г. Санкт-Петербург |
|
06 ноября 2014 г. |
Дело N А56-19820/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Юрцан К.Ю. по доверенности от 02.04.20014 N 43/2014;
от заинтересованного лица: Кушнир Е.Е. по доверенности от 23.12.2013 N 15-14-1465/13;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП- 8045/08) ООО "Сопроводительно-правовое бюро "КиТ" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2014 по делу А56-19820/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Сопроводительно-правовое бюро "КиТ"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
о признании недействительным предписания
установил:
ООО "Сопроводительно-правовое бюро "КиТ" (195009, Санкт-Петербург, ул.Комиссара Смирнова, д.5/2, пом.6Н, ОГРН 1137847447110, далее - ООО "СПб "КиТ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга (191060,Санкт-Петербург, Смольный, далее - Комитет) от 20.02.2014 N 15-03-2487/14 о демонтаже рекламной конструкции, установленной без разрешения на установку рекламной конструкции.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ООО "СПб "КиТ" отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "СПб "КиТ" направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что оспариваемое предписание принято с нарушением закона и нарушает его права и охраняемые законом интересы, поскольку конструкция - световой короб, установленная на стене дома по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Комиссара Смирнова, д. 5/2, не является рекламой, а носит лишь информативный характер, является вывеской и содержит информацию, обязательную для размещения. Представитель пояснил, что размещенная информация не содержит конкретных сведений об оказываемых услугах и (или) об условиях их представления, и не направлена на воздействие на сознание потребителя, убеждение приобрести указанную услугу именно у общества.
Представитель Комитета в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 05.02.2014 сотрудниками СПб ГУ "Городская реклама и информация" зафиксировано (с изготовлением фототаблицы) размещение на стене здания, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Комиссара Смирнова, д. 5/2, конструкции в виде светового короба размером 1,5 м х 0,45 м, высота/уровень размещения - 3,5 м., без разрешения на его установку. Указанная конструкция содержит следующую информацию: Юристы ООО "СПб "КиТ", перечисление оказываемых услуг: ведение гражданских, уголовных, административных дел; представительство в судах и государственных органах; составление исков, жалоб, заявлений, ходатайств, претензий, договоров и иных документов; юридическое сопровождение бизнеса; юридическое сопровождение сделок; www.spb-kit.ru, а также логотип общества и часы его работы.
По данному факту 06.02.2014 СПб ГУ "Городская реклама и информация" направило сведения о размещении рекламной конструкции N 96103 в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации ( л.д.9).
20.02.2014 Комитет, со ссылкой на пункт 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", выдал ООО "СПб "КиТ" предписание N 15-03-2487/14 о демонтаже рекламной конструкции, установленной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Комиссара Смирнова, д. 5/2 (л.д.8, 20).
Общество с указанным предписанием не согласилось по тем основаниям, что, размещенная на здании конструкция в виде светового короба не является рекламой.
Суд первой инстанции, отказывая в признании недействительным оспариваемого предписания исполнительного органа, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее-Закон N38-ФЗ, Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований указанной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается (ч.10 ст.19).
В силу части 17 статьи 19 Закона N 38-ФЗ разрешение рекламы выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно подпунктам 2 и 5 пункта 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ требование не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Предписание-это мера реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа должны быть законодательно обоснованы. В предписании должно быть указано, какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Как видно из материалов дела, подведомственным Комитету Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Городская реклама и информация" при проведении проверки законности размещения рекламных конструкций была выявлена самовольно установленная рекламная конструкция общества по адресу: Санкт-Петербург, ул. Комиссара Смирнова, д. 5/2, корп.1, в связи с чем Комитетом и было выдано предписание от 20.02.2014 N 1503-2487/14. ООО "СПб "КиТ" факт принадлежности обществу спорной рекламной конструкции не отрицает.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе названный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Случаи неприменения Закона N 38-ФЗ корреспондируют положениям статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"., в силу которой потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего путем размещения на вывеске фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Таким образом, сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации.
В силу статей 54 и 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательная для потребителей информация должна содержать профиль предприятия и его наименование. Такая информация может быть размещена на вывеске, и на нее не распространяются требования Закона N 38-ФЗ независимо от манеры исполнения указанных обозначений.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, сделал правильный вывод, что размещение спорной конструкции с перечнем предлагаемых потребителю услуг не может быть отнесено к сведениям, которые указываются на вывеске, и распространение которых для юридического лица является обязательным в силу закона или обычая делового оборота. В данном случае размещение короба с такими сведениями призвано формировать интерес неопределенного круга лиц к данному юридическому лицу, то есть подпадает под понятия, раскрытые в Законе о рекламе.
Под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
На спорной конструкции, установленной на стене здания, размещены средство индивидуализации ООО "СПб "КиТ" - изобразительный товарный знак, а также название сайта общества и перечень услуг, оказываемых обществом.
Конструкция с указанием наименования юридического лица, его сайта и предлагаемых им услуг, расположенная на фасаде здания, в котором лицо оказывает перечисленные услуги, имеет признаки рекламы, поскольку направлена на привлечение внимания целевой аудитории к юридическому лицу и его услугам с целью способствовать их реализации.
С учетом вышеизложенного, размещенная заявителем конструкция не является вывеской, обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы и предназначена для поддержания и формирования интереса неопределенного круга лиц к юридическому лицу и его услугам. Размещение рекламного короба не является обязательным для общества в силу закона, направлено на привлечение внимания и поддержание интереса потребителей к организации, поэтому в соответствии с Законом о рекламе данная конструкция является рекламной, установка которой возможна только на основании полученного разрешения Комитета, которое у общества в рассматриваемом случае отсутствовало. Поэтому, выявив данное обстоятельство, Комитет в соответствии с предоставленными ему полномочиями правомерно вынес предписание о демонтаже рекламной конструкции.
Таким образом, требование ООО "СПб "КиТ" о признании незаконным и отмене предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации от 20.02.2014 N 1503-2487/14 о демонтаже рекламной конструкции, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Комиссара Смирнова, д. 5/2, корп.1, обоснованно отклонено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 июля 2014 года по делу N А56-19820/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Сопроводительно-правовое бюро "КиТ"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б.Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19820/2014
Истец: ООО "Сопроводительное-правовое бюро "КиТ", ООО "Сопроводительно-правовое бюро "КИТ" - Самохвалова А. В.
Ответчик: Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации