7 ноября 2014 г. |
А11-38/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного потребительского кооператива "Всегодичи" (ОГРН 1133332002209, ИНН 3305718521, Владимирская область, г. Ковров, д. 39, кв. 14)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.05.2014
по делу N А11-38/2014,
принятое судьей Батраковой Е.Н.
по заявлению дачного потребительского кооператива "Всегодичи"
о признании незаконными решений ведущего инженера отдела кадастрового учета федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области от 03.10.2013 N 33/601/13-82951, 33/601/13-82976, 33/601/13-82994, 33/601/13-83006,
без участия лиц,
и установил:
дачный потребительский кооператив "Всегодичи" (далее -Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными решений ведущего инженера отдела кадастрового учета федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области (далее - Учреждение) от 03.10.2013 N 33/601/13-82951, N 33/601/13-82976, N 33/601/13-82994, N 33/601/13-83006 об отказе в кадастровом учете изменений вида разрешенного использования четырех земельных участков, принадлежащих Кооперативу, и об обязании Учреждения в течение пяти рабочих дней после получения решения суда совершить действия по кадастровому учету изменений вида разрешенного использования на "земли общего пользования" для следующих объектов недвижимого имущества: земельный участок, кадастровый номер 33:07:000123:1062, местонахождение: Владимирская область, Ковровский район, МО Малыгинское сельское поселение, примерно в 197 метрах по направлению на запад от д. 5 в с. Малые Всегодичи; земельный участок, кадастровый номер 33:07:000123:1047, местонахождение: Владимирская область, Ковровский район, МО Малыгинское сельское поселение, примерно в 393 метрах по направлению на север от д. 1 в с. Малые Всегодичи; земельный участок, кадастровый номер 33:07:000123:1052, местонахождение: Владимирская область, Ковровский район, МО Малыгинское сельское поселение, примерно в 281 метре по направлению на север от д. 1 в с. Малые Всегодичи; земельный участок, кадастровый номер 33:07:000123:1008, местонахождение: Владимирская область, Ковровский район, МО Малыгинское сельское поселение, примерно в 205 метрах по направлению на северо-запад от д. 5 в с. Малые Всегодичи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Малыгинского сельского поселения.
Решением от 26.05.2014 Арбитражный суд Владимирской области отказал заявителю в удовлетворении требований.
Кооператив не согласился с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Кооператив заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 26.05.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, в собственности Кооператива находятся: земельный участок, кадастровый N 33:07:000123:1008, площадью 8397 кв.м, местоположение: Владимирская обл., р-н Ковровский, МО Малыгинское сельское поселение, примерно в 205 метрах по направлению на северо-запад от д.5 в с. Малые Всегодичи, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования (дата регистрации - 13.08.2013 N 33-33-24/026/2013-424); земельный участок, кадастровый N 33:07:000123:1047, площадью 6799 кв.м, местоположение: Владимирская обл., р-н Ковровский, МО Малыгинское сельское поселение, примерно в 393 метрах по направлению на север от д.1 в с. Малые Всегодичи, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования (дата регистрации - 13.08.2013 N 33-33-24/026/2013-425); земельный участок, кадастровый N 33:07:000123:1052, площадью 2468 кв.м, местоположение: Владимирская обл., р-н Ковровский, МО Малыгинское сельское поселение, примерно в 281 метре по направлению на север от д.1 в с. Малые Всегодичи, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования (дата регистрации - 13.08.2013 N 33-33-24/026/2013-427); земельный участок, кадастровый N 33:07:000123:1062, площадью 9320 кв.м, местоположение: Владимирская обл., р-н Ковровский, МО Малыгинское сельское поселение, примерно в 197 метрах по направлению на запад от д.5 в с. Малые Всегодичи, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования (дата регистрации - 13.08.2013 N 33-33-24/026/2013-423).
19.09.2013 Кооператив обратился в Учреждение с заявлениями N 33-0-1-49/3001/2013-3043, N 33-0-1-49/3001/2013-3042, N 33-0-1-49/3001/2013-3044, N 33-0-1-49/3001/2013-3045 об учете изменений указанных объектов недвижимости, приложив декларации правообладателя земельных участков об изменении вида разрешенного использования земельных участков с "для сельскохозяйственного использования" на "земли общего пользования".
Решениями от 03.10.2013 Учреждение отказало заявителю в учете изменений объектов недвижимости, поскольку заявление и необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и (либо) содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), а именно: в представленной декларации указан вид разрешенного использования, отсутствующий в градостроительном регламенте - правилах землепользования и застройки; среди основных видов разрешенного использования зоны, в границах которой расположены земельные участки Общества (зона С-1), отсутствует вид разрешенного использования - "земли общего пользования".
Посчитав указанные решения Учреждения не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Статья 3 Федерального закона N 221-ФЗ определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В статье 7 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объектах недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ, в пункте 9 которой названа копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением разрешенного использования земельного участка).
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Данной статьей определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально.
Градостроительный регламент определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 3 данной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от формы собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В рассматриваемом случае письмами от 03.10.2013 администрация муниципального образования сельского поселения Малыгинское сообщила Учреждению о том, что земельные участки, расположенные по вышеуказанным адресам, правообладателем которых является Кооператив, находятся в территориальной зоне С-1 - зоне сельскохозяйственного использования.
Правилами землепользования и застройки Малыгинского сельского поселения Ковровского района данная зона выделена для сельскохозяйственного использования (пашни, сенокосы, пастбища) залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами и другими), а также вспомогательные виды использования (огороды, древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных техногенных явлений).
На основании части 1 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В пункте 2 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Поскольку декларации, поданные Кооперативом, содержат сведения, отсутствующие в градостроительном регламенте, суд правомерно посчитал, что орган кадастрового учета обоснованно отказал в учете изменений объектов недвижимости.
Довод заявителя о том, что на момент вынесения оспариваемых решений Учреждения пункт 2 части 1 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ утратил силу с 01.10.2013, обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку на момент обращения заявителя в орган кадастрового учета (19.09.2013) данная норма являлась действующей.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемые решения Учреждения не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Кооперативом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Кооператива по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.05.2014 по делу N А11-38/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного потребительского кооператива "Всегодичи" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-38/2014
Истец: Дачный Потребительский Кооператив "всегодичи"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области
Третье лицо: Администрация Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области