г. Санкт-Петербург |
|
05 ноября 2014 г. |
Дело N А42-1699/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Коровиной Е.А. по доверенности от 20.12.2013
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21280/2014) ОАО "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.06.2014 по делу N А42-1699/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманэнергосбыт"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
об оспаривании предписания
установил:
открытое акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (место нахождения: 183034, г.Мурманск, ул.Свердлова, д.39; ИНН 5190907139, ОГРН 1095190009111; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (место нахождения: 183038, г.Мурманск, ул.Софьи Перовской, д.25/26; ИНН 5190109281, ОГРН 1025100849850; далее - Инспекция, ответчик) о признании незаконным предписания от 27.01.2014 N 42/34, которым Общество обязано устранить нарушения начисления платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению и привести расчёт такой платы в соответствие с законодательством.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.12.2013 в ходе проведённой Инспекцией на основании распоряжения от 02.12.2013 N 2782 внеплановой документарной проверки по коллективной жалобе жильцов на предмет неправильного исчисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме N 5 по улице Красноармейская города Колы Мурманской области установлено, что в названном многоквартирном доме общедомовой прибор учёта тепловой энергии вышел из строя 03.07.2013; горячее водоснабжение в доме осуществляется посредством функционирования бойлерной установки; централизованное горячее водоснабжение в доме отсутствует; тепловая энергия в проверенный дом поставляется напрямую Обществом, то есть Общество по отношению к рассматриваемому дому является одновременно ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
Однако в ходе проверки начислений платы за коммунальные услуги выявлено, что плата за горячее водоснабжение за период с июля по сентябрь 2013 года Обществом произведена по формулам 10 и 15 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), тогда как следовало по формуле N 20 указанных Правил, то есть когда коммунальная услуга производится самостоятельно с помощью общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того, проверкой установлено, что Обществом плата за отопление за указанный период произведена по нормативу потребления тепловой энергии, тогда как следовало такой расчёт произвести, исходя из показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии до его поломки и обстоятельств прекращения отопительного сезона.
Данные обстоятельства зафиксированы актом проверки от 30.12.2013 N 2339.
Установив приведённые обстоятельства, Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом как исполнителем коммунальных услуг рассматриваемого дома требований жилищного законодательства по определению платы за оказанные услуги в этом жилом доме, а потому в отношении Общества вынесено предписание от 27.01.2014 N 42/34, которым заявитель обязан в срок до 21.03.2014 устранить нарушения расчёта платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению и привести в соответствие с пунктами 42(1) и 54 Правил N 354 начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 5 по улице Красноармейская города Колы Мурманской области.
Полагая, что указанное предписание не основано на законе, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителя Общества, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 рассматриваемого предписания Обществу вменено недопустимое начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потреблённую горячую воду рассчитывается в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен вышеупомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила N 354, где, в частности, расчёт размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается с учётом пунктов 40 и 54 этих Правил и формул, содержащихся в Приложении N 2 к указанным Правилам.
В соответствии с абзацами первым и третьим пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведённой и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 рассматриваемых Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что внесение отдельной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды Правилами N 354 не предусмотрено, а соответствующие расходы и элементы по начислению учитываются в общей плате за горячее водоснабжение, рассчитанной по пункту 54 названных Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчёт размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объёма коммунального ресурса, использованного в течение расчётного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объём использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учёта, фиксирующего объём такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объём (количество) произведённой исполнителем за расчётный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объёмы приборов учёта, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учёта - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учёта тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объёмов потребления тепловой энергии или горячей воды, определённых по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учёта. Указанный расчётный способ применяется при определении объёма использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 Приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма 2 составляющих:
- произведение объёма потреблённой потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесённая на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объёму горячей воды, потреблённому за расчётный период в жилом или нежилом помещении.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается подателем жалобы, горячая вода по адресу: дом N 5, улица Красноармейская города Колы Мурманской области, с использованием централизованной системы горячего водоснабжения не поставляется, а готовится при помощи общего имущества собственников дома (бойлерной установки) с использованием холодной воды, то есть система горячего водоснабжения в доме является нецентрализованной.
Как правильно отмечено в решении суда, в ходе проверки установлено, что фактически размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в спорном многоквартирном доме производится, сама плата рассчитывается Обществом на основании пункта 48 Правил N 354 и по формулам 10, 15 Приложения N 2 к этим же Правилам, то есть без учёта такого обстоятельства, что рассматриваемый коммунальный ресурс добывается данным домом самостоятельно. При этом в счетах-квитанциях по отоплению за август и сентябрь 2013 года отдельной строкой выделен подогрев воды (общедомовые нужды) в сумме 55,8 руб. и 27,9 руб. соответственно, что недопустимо пунктами 40 и 54 Правил N 354; факт того, что Обществом формула 20 не применяется, заявителем не оспаривается.
На недопустимость выделения общедомовых нужд в квитанциях отдельной строкой указывает также пункт 70 Правил N 354, где в платёжном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведённых исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что такой расчёт не соответствует пункту 54 Правил N 354, а потому пункт 3 оспариваемого предписания основан на законе.
Из пункта 1 рассматриваемого предписания следует, что Обществом начислена и предъявлена к уплате плата за отопление за июль, август 2013 года, тогда как такая плата производиться не должна, поскольку в данный период услуги по отоплению не оказывались.
Согласно постановлению Администрации муниципального образования город Кола Кольского района Мурманской области от 27.05.2013 N 158 отопительный сезон жилищного фонда муниципального образования город Кола прекращён с 29.05.2013 и возобновлён с 26.09.2013 (постановление от 25.09.2013 N 264), следовательно, в спорный период (июль, август 2013 года) услуги по отоплению не оказывались.
Отсутствие отопления в указанный период подателем жалобы не оспаривается.
Позиция подателя жалобы, заключающаяся в том, что в отсутствие исправного общедомового прибора учета, плату за потребленную энергию следует предъявлять равномерно в течение года, начиная с июля 2013 года, противоречит статье 544 ГК РФ, предусматривающей оплату только за фактически потребленный ресурс, поскольку в вышеуказанный период (июль, август 2013 года) ресурс не потреблялся, тогда как податель жалобы сам ссылается на положения Постановления Правительства Мурманской области N 358-ПП от 01.07.2013, предусматривающие такой порядок начисления только с 01.09.2013.
В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно признал, что пункт 1 предписания Инспекции от 27.01.2014 N 42/34 основан на требованиях части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункта 42(1) Правил N 354.
Следует признать правильными и выводы суда первой инстанции о правомерности пункта 2 предписания Инспекции от 27.01.2014 N 354, согласно которому Обществом выполнен неверный расчёт платы за отопление за сентябрь 2013 года.
Постановлением Правительства Мурманской области от 01.07.2013 N 358-ПП с 01.09.2013 утверждён порядок расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учёта тепловой энергии.
Пунктом 1 названного Порядка предусмотрена формула исчисления платы за отопление (руб.) в i-м жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома, а именно:
Рo.i = Si x Vt x Tt, где:
Si - общая площадь i-го помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м);
Vt - среднемесячный объём потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объёмах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле:
Рo.i = Si x Nt x Tt, где:
Si - общая площадь i-го помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м);
Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Поскольку общедомовой прибор учёта тепловой энергии вышел из строя только 03.07.2013 и заявитель ранее поставлял тепловую энергию на нужды этого дома, то у общества имеются сведения о потреблённой тепловой энергии с даты установки счетчика (12.03.2012) по дату выхода его из строя, что позволяет обществу применить первый вариант расчёта платы за отопление, использовав средимесячные показатели прибора учёта за предыдущий год.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.06.2014 по делу N А42-1699/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1699/2014
Истец: ОАО "Мурманэнергосбыт"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Мурманской области