г. Пермь |
|
06 ноября 2014 г. |
Дело N А60-25153/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя ОАО "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "Сбербанк России"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 августа 2014 года
по делу N А60-25153/2014,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению ОАО "Сбербанк России"
к Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области
об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц,
установил:
ОАО "Сбербанк России" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области от 14.06.2013 N 810, либо о снижении наложенного административного штрафа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ОАО "Сбербанк России" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, поскольку судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Заявитель жалобы указывает на допущенные инспекцией процессуальные нарушения при вынесении оспариваемого решения. Кроме того, указывает на неправомерность привлечения к ответственности, отсутствие в действиях общества состава правонарушения.
Межрайонная ИФНС России N 30 по Свердловской области в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно, отсутствуют основания для отмены решения суда.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156, п.2 ст.200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании обнаруженного налоговым органом факта, свидетельствующего о нарушении Банком законодательства о налогах и сборах, зафиксированного актом N 743 от 08.05.2013, инспекцией вынесено решение N 810 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности по статье 135.1 НК РФ за непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа выписки по операциям на счетах организации в установленный срок, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с решением налогового органа, банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
На основании статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.
Статьей 26 Закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрена обязанность кредитных организаций выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
Согласно статье 135.1 НК РФ непредставление банком справок о наличии счетов в банке и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и(или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, в виде исполнения указанных обязанностей о сообщении об остатках денежных средств на счетах с нарушением установленного срока является оконченным по истечении срока, указанного в пункте 2 статьи 86 НК РФ.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены следующие обстоятельства.
11.04.2013 Инспекцией в адрес Банка был направлен запрос N 12582 о представлении расширенной выписки по расчетному счету ООО "Матекс" за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) в связи с проведением в отношении названной организации мероприятий налогового контроля.
В установленный срок в нарушение статьи 76 НК РФ сведения в инспекцию банком не направлены, в связи с чем инспекция пришла к выводу о наличии оснований для привлечения заявителя к ответственности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд считает указанные выводы инспекции верными, при этом исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п. 4 ст. 31 Налогового кодекса РФ формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ.
Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России.
Форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС РФ от 15.03.2011 N ММВ-7-2/203@ утвержден Порядок представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно п. 3 Порядка данный порядок применяется при представлении в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что Порядок применяется при представлении банками в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи информации по запросам налоговых органов, в частности, выписок по операциям на счетах организаций.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что представление документов налоговых органов в банки (филиалы банков) и представление в налоговые органы документов банков в электронном виде через Банк России осуществляются в соответствии с Положением о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде, утвержденным Банком России 29.12.2010 N 365-П (далее - Положение БР N365-П), и в сроки, предусмотренные НК РФ.
Согласно главе 1 Положения БР N 365-П направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений в электронном виде осуществляется через:
- Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД);
- подразделение Банка России, на которое распорядительным документом Банка России возложены полномочия по приему от МИ ФНС России по ЦОД поручений и решений налогового органа в электронном виде, а также по передаче МИ ФНС России по ЦОД сведений в электронном виде (далее - уполномоченное подразделение Банка России);
- территориальное учреждение Банка России (далее - ТУ Банка России).
Направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений в электронном виде осуществляется путем обмена электронными сообщениями и (или) пакетами (группами) электронных сообщений.
В соответствии с абз. 3 п.3 ст. 86 НК РФ форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
ОАО "Сбербанк России", подписывая Соглашение с Банком России по получении запросов в электронном виде, соответственно, принял условия, на которых работает Банк России с налоговыми органами и не вправе ставить под сомнения электронный формат, установленный между Банком России и ФНС России.
В установленный срок сведения в налоговый орган банком не направлены, в связи с чем инспекция пришла к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения заявителя к ответственности.
Направление сведений по почте в иной налоговый орган не свидетельствует о соблюдении требований банком, возложенных на него НК РФ.
Следовательно, налоговый орган, правильно установив совершение банком налогового правонарушения, обоснованно привлек банк к налоговой ответственности. При этом, неверная ссылка в решении инспекции на отсутствующий пункт статьи 135.1 Налогового кодекса РФ не повлекла за собой принятие неправильного решения и необоснованного привлечения общества к налоговой ответственности. В акте проверки указана верная статья НК РФ, у банка отсутствовали сомнения относительно статьи и соответствующего пункта, в соответствии с которым банк был привлечен к ответственности.
Ссылки банка на процессуальные нарушения при вынесении решении судом апелляционной инстанции также отклоняются в силу следующего.
Согласно п.1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (п. 4 и 7 ст. 101.4 НК РФ).
Таким образом, в силу приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации лицо, привлекаемое к ответственности, должно быть надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения соответствующих документов о правонарушении. В случае если заинтересованное лицо надлежащим образом не извещено, оно фактически лишается права на представление возражений и объяснений об обстоятельствах вменяемого ему правонарушения.
Поэтому пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта.
Одновременно в пункте 12 статьи 101.4 НК РФ установлены последствия нарушения уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий: решение уполномоченного органа о привлечении лица к ответственности подлежит отмене вышестоящим органом или судом.
Акт от 08.05.2013 N 743 и извещение от 08.05.2013 N 11-31/11066 о дате, месте и времени рассмотрения материалов проверки направлены 14.05.2013 в адрес банка (г. Москва, ул. Вавилова, 19) по почте заказным письмом в одном конверте.
В извещении от 08.05.2013 указана дата, место и время рассмотрения материалов проверки - 14.06.2013 в 11-00 часов.
Адресат фактически получил заказное письмо 03.06.2013. Таким образом, банк был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Ни возражения на акт, ни ходатайство о продлении срока, о невозможности представления каких-либо документов не были представлены ни до принятия оспариваемого решения, ни после принятия решения.
С учетом, изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества.
Оснований для снижения размера штрафа ввиду отсутствия ссылки банка на обстоятельства, которые могли бы быть признаны смягчающими вину, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по жалобе в сумме 1000 руб. относятся на заявителя.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 68 от 04.09.2014 госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета в соответствии со ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2014 по делу N А60-25153/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 04.09.2014 N 68 госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25153/2014
Истец: ОАО "Сбербанк России"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 30 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13023/14