город Воронеж |
|
06 ноября 2014 г. |
Дело N А35-718/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Курский Агрохолдинг" на решение арбитражного суда Курской области от 04.07.2014 по делу N А35-718/2014 (судья Арцыбашева Т.Ю.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Курский Агрохолдинг" (ОГРН 1084608000564, ИНН 4604005224) к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Горшеченскому району Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) о признании незаконным решения от 10.01.2014 N 10,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор",
при участии в судебном заседании:
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Горшеченскому району Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий): Белозерова М.И., юрисконсульта по доверенности от 24.01.2014 N 07/320; Дерусовой Л.С., ведущего специалиста-эксперта по доверенности от 27.10.2014 N 07/4680;
от закрытого акционерного общества "Курский Агрохолдинг" - представители не явились, надлежаще извещено;
от общества с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Курский Агрохолдинг" (далее - общество "Курский Агрохолдинг", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Горшеченскому району Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) о признании незаконным и отмене решения от 10.01.2014 N 10 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Определением от 07.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" (далее - общество "Компания "Тензор").
Решением арбитражного суда Курской области от 04.07.2014 заявленные требования удовлетворены частично, решение управления Пенсионного фонда от 10.01.2014 N 10 признано незаконным в части взыскания с общества "Курский Агрохолдинг" финансовой санкции в сумме 1 074 784,11 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество "Курский Агрохолдинг" обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, в связи с чем просит отменить решение суда области в части отказа в удовлетворении требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о направлении фондом в его адрес уведомления об ошибках, выявленных в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета при том, что оператор связи также не смог подтвердить получение обществом каких-либо замечаний от фонда.
По мнению страхователя, представленные управлением Пенсионного фонда снимки программы не могут служить надлежащим доказательством направления в адрес общества соответствующих замечаний, поскольку из них невозможно установить, какие конкретно замечания направлялись в адрес общества "Курский Агрохолдинг".
Изложенное, как полагает общество, свидетельствует об отсутствии в материалах дела доказательств вины страхователя во вменяемом ему правонарушении, в связи с чем у фонда не имелось оснований для привлечения общества к ответственности.
Кроме того, общество обращает внимание на то, что при расчете размера финансовой санкции страховщик исходил из недействующей на момент вынесения спорного решения редакции пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), поскольку с 01.01.2014 указанная санкция начисляется в размере 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Управление Пенсионного фонда в письменных возражениях выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, считая, что судом области принято законное и обоснованное решение, а доводы жалобы в целом повторяют позицию стороны, изложенную в суде первой инстанции, не опровергают правильности выводов суда и не содержат правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В обоснование доведения до страхователя сведений о допущенных им ошибках в представленных за 2 квартал 2013 года сведениях индивидуального персонифицированного учета управление Пенсионного фонда сослалось на направление обществу "Курский Агрохолдинг" через доверенный удостоверяющий центр - общество "Компания Тензор" отрицательных протоколов входного контроля, а также на приложение к акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, в котором отражены расхождения между суммами заработной платы и суммами начисленных страховых взносов в сведениях, представленных 15.08.2013 и 14.10.2013.
По сути, доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой отказано в удовлетворении требований общества "Курский Агрохолдинг" о признании незаконным решения от 10.01.2014 N 10.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Управлением Пенсионного фонда ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения арбитражного суда Курской области от 04.07.2014 лишь в обжалуемой части.
В судебное заседание представители общества "Курский Агрохолдинг" и общества "Компания "Тензор", извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
От общества "Курский Агрохолдинг" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, обосновываемое участием представителя общества в других судебных процессах.
Исходя из обстоятельств дела и мнения представителей управления Пенсионного фонда, апелляционная коллегия не усмотрела оснований для отложения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителей управления Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 15.08.2013 обществом в управление Пенсионного фонда был представлен расчет по страховым взносам за 2 квартал 2013 года с приложением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении всех застрахованных лиц. Указанный расчет был направлен в фонд в электронном виде и получен фондом в тот же день, о чем свидетельствует квитанция о получении отчета (л.д.16-20).
Проведя проверку правильности поступивших сведений, управление Пенсионного фонда 16.08.2013 направило в адрес общества отрицательный протокол входного контроля, содержащий сведения о том, что отчет от 15.08.2013 не принят страховщиком (л.д.21).
В связи с непринятием управлением Пенсионного фонда отчета за 2 квартал 2013 года, общество "Курский Агрохолдинг" 30.08.2013 вновь сформировало и направило в его адрес по телекоммуникационным каналам связи расчет за указанный период с приложением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении всех застрахованных лиц, также не принятый управлением согласно отрицательному протоколу входного контроля, направленному в адрес общества 02.09.2013 (л.д.22-27).
14.10.2013 общество "Курский Агрохолдинг" вновь направило в адрес фонда уточненный расчет начисленных и уплаченных страховых взносов за 2 квартал 2013 года с приложением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые были приняты управлением Пенсионного фонда 09.10.2013, 21.10.2013 и 15.11.2013 согласно отчетам фонда (л.д.28-37).
По итогам проверки полноты и достоверности представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц фондом был выявлен факт представления недостоверных (неполных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на что указано в акте проверки от 28.11.2013 N 10.
Данный акт содержал предложение о привлечении страхователя к ответственности в виде взыскания финансовой санкции в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период - 2 квартал 2013 года - платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило сумму 2 149 568,21 руб.
По результатам рассмотрения акта от 28.11.2013 N 10 и возражений общества начальником управления Пенсионного фонда было вынесено решение от 10.01.2014 N 10 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", которым страхователь был привлечен к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в сумме 2 149 568,21 руб.
Представление недостоверных (неполных) сведений, как это следует из акта проверки от 28.11.2013 N 10 и решения от 10.01.2014 N 10, обусловлено тем, что представленные обществом 15.08.2013 сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования содержали ошибки и не были приняты фондом, а достоверная отчетность за соответствующий период была представлена лишь 14.10.2013.
Не согласившись с решением от 10.01.2014 N 10, общество оспорило его в арбитражном суде Курской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований в части привлечения к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 1 074 784,1 руб., суд области исходил из доказанности факта наличия ошибок в представленных 15.08.2013 сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, а также факта представления исправленных сведений за пределами установленного пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н).
Апелляционная коллегия с указанными выводами суда области согласиться не может, исходя при этом из следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации и индивидуальные предприниматели, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено названным Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным названным пунктом, страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные Федеральным законом N 27-ФЗ.
В частности, пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01.01.2014 названная норма действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, устанавливающей за предусмотренные в ней правонарушения ответственность в виде взыскания финансовых санкций в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
При этом, названный Федеральный закон не содержит норм, регулирующих порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.
В силу положений статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ правоотношения по привлечению страхователей к ответственности регулируются нормами названного Закона.
В частности, статьей 33 Федерального закона N 212-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации представлено право проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.
Статьей 38 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной или выездной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в котором отражаются факты выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 212-ФЗ (ее часть 1) акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (части 8, 9 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, как это следует из части 6 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ, должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Таким образом, основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, является выявление уполномоченным органом Пенсионного фонда факта нарушения страхователем законодательства Российской Федерации о страховых взносах, зафиксированный в соответствующем акте проверки и решении по нему со ссылкой на конкретные обстоятельства правонарушения.
Согласно статье 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое законодательством о страховых взносах установлена ответственность.
Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях неисполнения ими обязанностей, предусмотренных названным Федеральным законом (статья 41 Федерального закона N 212-ФЗ).
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (статья 42 Федерального закона N 212-ФЗ). Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Положениями части 1 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. При этом перечень обстоятельств не является исчерпывающим ввиду того, что обстоятельствам, исключающие вину лица в совершении правонарушения, относятся иные (не перечисленные в указанной норме) обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
Из изложенного следует, что основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, является виновное (умышленное или по неосторожности) непредставление им в установленный статьей 11 названного Федерального закона срок (в том числе, представление с нарушением срока) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц либо представление в орган Пенсионного фонда неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
В силу статей 40, 42, 43 Закона лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения при отсутствии вины лица в совершении правонарушения или наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что основанием для привлечения общества "Курский Агрохолдинг" к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ явился вывод управления Пенсионного фонда о наличии в представленных 15.08.2013 сведениях индивидуального (персонифицированного) учета ошибок, в связи с чем данная отчетность принята страховщиком не была.
Между тем, в нарушение положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ни в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.11.2013 N 10, ни в решении от 10.01.2013 N 10 о привлечении общества "Курский Агрохолдинг" к ответственности не изложены конкретные обстоятельства допущенного обществом правонарушения, не указано, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений, в отношении каких именно работников и в каких именно суммах, не указаны первичные документы и иные сведения в подтверждение обстоятельств совершенного правонарушения.
В решении управления Пенсионного фонда имеется лишь указание на несоблюдение обществом двухнедельного срока представления исправленных сведений, предусмотренного пунктом 41 Инструкции N 987н, которая, по мнению апелляционной коллегии, в данном случае правового значения не имеет, поскольку, как следует из тех же акта и решения, совершенное обществом правонарушение не связано со сроками представления отчетности.
Кроме того, апелляционная коллегия полагает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что из имеющихся в материалах дела отрицательных протоколов входного контроля от 16.08.2013 и от 02.09.2013 следует, что в них не содержалось указания на выявленные управлением пенсионного фонда ошибки в представленных обществом сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, в связи с чем страхователь не имел возможности ознакомиться с выявленными несоответствиями и ошибками и устранить их в установленный пунктом 41 Инструкции N 987н двухнедельный срок.
В то же время, указанным пунктом предусмотрена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки направить страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее семи дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
При этом, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (статья 16 Федерального закона N 27-ФЗ).
Управлением Пенсионного фонда в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес общества "Курский Агрохолдинг" соответствующего уведомления о выявленных расхождениях между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами их проверки, так же как им в акте проверки допущенное обществом нарушение не отражено надлежащим образом.
Указанные обстоятельства, по мнению апелляционной коллегии, лишили общество "Курский Агрохолдинг" возможности как произвести действия по исправлению в установленный двухнедельный срок допущенных нарушений в представленной фонду отчетности, так и представить фонду обоснованные возражения по существу вменяемого ему правонарушения.
Приложение к акту от 28.11.2013 N 10, представленное фондом в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции и содержащее сведения о расхождениях между данными индивидуального (персонифицированного) учета, представленными 15.08.2013 и 14.10.2013 по каждому застрахованному лицу на 28 листах, не может быть принято апелляционной коллегией в качестве доказательства, свидетельствующего о соблюдении фондом порядка выявления и фиксирования допущенного страхователем нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и порядка привлечения страхователя к ответственности, поскольку ссылка на указанное приложение отсутствует в акте от 28.11.2013 N 10. Как следует из акта от 28.11.2013 N 10, приложение к нему оформлено на одном листе. Данное приложение, представляющее собой расчет размера финансовой санкции, также представлено фондом суду апелляционной инстанции.
Кроме того, суду не представлено достоверных доказательств того, что документ на 28 листах, именуемый как приложение к акту N 10 от 28 ноября 2013 года, вручался обществу "Курский Агрохолдинг". Приложенный к нему кассовый чек от 16.10.2013 о направлении в адрес общества "Курский Агрохолдинг" почтового отправления с почтовым идентификатором N 3068007701333 5 таким доказательством служить не может.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о недоказанности фондом вины общества "Курский Агрохолдинг" в совершении вменяемого ему нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и о нарушении фондом установленного порядка выявления правонарушения и привлечения страхователя к ответственности.
Данное обстоятельство является основанием для признания решения фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ незаконным.
Поскольку судом области при рассмотрении требования общества "Курский Агрохолдинг" не дана надлежащая оценка допущенным фондом нарушениям, то принятое им решение о частичном отказе в удовлетворении требований общества не может быть признано апелляционной коллегией законным и обоснованным.
В указанной связи решение арбитражного суда Курской области подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований общества "Курский Агрохолдинг" о признании незаконным решения управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Горшеченскому району Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) от 10.01.2014 N 10 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Апелляционная жалоба общества "Курский Агрохолдинг" подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результата рассмотрения спора, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса расходы общества "Курский Агрохолдинг" по уплате государственной пошлины, понесенные при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Горшеченскому району Курской области в сумме 1 000 руб.
Так как обществом "Курский Агрохолдинг" при обращении в апелляционный суд излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 руб., данная сумма подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Курский Агрохолдинг" удовлетворить.
Решение арбитражного суда Курской области от 04.07.2014 по делу N А35-718/2014 отменить части отказа в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Курский Агрохолдинг".
Признать решение управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Горшеченскому району Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) от 10.01.2014 N 10 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" незаконным в части взыскания с закрытого акционерного общества "Курский Агрохолдинг" финансовой санкции в сумме 1 074 784,1 руб.
Выдать закрытому акционерному обществу "Курский Агрохолдинг" справку на возврат 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Взыскать с управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Горшеченскому району Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) в пользу закрытого акционерного общества "Курский Агрохолдинг" 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-718/2014
Истец: ЗАО "Курский Агрохолдинг"
Ответчик: УПФР по Горшеченскому району
Третье лицо: ООО "Компания "Тензор""