г. Томск |
|
6 ноября 2014 г. |
Дело N А45-1588/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В.
с участием в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2014 года по делу N А45-1588/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго", г. Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 78, литер В (ОГРН 1137847271847, ИНН 7801606501)
к Администрации Отрадненского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области, Новосибирская область, Куйбышевский район, с. Отрадненское, ул. Центральная, 17а
о признании действующим муниципального контракта N 6 от 26.12.2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго" (далее - истец, ООО "Нэкстэнерго") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Администрации Отрадненского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области (далее - ответчик, Администрация) о признании действующим муниципального контракта N 6 от 26.12.2013.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.06.2014 по делу N А45-1588/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, ООО "Нэкстэнерго" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что решение муниципального заказчика от 14.01.2014 о расторжении муниципального контракта является недействительным, не может порождать никаких правовых последствий в силу его недействительности, а муниципальный контракт N 6 от 26.12.2013 действующим.
По мнению заявителя жалобы, задержка в выполнении работ произошла по вине заказчика, который не предоставил подрядчику необходимую информацию; условия муниципального контракта, послужившие основанием для его расторжения, противоречат статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации; решение заказчика о расторжении контракта от 14.01.2014 противоречит пункту 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), поскольку нарушает правило о дате его расторжения.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание апелляционной инстанции 08.09.2014 не явился, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство отложено до 05.11.2014 11 час. 00 мин.
После отложения в порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство продолжено в том же составе суда. Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Из материалов дела следует, между ООО "Нэкстэнерго" (подрядчик) и Администрацией (муниципальный заказчик) по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме (N извещения 0151300034713000007) был заключен муниципальный контракт N 6 от 26.12.2013, в соответствии с условиями которого подрядчик обязуется по заданию муниципального заказчика выполнить работы по разработке схем водоснабжения и теплоснабжения Отрадненского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области, и сдать их результат - проекты схем водоснабжения и теплоснабжения Отрадненского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Объем, порядок выполнения работ и требования к результату работ определяется Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2013 N154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения", условиями настоящего контракта (пункт 1.1. контракта).
В силу пункта 1.3. контракта местом выполнения работ является территория Отрадненского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области.
В пункте 1.4 контракта согласован срок выполнения работ: со дня заключения настоящего контракта и до 20 декабря 2013 года. Сроки завершения отдельных этапов работ указаны в разделе 4 настоящего контракта.
Согласно пункту 3.1. контракта цена выполняемых работ по настоящему контракту составляет 745 041 рубль 69 копеек без НДС, и включает в себя стоимость работ, материалов, в том числе расходы на перевозку, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные расходы, связанные с исполнением настоящего контракта.
В разделе 4 контракта согласованно, что в день заключения настоящего контракта подрядчик предоставляет муниципальному заказчику сведения о своем представителе, ответственном за исполнение настоящего контракта, указав его контактные данные, включая телефон (рабочий и сотовый), адрес электронной почты.
Подрядчик начинает осуществлять сбор исходных данных, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения" (далее - исходные данные), со дня заключения настоящего контракта.
Сбор исходных данных осуществляется подрядчиком самостоятельно, в том числе проведение необходимых инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий, топографо-геодезических работ, осуществление запросов о технических обследований централизованных систем водоснабжения или проведение таких обследований в случае необходимости и т.п. Для осуществления сбора исходных данных подрядчик вправе привлекать третьих лиц.
Подрядчик должен закончить сбор исходных данных в течение пяти календарных дней со дня заключения настоящего контракта.
После окончания срока сбора исходных данных, подрядчик представляет муниципальному заказчику отчеты о сборе исходных данных: один об исходных данных для разработки схемы водоснабжения, второй - схемы теплоснабжения, и приступает к непосредственной разработке соответствующих проектов схемы водоснабжения и схемы теплоснабжения. В этих отчетах должны быть указаны собранные исходные данные и приложены копии документов, содержащие эти данные, а также сведения о текущей стадии и о планируемых сроках окончания выполнения работ, оформленные в форме графика выполнения работ, утвержденного подрядчиком (пункт 4.3 контракта).
Муниципальный заказчик в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления от подрядчика отчетов о сборе исходных данных, проверяет полученные отчеты и согласовывает график выполнения работ, а в случае обнаружения в полученных отчетах или одном из них недостоверных данных, неполноты исходных данных или несоответствия данных одного отчета другому или превышения срока выполнения работ, указанного в графике выполнения работ, сроку, указанному в пункте 1.4 настоящего контракта, по своему выбору либо извещает Подрядчика о необходимости внесения исправлений в исходные данные с указанием сроков внесения соответствующих изменений или отказывается от исполнения настоящего контракта в одностороннем порядке и требует уплаты неустойки и возмещения убытков в соответствии с разделом 5 настоящего контракта (пункт 4.4 контракта).
Срок разработки каждого из разделов схемы водоснабжения, каждого из разделов схемы теплоснабжения и соответствующих им глав обосновывающих материалов определяется подрядчиком самостоятельно в графике выполнения работ, но не может превышать одного дня, при этом подрядчик разрабатывает: разделы схемы водоснабжения в соответствии с очередностью их указания в пункте 5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения"; разделы проекта схемы теплоснабжения в соответствии с очередностью их указания в пункте 4, а главы обосновывающих материалов к проекту схемы теплоснабжения - в пункте 18 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения" (пункт 4.5 контракта).
После завершения каждого из разделов схемы водоснабжения, каждого из разделов проекта схемы теплоснабжения и соответствующих глав обосновывающих материалов к проекту схемы теплоснабжения подрядчик представляет их для проверки муниципальному заказчику (пункт 4.6 контракта).
Полученные от подрядчика для проверки разделы проекта схемы водоснабжения и (или) разделы проекта схемы теплоснабжения и обосновывающие материалы к проекту схемы теплоснабжения проверяются муниципальным заказчиком в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня их представления.
В случае наличия в них недостоверных и (или) неполных данных муниципальный заказчик по своему выбору либо извещает подрядчика о необходимости внесения исправлений в соответствующий раздел проекта схемы водоснабжения, раздел проекта схемы теплоснабжения или главу обосновывающих материалов к проекту схемы теплоснабжения с указанием сроков внесения соответствующих исправлений или отказывается от исполнения настоящего контракта в одностороннем порядке и требует уплаты неустойки и возмещения убытков в соответствии с разделом 5 настоящего контракта (пункт 4.7 контракта).
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения ими обязанностей по контракту (пункт 7. 3 контракта).
Контракт может быть расторгнут, в том числе в одностороннем порядке муниципальным заказчиком в случае нарушения подрядчиком условий настоящего контракта и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 7.5.3 контракта).
15.01.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.aov.ru муниципальный заказчик опубликовал "Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.01.2014 года", указав, что Администрация Отрадненского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области в соответствии с частями 8 и 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решила расторгнуть муниципальный контракт N6 от 26.12.2013 на выполнение работ по разработке схем водоснабжения и теплоснабжения Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области с 14 января 2014 года на основании пункта 3 статьи 708, пункта 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации из-за нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, установленных пунктом 4 контракта.
Считая решение муниципального заказчика от 14.01.2014 о расторжении муниципального контракта недействительным (незаконным), а муниципальный контракт N 6 от 26.12.2013 действующим, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводам о нарушении истцом сроков выполнения работ по контракту, при этом установив, что истец фактически к выполнению работ по контракту не приступал, и об отсутствии нарушений процедуры принятия решения ответчиком об отказе от исполнения контракта.
Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
К числу существенных условий договора подряда относится условие о сроках выполнения работ (статья 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, истолковав по правилам статьи 431 ГК РФ условия муниципального контракта N 6 от 26.12.2013, пришел к выводу о том, что для муниципального заказчика имеет значение получение вещественного результата выполнения работ, а именно, схем водоснабжения и теплоснабжения Отрадненского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области, без указания каким образом подрядчик должен выполнить работы для муниципального заказчика.
Согласно условиям контракта подрядчик обязан приступить к сбору исходных данных со дня заключения настоящего контракта и должен закончить сбор исходных данных в течение пяти календарных дней со дня заключения настоящего контракта, то есть с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации - 09.01.2014.
После окончания срока сбора исходных данных, подрядчик представляет муниципальному заказчику отчеты о сборе исходных данных: один об исходных данных для разработки схемы водоснабжения, второй - схемы теплоснабжения, и приступает к непосредственной разработке соответствующих проектов схемы водоснабжения и схемы теплоснабжения.
Таким образом, в соответствии пунктом 4.3 контракта общий срок выполнения работ составляет 26 календарных дней: 5 дней на сбор исходных данных, 21 день (по количеству разделов и глав обосновывающих материалов схемы теплоснабжения, так как на разработку одного раздела или одной главы отводится один день) на непосредственную разработку схем водоснабжения и теплоснабжения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что отчеты о сборе исходных данных, иная отчетность, предусмотренная контрактом, в том числе пунктом 4.6. в нарушение условий контракта ООО "Нэкстэнерго" Администрации вплоть до дня расторжения контракта - 27.01.2014 не представлены.
Следовательно, истцом нарушены сроки выполнения работ по контракту.
Из материалов дела не следует, что истец обращался к заказчику с просьбой о предоставлении подрядчику необходимой информации, тогда как эта обязанность в силу п. 4.3 контракта лежала на подрядчике.
Учитывая изложенное, вопреки утверждениям истца, достаточные основания считать, что ответчиком нарушены какие-либо встречные обязательства, что послужило причиной нарушения истцом срока выполнения работ, не имеется.
Иными словами, вина ответчика в просрочке выполнения истцом предусмотренных муниципальным контрактом работ отсутствует. Доказательств обратного не представлено.
Доводы истца о злоупотреблении ответчиком правом при составлении контракта и установлении несправедливых условий его исполнения, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Суд первой инстанции, обоснованно указал на то, истец самостоятельно, на свой страх и риск определил свою возможность принять участие в открытом аукционе в электронной форме, заключить контракт с ответчиком и соответственно принять на себя права и обязанности, вытекающие из контракта. Исходя из того, что контракт заключен 26.12.2013, а истец признан победителем аукциона 12.12.2013 (журнал событий, распечатанный с официального сайта) ООО "Нэкстэнерго" самостоятельно рассчитывало свои возможности исполнения условий контракта, поскольку для подготовки к выполнению работ по контракту у него было две недели, замечаний к контракту истец не имел.
Суд апелляционной инстанции, помимо прочего, считает, что при подаче заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, а затем и при подписании контракта ответчик, имел возможность ознакомиться с объемом выполняемой работы и проанализировать возможность предоставления ответчику конечного результата в указанный в документации об открытом аукционе в электронной форме срок.
Таким образом, ООО "Нэкстэнерго" заключив муниципальный контракт N 6 от 26.12.2013 на изложенных в документации об открытом аукционе в электронной форме условиях, тем самым, приняло на себя риск предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку апеллянта ООО "Нэкстэнерго" на пункт 9 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", поскольку истец не ссылается на недействительность контракта, а наоборот просит признать его действующим.
В силу части 19 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
14.01.2014 муниципальным заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнении контракта, которое 15.01.2014 в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и в тот же день вручено под роспись представителю истца (письмо от 15.01.2014 N02-01-33/17).
Из материалов дела усматривается, условиями контракта предусмотрен односторонний отказ от исполнения контракта (пункт 7.5.3 контракта).
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства в обоснование своих доводов и возражений, руководствуюсь положениями частей 8-15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, установил факт соблюдение ответчиком порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, а также с учетом представленного уведомления о принятии решения, в котором достигнута сторонами договоренность об устранении нарушений истцом сроков выполнения работ по контракту, послуживших основанием к принятию ответчиком решения о расторжении муниципального контракта от 14.01.2014 (в срок до 17.01.2014), письма от 21.01.2014 N 30, отчетов от 21.01.2014, которые подтверждают факт того, что истцом за период действия контракта собрана единственная информация, которую предоставил ему ответчик 15.01.2014, и никаких дополнительных действий по сбору исходных данных истцом до момента расторжения контракта так и не предпринято, письма от 22.01.2014 N 02-01-27-20, письма от 24.01.2014 N 35 с приложением электронных версий рабочих вариантов схем водоснабжения и теплоснабжения, составленных только на основании информации переданной им истцу 15.01.2014, не представление истцом ответчику информация о сроках выполнения работ и графика выполнения работ, несоблюдения истцом пункта 4.3 контракта в части представления отчетов о сборе исходных данных, установил, что истец фактически к выполнению работ по контракту не приступал.
Данные обстоятельства истец допустимыми и относимыми доказательствами не опроверг (статьи 65,67,68 АПК РФ).
Поскольку по истечении десятидневного срока, предусмотренного частью 6 статьи 19.2 Закона N 44-ФЗ, для устранения нарушений сроков выполнения работ, являющихся предметом контракта, истец не приступил к выполнению работ (отчеты о сборе исходных данных, а также сами исходные данные, без которых невозможно выполнение работ, отсутствуют), ответчик принял решение в соответствии с частями 5 и 6 не отменять ранее принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и контракт признан расторгнутым с 27.01.2014, а соответствующая информация размещена на официальном сайте.
Из оценки в совокупности представленных доказательств, судом правомерно не установлено нарушения процедуры принятия решения ответчиком об отказе от исполнения контракта.
Доводы о совершении истцом действия по сбору исходных данных, предусмотренных пунктом 4.3 контракта, документально не подтверждены, подлежат отклонению.
Довод апелляционной жалобы о нарушении ответчиком пункта 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в части не соблюдения срока расторжения муниципального контракта не обоснован.
Согласно пункту 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, из письма Администрации от 22.01.2014 N 02-01-27-20 следует, что на тот момент контракт еще не был расторгнут, поскольку муниципальный заказчик в целях оставления его в силе запрашивал у подрядчика информацию о текущей стадии выполнения работ по контракту.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
В целом, доводы апелляционной жалобы истца повторяют позицию по делу, изложенную им в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.
Суд апелляционной инстанции считает, истцом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2014 года по делу N А45-1588/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1588/2014
Истец: ООО "Нэкстэнерго"
Ответчик: Администрация Отрадненского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6946/14