С381ОТ34 в выбоину в дорожном покрытии. В результате ДТП принадлежащий
Терехову А.В. автомобиль получил механические повреждения. Данный факт подтверждается справкой Управления МВД по г. Волгограду от 10.01.2013 г.
Согласно ст. 210 ГК РФ указанной нормы права собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно определению инспектора Управления МВД по г. Волгограду об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 10.01.2014, зафиксирован размер выбоины: длина - 1-м, ширина - 0,4 м, глубина - 0,2 м. Определением от 10.01.2014в связи с отсутствием состава отказано в возбуждении дела об административном правонарушении на основании части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Указанные размеры выбоины существенно превышают допустимые значения, установленные подпунктом 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения": предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 сантиметров, по ширине - 60 и глубине - 5 сантиметров.
Согласно экспертному заключению N 9-01/14 от 20.01.2014 о стоимости восстановительного ремонта указанного автомобиля с учетом износа составила 17798 руб. и без учета износа 20719 руб.
Расходы за услуги по произведенной оценке составили 5 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N 7.
Между ООО "Маклер" (цессионарий) и Тереховым А.В.. (цедент) 07.03.2014 заключен договор уступки права требования, в соответствии с условиями которого цедент передал цессионарию право требования денежных средств за ущерб причиненный в результате ДТП произошедшего 10.01.2014 в 12-00 на автомобильной дороге г. Волгоград, пересечение ул. Исторической и Жигулевская автомобилем Терехова А.В. марки Opel Insignia, государственный регистрационный знак С381ОТ3, а также убытки понесенные Тереховым А.В. в результате ДТП.
Причинение вреда истцу в результате повреждения автомобиля, его размер подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Факт нахождения данной дороги в границах муниципального образования города Волгограда ответчиками не оспаривается, принадлежность спорной дороги и земельного участка под ней на каком-либо вещном праве истцу либо иному лицу, а также факт необщего использования данной дороги участниками процесса не доказаны.
На основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N131) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения городского округа. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Закона N131).
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N257) также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N257 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона N 257 содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 статьи 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 131 исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
Как следует из материалов дела, ДМИ администрации Волгограда (поклажедатель) передал полномочия по содержанию улично-дорожной сети Волгограда МУ "Комдорстрой" (хранитель) на основании договора хранения N 42 от 01.01.2010, по условиям которого поклажедатель передал, а хранитель принял на хранение имущество муниципальной казны Волгограда, в том числе участок дороги по ул. Исторической.
Согласно постановлению главы Волгограда от 21 декабря 2007 г. N2801 "Об утверждении Порядков расходования и учета в 2007 - 2008 годах субсидий, поступающих из областного бюджета за счет субсидий из федерального бюджета на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе автомобильных дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения), и на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки" получателем бюджетных средств на ремонт и содержание дорог Волгограда является, в том числе, МУ "Комдорстрой" как заказчик-застройщик (п.4).
В свою очередь 31.12.2014 между МУ "Комдорстрой" (Муниципальный заказчик) и МКП "ДРСУ N 1" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 1636 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Дзержинского, Краснооктябрьго, Тракторозаводского и Центрального районов города Волгограда в 2014 году.
Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что Подрядчик выполняет работы по содержанию улично-дорожной сети согласно техническому заданию (приложение N 2 к контракту).
Пунктом 2.3 установлено, что вид и номенклатура работ, определяются приложение 2/3 к контракту. Срок выполнения работ не ранее 01.01.2014 и по 30.06.2014 (п.4.2).
Учитывая, что 01.01.2010 заключен указанный договор хранения, в соответствии с которым на хранителя возложена обязанность, в том числе, по ремонту дорог, МУ "Комдорстрой" стало получателем бюджетных средств на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.
Данный вывод следует также из того, что указанное имущество принадлежит казне Волгограда, и расходы на его содержание осуществляются не за счет средств МУ "Комдорстрой", а за счет средств казны муниципального образования, выделенных МУ "Комдорстрой" на ремонт и содержания автомобильных дорог местного значения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск, взыскав заявленную сумму с муниципального образования в лице МУ "Комдорстрой" за счет средств казны муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград.
По мнению коллегии судей, такой вывод является правомерным.
Довод апеллянта о том, что казенное учреждение не может выступать от имени муниципального образования судебной коллегией отклоняется.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Как получатель бюджетных средств находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеет право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
Доводы Департамента городского хозяйства администрации Волгограда о виновности водителя Терехова А.В. в нарушении Правил дорожного движения отклоняется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии его вины в произошедшем ДТП.
Довод администрации, о притворности сделки по основанию, что размер встречного предоставления за переданное право (требование), не свидетельствует о ничтожности сделки в силу ее притворности.
Несоответствие размера встречного предоставления объему передаваемого права (требования) само по себе не является основанием для признания ничтожным соглашения об уступке права (требования), заключенного между сторонами.
Как определено пунктом 2 статьи 1 ГК РФ, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству его условий.
С учетом данной нормы при выяснении эквивалентности размеров переданного права (требования) и встречного предоставления, необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела. В частности, должны учитываться: степень платежеспособности должника, степень спорности передаваемого права (требования), характер ответственности цедента перед цессионарием за переданное право (требование) (ответственность лишь за действительность права (требования) или также и за его исполнимость должником), а также иные обстоятельства, влияющие на действительную стоимость права (требования), являющегося предметом уступки.
Суд с учетом статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к правильному выводу, что указанный договор содержит все необходимые условия, позволяющие сделать вывод о замене Терехова А.В. на ООО "Маклер" в обязательстве по взысканию денежных средств в размере 20719 руб. ущерба, 5000 руб. расходов на оплату услуг эксперта.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости учета износа транспортного средства судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.
Возмещение причиненных убытков, о котором просит истец в данном деле, является одним из способов возмещения вреда (статья 1082, пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" он действует в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу при использовании транспортных средств другими лицами, через систему обязательного страхования гражданской ответственности.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда и Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" направлены на регулирование правоотношений в одной и той же сфере, поэтому предъявление требования вследствие причинения вреда возможно как к причинившему вред лицу, так и к страховщику его ответственности.
Законодательство об ОСАГО ограничивает возмещение вреда за счет страховщика установлением предельного размера страховой суммы (статья 7 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") и вычета стоимости износа комплектующих изделий в случае восстановительного ремонта при повреждении транспортного средства (подп. "б" п. 2.1, п. 2.2 ст. 12 названного Закона).
Вместе с тем расходы, определенные с учетом износа, не всегда совпадают с реальными расходами, необходимыми для приведения транспортного средства в состояние, предшествовавшее повреждению и необходимое для дальнейшего использования владельцем, что дает потерпевшему лицу право потребовать возмещения вреда за счет виновного лица.
В отличие от законодательства об ОСАГО Гражданский кодекс Российской Федерации провозглашает принцип полного возмещения вреда.
Этот принцип подлежит применению судом, однако с исключением в каждом конкретном споре неосновательного значительного улучшения транспортного средства после восстановительного ремонта с установкой новых комплектующих изделий, влекущего увеличение его стоимости за счет причинившего вред лица.
Названная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12658/10.
Таким образом, довод ответчика о необходимости вычета суммы износа из спорной суммы убытков противоречит принципу полного возмещения вреда.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.08.2014 по делу N А12-8065/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Ф.И. Тимаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8065/2014
Истец: ООО "Маклер"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, Муниципальное казенное предприятие "Дорожное ремонтно-строительное управление N 1", Муниципальное учреждение коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания
Третье лицо: Департамент финансов администрации Волгограда, Терехов А. В., Терехов Александр Васильевич