г. Саратов |
|
06 ноября 2014 г. |
Дело N А12-9757/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Грабко Олега Владимировича, Самохваловой Анны Юрьевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурьяновой Натальей Николаевной,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Меганом" Разживина Владимира Ивановича,
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2014 года по делу N А12-9757/2012, судья Мигаль А.Н.,
по жалобе Федеральной налоговой службы, в лице Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области,
на действия (бездействие) конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Меганом" Разживина Владимира Ивановича,
в рамках дела о признании общества с ограниченной ответственностью "Меганом", 400001, г. Волгоград, ул. им. Калеганова, д.13, ИНН 3435087309, ОГРН 1073435004587, несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
16.05.2014 в Арбитражный суд Волгоградской области, в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Меганом" (далее - ООО "Меганом", должник), обратилась Федеральная налоговая служба, в лице Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - уполномоченный орган), с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего Разживина В.И. и признании незаконным, противоречащим п.4 ст.20.3, ст. 129 Закона о банкротстве, бездействия конкурсного управляющего ООО "Меганом" Разживина В.И., выразившегося в не проведении инвентаризации имущества должника, в не включении сведений об инвентаризации имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, как противоречащим п.2 ст. 129 Закона о банкротстве; в не включении сведений об инвентаризации имущества должника в отчет конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства должника; в нарушении периодичности проведения собраний кредиторов, как противоречащим п.2 ст. 143 Закона о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2014 года признано незаконным бездействие конкурсного управляющего ООО "Меганом" Разживина В.И., выразившееся в не проведении инвентаризации имущества должника, не включении сведений об инвентаризации имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, не включении сведений об инвентаризации имущества должника в отчет конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства должника, нарушении периодичности проведения собраний кредиторов ООО "Меганом".
Конкурсный управляющий Разживин В.И., не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2014, отказать в удовлетворении жалобы уполномоченного органа в полном объеме.
Податель апелляционной жалобы считает принятый судебный акт необоснованным, поскольку инвентаризация имущества должника не проводилась ввиду его отсутствия; инвентаризация дебиторской задолженности не проводилась в связи с отсутствием первичной документации; в связи с не проведением инвентаризации имущества сведения об инвентаризации не были включены в ЕФРСБ и в отчет конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства; периодичность проведения собраний кредиторов нарушена в связи с болезнью конкурсного управляющего.
Уполномоченный орган в представленном отзыве просит определение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционный суд, в соответствии со ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в деле доказательствам проверяет законность и обоснованность судебного акта в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, в открытом судебном заседании, апелляционный суд находит, что определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Дела о несостоятельности (банкротстве), в силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов путем обжалования конкретных действий (бездействий) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.
Для признания и квалификации действий или бездействия арбитражного управляющего незаконными должно быть установлено, что они не соответствуют и противоречат требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы должника, кредиторов и общества.
Основанием удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом:
- факта несоответствия этих действий законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей);
- факта несоответствия этих действий требованиям разумности и добросовестности.
Жалоба может быть удовлетворена только в случае, если вменяемыми неправомерными или недобросовестными или неразумными действиями (бездействием) действительно нарушены те или иные права и законные интересы подателя жалобы.
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве установлено общее правило, согласно которому при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях 20.3, 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий и бездействия арбитражного управляющего незаконными. При этом, предусмотренный в указанных нормах перечень, не является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.12.2012 ООО "Меганом" признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Разживин В.И.
Информация о введении в отношении ООО "Меганом" процедуры конкурсного производства опубликована в газете "КоммерсантЪ" N 40 от 07.03.2013.
Уполномоченный орган, указав, что конкурсным управляющим ООО "Меганом" Разживиным В.И. осуществляется процедура банкротства должника, в нарушение требований ст.ст.20.3, 129, п.2 ст. 143 Закона о банкротстве, обратился с настоящей жалобой.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об обоснованности доводов уполномоченного органа и удовлетворении жалобы.
Апелляционная коллегия, учитывая установленные судом первой инстанции обстоятельства, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, соглашается с позицией суда первой инстанции, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что согласно отчетов конкурсного управляющего ООО "Меганом" Разживина В.И., в том числе и на последнюю отчетную дату - 01.04.2014, указано, что в конкурсную массу должника включена дебиторская задолженность балансовой стоимостью 7 733 747 рублей. Однако, сведения о проведенной инвентаризации дебиторской задолженности должника в отчете конкурсного управляющего Разживина В.И. отсутствуют. Конкурсным управляющим не оспаривалось не проведение инвентаризации дебиторской задолженности должника. Суд первой инстанции в ходе анализа Единого федерального реестра сведений о банкротстве установил, что арбитражным управляющим Разживиным В.И. размещена информация о введении процедуры наблюдения и конкурсного производства, однако, информация об инвентаризации имущества должника не была размещена.
В пункте 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания), установлено, что инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Согласно п. 3.48 Методических указаний инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Методических указаний).
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц, принявшее имущество лицо расписывается в описи в получении, а сдавшее - в сдаче этого имущества.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям 6 - 18 к Методическим указаниям либо формы, разработанные министерствами, ведомствами (п. 2.14 Методических указаний).
Таким образом, по результатам инвентаризации оформляются инвентаризационные акты или описи, которые подписываются участниками инвентаризации, в том числе и материально ответственными лицами.
Ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд доказательств проведения названных мероприятий конкурсным управляющим не представлено.
Исходя из положений п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника в порядке и на условиях, которые установлены ст. 129 Закона о банкротстве.
Права и обязанности конкурсного управляющего обусловлены целями процедуры конкурсного производства, которое применяется к должнику с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов (статья 2 Закона о банкротстве). Стадия конкурсного производства является завершающей, на данной стадии деятельность конкурсного управляющего направлена на продажу имущества должника и осуществление расчетов с кредиторами.
После введения конкурсного производства конкурсный управляющий обязан сформировать конкурсную массу для последующего соразмерного удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Требования кредиторов удовлетворяются за счет конкурсной массы, которую составляет согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.
Обязанностью конкурсного управляющего (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве) является принятие в ведение имущества должника, проведение его инвентаризации; принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника; предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании.
Согласно пункту 1 статьи 130 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий в ходе конкурсного производства осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.
Поскольку по данным отчета конкурсного управляющего у должника имелась дебиторская задолженность на 7733747 рублей, а инвентаризация указанной конкурсной массы не проведена конкурсным управляющим в течение длительного времени, суд первой инстанции в указанной части обоснованно признал бездействие конкурсного управляющего незаконным, с учетом критериев разумности и добросовестности действий конкурсного управляющего.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абз. 3 п. 47 постановления от 22.06.2012 N35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснил, что в случае отказа или уклонения указанных лиц от передачи перечисленных документов и ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам ч. 4 и 6 - 12 ст. 66 АПК РФ (при этом для временного управляющего истребуются заверенные руководителем должника копии документов, а для конкурсного управляющего - оригиналы документов и сами ценности). В случае необходимости суд вправе также истребовать их и у бывших руководителей должника, а также у других лиц, у которых имеются соответствующие документы.
В арбитражный суд с ходатайством об истребовании документов, а также об обязании бывшего руководителя передать документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности, конкурсный управляющий не обращался. Следовательно, конкурсным управляющим не были предприняты все возможные меры по выявлению либо восстановлению документации в подтверждение имеющейся дебиторской задолженности в ходе процедуры банкротства должника.
Поскольку инвентаризация дебиторской задолженности в период конкурсного производства надлежащим образом фактически не проведена, сведений о списании дебиторской задолженности как не реальной ко взысканию конкурсным управляющим также не представлено, в любом случае, сведения о наличии дебиторской задолженности на значительную сумму в отчете конкурсного управляющего в течение длительного времени (с даты введения конкурсного производства- 20.12.2012, до даты рассмотрения настоящего обособленного спора - 01.08.2014), - создавали неверное информирование конкурсных кредиторов, в частности уполномоченный орган, вводя в заблуждение относительно перспектив дальнейшего ведения процедуры конкурсного производства.
Согласно п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан включить в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания. Обязанность конкурсного управляющего по внесению сведений об инвентаризации имущества должника в ЕФРСБ установлена Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ. Согласно п. 7 ст. 9 указанного Закона положения ст. 99, 110, 111, 115, 126, 129, 130, 132, 139 и 143 Закона о банкротстве (в редакции данного Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим с даты завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела к производству.
Из материалов дела усматривается, что конкурсное производство в отношении должника открыто решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.12.2012, то есть после принятия Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ. Следовательно, положения данного Закона, предусматривающие обязанность конкурсного управляющего по опубликованию сведений о проведенной инвентаризации и об имуществе должника в ЕФРСБ подлежат применению к правоотношениям, возникающим при осуществлении мероприятий, в рамках процедуры конкурсного производства ООО "Меганом".
Между тем доказательств включения в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный управляющий Разживин В.И. не представил. Данное обстоятельство подателем апелляционной жалобы не оспаривается.
Пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве предусмотрено, что в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника.
Таких сведений отчет конкурсного управляющего не содержит (л.д. 17-22).
Оспариваемое бездействие конкурсного управляющего может привести к нарушению прав и законных интересов конкурсного кредитора, так как непринятие мер по принятию в ведение имущества должника, проведению его оценки и инвентаризации, по обеспечению сохранности имущества должника лишает кредиторов возможности получения денежных средств за счет реализации этого имущества, а также права на получение соответствующей объективной информации о ходе ведения процедуры банкротства.
Поскольку материалами дела подтверждено неправомерное бездействие конкурсного управляющего относительно не проведения инвентаризации конкурсной массы, в частности дебиторской задолженности на значительную сумму в течение длительного времени, и как вытекающее из указанного бездействия, не включение конкурсным управляющим сведений об инвентаризации в отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и, соответственно, не опубликование сведений об инвентаризации в установленном законом порядке, - указанное бездействие конкурсного управляющего Разживина В.И., в совокупности, обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Обратное подателем апелляционной жалобы не доказано.
Соответствующий довод апелляционной жалобы отклоняется апелляционным судом как неподтвержденный соответствующими доказательствами, основанный на несогласии с выводами суда первой инстанции.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Суд первой инстанции, исследуя вопрос о нарушении конкурсным управляющим периодичности проведения собраний кредиторов, также установил, что последнее собрание кредиторов ООО "Меганом", назначенное на 05.05.2014, не состоялось в связи с отсутствием кворума, а предыдущее собрание ООО "Меганом" состоялось 19.12.2013.
В соответствии с п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Поскольку кредиторами ООО "Меганом" иная периодичность проведения собраний кредиторов не устанавливалась, собрания кредиторов должны были проводиться не реже, чем один раз в три месяца.
Собрания кредиторов ООО "Меганом" не проводились более 4 месяцев, что является нарушением требований п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве и влечет нарушение прав и интересов кредиторов и должника, которые не обладали информацией о ходе процедуры конкурсного производства.
В соответствии с положениями ст. 12, 14 Закона о банкротстве обязанности по организации и проведению собрания кредиторов возложены на арбитражного управляющего. Для этого конкурсный управляющий не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов направляет лицам, имеющим право на участие в таком собрании, сообщения о проведении собрания кредиторов.
Согласно п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Судом первой инстанции установлено, что собрания кредиторов ООО "Меганом" не проводились с 19.12.2013 по 05.05.2014, т.е. более 4 месяцев, что самим конкурсным управляющим не оспаривается. В качестве причины неисполнения указанной обязанности Разживин В.И. сослался на свою болезнь.
Вместе с тем, конкурсный управляющий Разживин В.И. не представил доказательства, подтверждающие болезнь в указанный срок ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд.
Кроме того, при осуществлении своих обязанностей добросовестно, как того требуют положения п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий Разживин В.И. был обязан направить кредиторам сообщения о проведении очередного собрания кредиторов, не позднее 05.03.2014. Заболевание не могло препятствовать Разживину В.И. выполнить подготовительные действия по созыву очередного собрания кредиторов. Конкурсный управляющий в соответствии с положениями ст. 12 и 143 Закона о банкротстве обязан представить участникам собрания кредиторов письменный отчет о своей деятельности, а также возможность заблаговременно ознакомиться с этим отчетом и приложенными к нему материалами.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о невозможности проведения собраний кредиторов должника по причине болезни конкурсного управляющего подлежит отклонению, как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
Вывод суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей в указанной части обоснован.
Судом первой инстанции был исследован вопрос о соответствии оспариваемых действий (бездействия) конкурсного управляющего как общим требованиям, установленным пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, так и специальным нормам, закрепляющим обязанности конкурсного управляющего должника при проведении конкурсного производства.
Ненадлежащее исполнение обязанностей конкурсным управляющим Разживиным В.И. доказано материалами дела, подателем апелляционной жалобы не опровергнуто.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял обоснованный судебный акт с соблюдением требований материального и процессуального права.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта у апелляционного суда отсутствуют.
На основании изложенного, определение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2014 года по делу N А12-9757/2012 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение по делу о банкротстве государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2014 года по делу N А12-9757/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в кассационном порядке в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший определение.
Председательствующий |
Г.И. Агибалова |
Судьи |
О.В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-9757/2012
Должник: ООО "Меганом"
Кредитор: ЗАО "Базовый актив", Лиманская Оксана Евгеньевна, МИФНС N 10 по Волгоградской области, ООО "ВИВЕМА", Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области
Третье лицо: ОАО "РечВодСтрой-Волга", Долгов В. И., ЗАО "БАЗОВЫЙ АКТИВ", Конкурсный управляющий ООО "Меганом" Разживин В. И., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области, НП СРО АУ "Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих", ООО "Вивема", Разживин Владимир Иванович, Росреестр по Волгоградской области, УФНС РОссии по Волгоградской области