город Ростов-на-Дону |
|
05 ноября 2014 г. |
Дело N А53-9822/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "РЖД": Васильченко Владислав Владимирович, паспорт, по доверенности от 06.08.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.08.2014 по делу N А53-9822/2014,
принятое судьей Ереминым Ф.Ф.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Ростовской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2014 N 10313000-38/2014 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 07.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
В отзыве на апелляционную жалобу Ростовская таможня указывает на законность и обоснованность решения суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, уполномоченным должностным лицом Ростовской таможни в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении от 15.01.2014 N 10313000-38/2014 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ.
В протоколе указано, что 11.10.2013 в зону деятельности Гуковского таможенного поста Ростовской таможни по товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) N 5514191 железнодорожным транспортом прибыл товар - овощные консервы: горошек зеленый, особый консервированный стерилизованный, 81 паллета, масса-брутто 63180 кг, перевозчик -ОАО "рЖд", получатель - ООО "РТК".
11.10.2013 в 09 час. 30 мин. ОАО "РЖД" в Гуковский таможенный пост Ростовской таможни представлены документы согласно передаточной ведомости N 32727 и зарегистрировано сообщение о прибытии N 10313040/111013/0001862 в железнодорожный пункт пропуска Гуковского таможенного поста Ростовской таможни.
11.10.2013 после регистрации сообщения о прибытии документы возвращены перевозчику для принятия решения о помещении товара на временное хранение в ПЗТК (разрешение на временное хранение в ином месте от 26.12.2012 N 10313040/261212/00001/8) либо помещение товаров под одну из таможенных процедур.
11.10.2013 в 15 час. 18 мин. в Гуковский таможенный пост Ростовской таможни ЗАО "Тандер" была подана декларация на товар (далее - ДТ), прибывший по ТТН 5514191. Гуковским таможенным постом Ростовской таможни указанная ДТ была зарегистрирована за N 10313040/111013/0003485.
14.10.2013 таможенным органом на основании докладной записки на имя начальника Гуковского таможенного поста Ростовской таможни от 14.10.2013 N 5708/0807 срок выпуска товара по ДТN 10313040/111013/0003485 был продлен до предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.
Согласно Разрешению от 26.12.2012 N 10313040/261212/00001/8 право осуществления временного хранения в железнодорожных вагонах на железнодорожных путях имеет только ОАО "РЖД".
15.10.2013 в 11 час. 51 мин. на Гуковский таможенный пост Ростовской таможни агентом СФТО ст. Гуково ЛАФТО Лихая ОАО "РЖД" была представлена железнодорожная накладная N 5514191 в целях помещения товара - овощные консервы на временное хранение в ПЗТК.
15.10.2013 в 12 час. 31 мин. таможенным постом было оформлено Подтверждение о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение N 10313040/151013/000489.
Таким образом, ОАО "РЖД" в течение трех часов с момента продления срока выпуска таможенной декларации N 10313040/111013/0003485 - 14.10.2013 в 17 часов 30 минут не предприняло действий, направленных на помещение товара - овощные консервы: горошек зеленый на временное хранение.
Согласно письму от 30.10.2013 N б/н, направленному в Гуковский таможенный пост Ростовской таможни филиалом ОАО "РЖД" на железнодорожной станции Гуково, ОАО "РЖД" на основании договора N 40 от 10.01.2013 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов по ст. Гуково, обладало правом помещать товар в ЗТК. Причинами нарушения сроков помещения товара, заявленного по ДТ N 10313040/111013/0003485, стало отсутствие у ОАО "РЖД" информации о продлении срока выпуска ДТ, а также несвоевременное представление представителем ООО "РТК" документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ОАО "РЖД", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 13.01.2014 телеграммы-извещения сотруднику общества (л.д. 81).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении врио заместителя начальника Ростовской таможни вынесено постановление от 27.02.2014 N 10313000-38/2014 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие представителя ОАО "РЖД", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем вручения 20.02.2014 телеграммы-извещения сотруднику общества (л.д. 116).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ОАО "РЖД" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно статье 16.14 КоАП РФ нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Субъектом административного правонарушения предусмотренного указанной статьей являются перевозчик, либо иное заинтересованное лицо, которые обязаны совершать таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение.
По общему правилу пункта 1 статьи 100 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 ТК ТС таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение 2 часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 статьи 92 ТК ТС, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (пункт 2 статьи 92 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно пункту 1 статьи 152 ТК ТС, выпуск товара производится не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.
Пунктом 5 Правил проведения таможенных операций при временном хранении предусмотрено, что если в соответствии с таможенным законодательством временное хранение должно осуществляться на СВХ, то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение на СВХ либо иное место, указанное в главе 12 ТК ТС, место расположения которого совпадает с местом размещения таможенного органа или находится в непосредственной близости от него.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 160 ТК ТС в местах прибытия допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 ТК ТС для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов. Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, подтверждение о регистрации документов.
Согласно статье 199 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) при помещении товаров на склад временного хранения лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган документы, определенные пунктом 1 статьи 169 ТК ТС.
Документы, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения, представляются таможенному органу не позднее трех часов с момента завершения процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия).
Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, не более одного часа после их принятия. Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной таможенной службы России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение в иных местах" (далее - Приказ ФТС N 2688) после прибытия товаров на таможенную территорию
Таможенного союза, товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля, созданной в месте прибытия. Перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов).
В соответствии с пунктом 3 Приказа ФТС N 2688 в случае отзыва таможенной декларации либо отказа в выпуске товаров, а также при необходимости проведения или завершения в отношении этих товаров форм таможенного контроля с продлением срока выпуска таможенной декларации такие товары помещаются на временное хранение, поскольку они не могут рассматриваться как товары, в отношении которых совершены таможенные операции. Помещение указанных товаров на временное хранение осуществляется уполномоченным лицом в течение 3 часов с момента наступления соответствующего события.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 160, статьи 169 ТК ТС, статьи 199 Федерального закона N 311-ФЗ, пунктов 2, 3 Приказа ФТС N 2688 перевозчик (лица, обладающие полномочиями в отношении товаров) совершают таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение.
В соответствии с пунктом 10 Приказа ФТС N 2688 таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов.
Разрешение на право осуществления временного хранения в железнодорожных вагонах на железнодорожных путях от 26.12.2012 N 10313040/261212/00001/8 имеет только ОАО "РЖД".
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается наличие в действиях ОАО "РЖД" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ.
ОАО "РЖД", будучи перевозчиком, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.14 КоАП РФ.
Имея возможность для соблюдения установленных законодательством требований о помещении товара на временное хранение в течение трех часов с момента продления срока выпуска таможенной декларации, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.14 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о недоказанности его вины в совершение вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения обязанности по своевременному помещению товара на временное хранение.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ОАО "РЖД" о том, что в расписке о передаче документов экспедитору имеются условия о том, что документы передаются, в том числе для помещения товара на временное хранение в течение 3 часов в случае отзыва таможенной декларации либо отказа в выпуске товаров, а также при необходимости проведения или завершения в отношении товаров форм таможенного контроля с продлением срока выпуска таможенной декларации.
Суд полагает, что обязанности ОАО "РЖД" как перевозчика по своевременному помещению товара на временное хранение не могут быть возложены на экспедитора посредством подписания расписки о передаче документов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, из поступившего на Гуковский таможенный пост Ростовской таможни письма ЗАО "Тандер" (декларант), следует, что общество состоит в договорных отношениях с ОАО "РЖД" и ООО "РТК". Способ передачи информации, в случае продления сроков выпуска, от декларанта агентам СФТО ОАО "РЖД" не прописан. Технология передачи информации, в случае продления выпуска, от таможенного органа декларантам и от декларантов агентам СФТО ОАО "РЖД" также отсутствует.
Согласно письму ООО "РТК" от 24.10.2013, ООО "РТК" не было уведомлено об обязательстве заблаговременного информирования ОАО "РЖД" в случае необходимости помещения товара, заявленного в ДТ N 10313040/111013/0003485, на временное хранение. ООО "РТК" не уведомило в течение трех часов ОАО "РЖД" с момента продления срока выпуска товара по ДТ N 10313040/111013/0003485, так как Общество не знало о такой форме уведомления.
ОАО "РЖД" осуществляет временное хранение всех товаров, декларирование которых осуществляет ЗАО "Тандер", поступающих в адрес его клиентов железнодорожным транспортом.
Таким образом, порядок передачи информации в случае продления таможенным органом сроков выпуска таможенных деклараций и, как следствие, необходимости помещения товара в течение 3 часов на временное хранение, между ОАО "РЖД" и ЗАО "Тандер" не урегулирован.
Отражение этого вопроса в расписке не может быть принято судом в качестве урегулирования публично-правовых обязанностей сторонами (ЗАО "Тандер", ООО "РТК", ОАО "РЖД") гражданско-правовых договоренностей.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия мер к договорному урегулированию вопроса о субъекте обязанности по своевременному помещению товара на временное хранение в случае продления процедуры таможенного оформления.
Судом первой инстанции также правильно указано на отсутствие у таможенного органа обязанности по извещению ОАО "РЖД" о совершении соответствующих процедурных действий.
ОАО "РЖД", являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности и рынка перевозок, должно было принять все возможные меры для своевременного получения информации о процедурах таможенного оформления товара в целях надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей, установленных таможенным законодательством.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом правонарушения.
Судом первой инстанции также сделан правильный вывод об отсутствии оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых отношений.
Судом апелляционной инстанции установлено пренебрежительное отношение ОАО "РЖД" к исполнению публично-правовой обязанности с учетом непризнания вины в совершенном правонарушении.
Доказательства исключительности обстоятельств совершения правонарушения в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Обществом не представлено доказательств наличия оснований, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. В частности, при рассмотрении апелляционной жалобы обществом не было указано на отсутствие возможности представления суду первой инстанции каких-либо доказательства и возражений, невозможность ознакомления с материалами дела.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение от 07.08.2014 об отказе в удовлетворении требований ОАО "РЖД".
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 августа 2014 года по делу А53-9822/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9822/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ