г. Санкт-Петербург |
|
05 ноября 2014 г. |
Дело N А21-2166/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21038/2014) Министерства строительства К/О на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.06.2014 по делу N А21-2166/2014 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению Министерства строительства К/О
к ООО "Ганза-сервис"
о приостановлении деятельности
установил:
Министерство строительства Калининградской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ГАНЗА-сервис" (далее - Общество) о приостановлении деятельности Общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства двух многоквартирных домов N 1 и N 2 по ГП по адресу: г. Калининград, ул. А. Невского, дом 192, в виде запрета на срок 6 месяцев заключать договоры долевого участия в долевом строительстве.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 16.06.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Министерство в апелляционной жалобе просит вынесенное решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
В судебное заседание Министерство и Общество представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество на основании договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 11.04.2005 (далее - Договор от 11.04.2005), выступает застройщиком многоквартирных домов N 1 и N 2 по ГП по адресу: г. Калининград, ул. А. Невского, дом 192. (далее - объекты N 1 и N2)..
Обществом в установленном законом порядке были получены разрешения на строительство указанных объектов недвижимости.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 10.07.2012 N 501, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
На основании приказа министра строительства Калининградской области от 08.10.2013 N 8-МК "О проведении выездной плановой проверки", с изменениями от 20.11.2013 N 9-МК, была проведена выездная плановая проверка деятельности Общества за период с 01.10.2010 по 30.09.2013, по результатам её проведения составлен акт от 02.12.2013, которым установлено неисполнение Обществом, выступающим в качестве застройщика, требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 214-ФЗ).
Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что в ходе проведения указанной выездной проверки установлено неисполнение Обществом как застройщиком требований Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Так, в нарушение части 2 статьи 3, части 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ Общество в проверяемом периоде привлекло денежные средства участников долевого строительства, не имея в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права. В проверяемый период установлено 13 фактов такого привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства.
Проверкой установлено, что Обществом в адрес участников долевого строительства направлялись письма с просьбой внести денежные средства по договорам участия в долевом строительстве в кассу или на расчетный счет непосредственно подрядным организациям за выполненные работы, однако указанный способ направления денежных средств участников долевого строительства в адрес подрядных организаций противоречит статье 3 Закона N 214-ФЗ, в соответствии с которой право на привлечение денежных средств участников долевого строительства есть только у застройщика, и, кроме того, не позволяет осуществлять должный контроль за целевым использованием денежных средств участников долевого строительства.
Как указывает Министерство, в ходе проведения проверки установлено нецелевое использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, общая сумма которых составила 76 546 095 рублей 41 копеек, в том числе на возврат заемных денежных средств в адрес Радиновича Д.И., являющегося генеральным директором Общества, по договорам займа в сумме 73 227 018 рублей 95 копеек, что противоречит статье 18 Закона N 214-ФЗ.
Кроме этого, в нарушение Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 года N34-н, Общество не оприходовало в кассу организации денежные средства, уплаченные участниками долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, не отразив их в бухгалтерском учете в общей сумме 18 166 523 рублей 22 копеек.
Министерство также отмечает, что при проверке отчетности застройщика, представленной Обществом за 3 квартал 2013 года в Министерство, установлено недостоверное отражение информации о количестве заключенных договоров участия в долевом строительстве, общей сумме обязательств по договорам участия в долевом строительстве по состоянию на 30.09.2013 года, а также общей сумме неисполненных обязательств по данным договорам.
В пункте 1.6 проектной декларации на строительство объектов по состоянию на 30.09.2013 года Обществом отражена недостоверная информация о застройщике в части размеров дебиторской и кредиторской задолженностей.
Также, в нарушение части 6 статьи 19 Закона N 214-ФЗ Обществом не размещены в сети Интернет сведения об изменениях, вносимых в проектную декларацию, в том числе и по состоянию на 30.09.2013 года.
Министерство указывает, что в результате расчета норматива целевого использования средств (Н2), значение которого утверждено пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 года N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" установлено, что норматив целевого использования денежных средств в 4 квартале 2012 года и в 1-3 кварталах 2013 года Обществом не соблюден.
Кроме того, в отношении Общества неоднократно применялись предусмотренные Законом N 214-ФЗ меры воздействия. Министерство отмечает, что Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за нарушение действующего законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости:
- постановление по делу об административном правонарушении N МС- 82/91-13 от 11.11.2013 года, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 Ко АП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей;
- постановление по делу об административном правонарушении N МС- 82/103-13 от 09.11.2013 года, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей;
- постановление по делу об административном правонарушении N МС- 82/01-14 от 29.01.2014 года, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей;
- постановление по делу об административном правонарушении N МС- 82/02-14 от 29.01.2014 года, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей;
- постановление по делу об административном правонарушении N МС- 82/03-14 от 29.01.2014 года, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей;
- постановление по делу об административном правонарушении N МС- 82/04-14 от 29.01.2014 года, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей;
- постановление по делу об административном правонарушении N МС- 82/05-14 от 29.01.2014 года, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей;
- постановление по делу об административном правонарушении N МС- 82/06-14 от 29.01.2014 года, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей;
- постановление по делу об административном правонарушении N МС- 82/17-14 от 03.02.2014 года, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Кроме этого, 10.02.2014 года в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N МС-81/20-14 за совершение административного правонарушения, предусмотренного по частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.
В адрес Общества неоднократно направлялись предписания об устранении нарушений законодательства об участии в долевом строительстве N 8178/МС от 26.12.2013; N 8179/МС от 26.12.2013; N335/МС от 24.01.2014; N767/МС от 27.01.2014 года.
Министерство отмечает, что в данной ситуации, когда степень строительной готовности объекта N 1 по состоянию на 30.09.2013 года составляет 22%, а объекта N 2 -9%, дальнейшее привлечение денежных средств дольщиков для завершения строительства многоквартирного дома является недопустимым.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/360/2013-1230 от 12.11.2013 года, Обществом реализовано 380 объектов недвижимости, из которых 364 на физических лиц; 16 на юридических лиц.
Из проектной декларации на строительство многоквартирных жилых домов N 1 и N 2 по ГП следует, что общее количество самостоятельных частей в составе объекта недвижимости, в отношении которых могут заключаться договоры участия в долевом строительстве - 462, в том числе по дому N 1 - 168 квартир и 63 гаража; по дому N 2 - 168 квартир и 63 гаража.
Министерство, полагая, что указанные в акте сведения являются основанием для приостановления деятельности Общества в виде наложения запрета на 6 месяцев заключать договоры участия в долевом строительстве, обратилось с заявлением в суд по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, установил, что в отсутствие разрешения на строительство на дату рассмотрения спора по существу Общество не осуществляет строительство объектов N 1 иN 2, поскольку сроки разрешений на строительство указанных объектов истекли.
Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не представлено.
Также суд первой указал на отсутствие в материалах дела доказательств наличия заключенных и зарегистрированных в установленном порядке между Обществом и участниками долевого строительства договоров участия в долевом строительстве в отношении объектов N 1 и N 2.
Податель жалобы, жалобы настаивая на том, что отсутствие в материалах дела договоров долевого участия не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, полагает, что наличие в материалах дела сведений о наличии заключенных Обществом договоров долевого участия является достаточным доказательством вины Общества и наличия оснований для приостановления деятельности, связанной с заключением договоров участия в долевом строительстве.
Министерство также полагает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии разрешения на строительство, а также то, что строительство объектов N 1 и N2 не осуществляется в связи с отсутствием соответствующего разрешения, ошибочен.
Арбитражный управляющий Общества Ермакова О.А. представила в суд апелляционной инстанции объяснения в письменном виде, в которых соглашается с подателем жалобы, полагая наличие в деле сведений о привлечении денежных средств участников долевого строительства достаточными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно пунктам 2 и 4 части 15 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации; застройщиком не исполнялись требования Закона N 214-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В статье 3 Закона N 214-ФЗ определены условия, при соблюдении которых у застройщика возникает право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды, договора субаренды такого земельного участка.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве (часть 2 статьи 3 Закона N 214-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, обязательным условием для получения застройщиком права на привлечение денежных средств граждан является не только соблюдение им требований, указанных в части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ (получение разрешения на строительство, опубликование проектной документации, государственной регистрации права на земельный участок), но и требований части 2 статьи 3 и части 3 статьи 4 этого Закона (наличие договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и прошедшего государственную регистрацию). Именно совокупность выполнения этих требований и предоставляет право застройщику привлекать денежные средства граждан.
Следовательно, обязательным условием для получения застройщиком права на привлечение денежных средств граждан является соблюдение им следующих условий:
- наличие разрешения на строительство, опубликование проектной документации, государственная регистрация права на земельный участок и др. (часть 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ);
- наличие договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и прошедшего государственную регистрацию (часть 2 статьи 3 и часть 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ).
Выполнение именно этих требований и предоставляет застройщику (обществу) право привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома лишь на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии с пунктом 4 части 7 статьи 23 закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае если застройщиком не исполнялись положения указанного Федерального закона, а также принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами, изложенными в решении суда, о том, что доказательств, свидетельствующих о наличии заключенных Обществом с участниками долевого строительства и зарегистрированных в установленном законом порядке договоров заявителем не представлено.
Вывод суда об отсутствии у Общества соответствующего разрешения на строительство, в связи с чем исключается возможность заключения договоров долевого строительства, переоценке не подлежит, поскольку доказательств обратного в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представлено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Исследовав и оценив имеющие в деле материалы, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что требование Заявителя не подтверждено относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.06.2014 по делу N А21-2166/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2166/2014
Истец: Министерство строительства К/О
Ответчик: ООО "Ганза-сервис"