г. Воронеж |
|
29 октября 2014 г. |
Дело N А64-2796/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.10.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В. Протасова А.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от открытого акционерного общества "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем":
от Администрации города Мичуринска: |
Васильев С.В., представитель по доверенности 29/714 от 24.09.2014;
Представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.08.2014 по делу N А64-2796/2014 (судья Малина Е.В.), по заявлению открытого акционерного общества "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" (ОГРН 1106827000862, ИНН 6827020780) к Администрации города Мичуринска (ОГРН 1026801064487, ИНН 6827002774) о признании незаконными действий Администрации г. Мичуринска, выразившихся в отказе в согласовании вывода из эксплуатации тепловых сетей,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" (далее - ОАО "МЛКЗ "Милорем", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации г. Мичуринска Тамбовской области (далее - Администрация) о признании незаконными действий Администрации г. Мичуринска, выразившихся в отказе в согласовании ОАО "МЛКЗ "Милорем" вывода из эксплуатации тепловых сетей и обязании Администрации г. Мичуринска согласовать с ОАО "МЛКЗ "Милорем" вывод из эксплуатации тепловых сетей и направить указанное решение в адрес ОАО "МЛКЗ "Милорем" в течение 7 дней со дня его принятия.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.08.2014 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявитель указывает, что законодатель предусмотрел право Администрации потребовать от владельца тепловых сетей приостановить вывод из эксплуатации в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии (пункт 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении, пункт 18 Постановления N 889).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить как незаконное и противоречащее нормам материального права, принять по делу новый судебный акт.
Администрация в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечила, о слушании дела извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие вышеуказанного лица.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее:
ОАО "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" является теплоснабжающей организацией, на балансе которой находится котельная, расположенного по адресу: г. Мичуринск, ул. Привокзальная, д.1.
Данной котельной осуществляется теплоснабжение физических лиц, а также объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (л.д.23).
Посчитав, что теплоснабжение объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является несвойственной для предприятия функцией, данная деятельность является убыточной, а оборудование, обеспечивающее теплоснабжение объектов социально-культурного назначения крайне изношено, требует капитального ремонта, предприятие не имеет возможности приобретать новое оборудование для котельной, а так же осуществлять капитальный ремонт и обслуживание имеющегося оборудование, руководством предприятия принято решение о выводе из эксплуатации теплосетей.
Общество 27.02.2014 уведомило администрацию о том, что не будет проводить отопление объектов, указанных в приложении к письму N 94/37 от 27.02.2014 в отопительный сезон 2014-2015 г. (л.д. 22)
Ответным письмом от 18.03.2014 N 763/ая-19 администрация сообщила Обществу, что не имеет возможности в указанные сроки организовать качественное теплоснабжение жилых домов и объектов соцкультбыта, и в связи с этим не согласовывает прекращение подачи тепловой энергии указанным выше потребителям (л.д.24).
Общество 18.03.2014 направило в адрес ТОГБОУ СПО "Железнодорожный колледж им. В.М. Баранова", МБОУ СОШ школа N 2, МБУК "Централизованная генная система", УФПС Тамбовской области - Филиала ФГУП "Почта России", Юго-Восточная региональная дирекция железнодорожных вокзалов (ж.д. вокзал ст. Мичуринск-Уральский), ОАО "РЖД" Мичуринское отделение ЮВЖД эксплутационное вагонное депо "Кочетовка"), ООО "Уют-М", МУП "Теплосервис", Мейрабян Л.Р., ИП Битюкова СВ., Холиной Л.В., Кашлева В.А., Волкова С.В., Волковой А.В., Мерзляковой Г.В., Гуджиев Л.П., Есиповой Н.В., Свиридова Г.И., Пенина СВ., Панфиловой B.C., Ефимовой Т.В., Ефимовой В.М., Брыксина С.А., Прохоровой О.А., Солоповой В.В., Перепелкиной А.Ф., Волкова С.А, Чуканова С.А., Кобозевой В.И., Воробьева М.А., Шенаевой Т.В., Слюняева О.И., Поповой Г.В., Уколова В.А., Воронова И.А., Свотнева С.А., Свотневой Н.И., Струковой З.Ф., Бурлиной А.П., Терехова А.Г., Володько Л.Н., Комиссаровой С.А.. Толкачева В.В., Воробьевой Г.В., Солопова А.Ю., Дубининой СВ., Анохиной Ю.Н. - потребителям, уведомления о прекращении подачи тепловой энергии в отопительном сезоне 2014-2015 гг. (л.д.25-119). В уведомлениях Общество уведомило о расторжении договоров и невозможности заключения договоров на отопительный сезон 2014-2015 г.
Полагая, что действие администрации, выразившееся в отказе в согласовании вывода из эксплуатации тепловых сетей, является незаконным, уведомления потребителям были направлены, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что поскольку в данном случае возможен дефицит тепловой энергии, отсутствует возможность отапливать жилые дома, объекты социально-культурной сферы за счет другого источника теплоснабжения, Администрация была вправе отказать в согласовании вывода из эксплуатации тепловых сетей.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации Далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения включают согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения.
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (пункты 1, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации.
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
В этих целях необходимо строгое соблюдение специальной процедуры вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, предусматривающей согласование действий законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей с органами местного самоуправления, а в некоторых случаях, и с потребителями.
Пунктом 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
Правительством Российской Федерации установлены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, (утв. Постановлением от 06.09.2012 N 889) (далее - Правила вывода в ремонт).
В силу пункта 16 Правил вывода в ремонт собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Пунктом 17 указанных Правил вывода в ремонт установлено, что к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение 15 дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения. В случае неполучения в течение 15 дней согласования потребителей вывода тепловых сетей из эксплуатации вывод их из эксплуатации считается согласованным и к уведомлению о выводе их из эксплуатации, направляемому в орган местного самоуправления, прикладываются уведомления о вручении почтовых отправлений, направленных потребителям.
Согласно пункту 18 Правил вывода в ремонт орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей без согласования с потребителями не допускается (часть 8 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
Системное толкование приведенных законодательных норм показывает, что оспариваемое действие является правом Администрации, при этом согласование уведомления о выводе из эксплуатации тепловых сетей обусловлено выполнением их собственником или владельцем ряда обязанностей.
Проверяя порядок выполнения Обществом условий получения согласования вывода из эксплуатации источника тепловой энергии, суд установил следующее:
Из уведомления от 27.02.2014 N 94/37 (л.д. 22, т. 1) о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии, принадлежащего заявителю, следует, что заявитель не будет производить отопление объектов, отапливаемых от производственной котельной ОАО "МЛРЗ "Милорем", в отопительный сезон 2014-2015 г.г.
Представитель Общества пояснил, что отопительный сезон начинается с 15 октября текущего года и данный факт является общеизвестным. Доказательств обратного Администрация не представила.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что уведомление о согласовании направлено в орган местного самоуправления за 8 месяцев до планируемого вывода объекта из эксплуатации.
Как пояснил представитель Общества, вывод источника тепловой энергии из эксплуатации не обоснован в схеме теплоснабжения, в связи с чем в уведомлении о согласовании заявитель указал причины вывода объекта из эксплуатации, а именно отсутствие технической и финансовой возможности осуществлять отопление частного сектора и объектов соцкультбыта.
Таким образом, заявителем требования пункта 16 Правил вывода в ремонт соблюдены.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции объективно установлено, что к уведомлению о согласовании вывода объекта из эксплуатации приложен перечень объектов, отапливаемых от производственной котельной ОАО "МЛРЗ "Милорем" (л.д. 23).
Между тем, материалами дела подтверждено и не опровергается заявителем апелляционной жалобы, Общество к уведомлению о согласовании с органом местного самоуправления не приложило письменное согласование вывода источника тепловой энергии из эксплуатации с потребителями тепловой энергии.
Представитель Общества подтвердил факт, что рассылка уведомлений потребителям тепловой энергии осуществлена 18.03.2014 (л.д. 25-119, т. 1), то есть после обращения Общества в орган местного самоуправления для согласования вывода из эксплуатации и издания оспариваемого отказ Администрации.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что пятнадцатидневный срок для согласования с потребителями тепловой энергии вывода источника тепловой энергии на момент обращения в Администрацию соблюден, является несостоятельным.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Обществом требования пункта 17 Правил вывода в ремонт не соблюдены.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в условиях отсутствия на момент обращения заявителя в Администрацию сведений о согласовании либо отказе в согласовании с потребителями тепловой энергии вывода источника тепловой энергии из эксплуатации, Администрация не имела правовых оснований для согласования полученного от Общества уведомления.
В связи с этим отсутствие в оспариваемом отказе требования о приостановлении вывода источника тепловой энергии из эксплуатации на определённый срок, выставлении его на торги, либо предложения о выкупе указанного объекта или предоставлении компенсации, не может повлечь нарушения прав и законных интересов Общества.
Судом проверены сроки рассмотрения вопроса о согласовании, предусмотренные п.18 Правил, нарушений не установлено.
При таких обстоятельствах, суд области, руководствуясь пунктами 16, 17, 18 Правил вывода в ремонт, положениями статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ, пришел к правомерному выводу о том, что Администрация была вправе отказать в согласовании вывода из эксплуатации тепловых сетей.
Учитывая вышеизложенное, суд области правомерно отказал ОАО "МЛКЗ "Милорем" в удовлетворении заявленных требований.
Иных убедительных аргументов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
По мнению суда апелляционной инстанции, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.08.2014 по делу N А64-2796/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" (ОГРН 1106827000862, ИНН 6827020780) излишне уплаченную по платежному поручению N 5066 от 22.08.2014 государственную пошлину в сумме 1000 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2796/2014
Истец: ОАО "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем"
Ответчик: Администрация города Мичуринска