город Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2014 г. |
дело N А53-2340/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
от истца - представитель Гончарова Т.И. по доверенности от 31.10.2014; представитель Цепкова М.С. по доверенности от 31.10.2014;
от ответчика - представитель Мельникова О.В. по доверенности от 14.06.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Гуковпогрузтранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2014 по делу N А53-2340/2014
по иску ЗАО "Гуковпогрузтранс"
к ответчику - ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании неосновательного обогащения
принятое в составе судьи Тютюника П.Н.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Гуковпогрузтранс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании неосновательного обогащения в размере 108599 руб. 59 коп. (с учетом уменьшения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 2 л.д. 1).
Решением от 23.07.2014 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что в договоре (с учетом протоколов урегулирования разногласий и дополнительных соглашений) сторонами согласовано условие об оплате за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования. Надлежащих доказательств того, что задержка вагонов на путях общего пользования станции Гуково произошла в результате несвоевременной уборки перевозчиком вагонов с путей необщего пользования, истцом не представлено. Акты общей формы, представленные истцом, не соответствуют установленной форме и требованиям к содержанию актов. Задержка вагонов на путях станции Гуково произошла по вине истца, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов. Поскольку плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования правомерно удержана ответчиком, оснований для взыскания неосновательного обогащения не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом не дана оценка доводам истца, возражения истца на отзыв ответчика не рассмотрены по существу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал. Пояснил, что согласно накопительной ведомости взимание платы произведено за занятие инфраструктурой подвижным составом, однако, плата за занятие инфраструктуры не предусмотрена договором.
Представитель ответчика в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.07.2009 между сторонами заключен договор на организацию расчетов N 3902/07-09 (т. 1 л.д. 10-15), которым регулируются взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которому осуществляет ЗАО "Гуковпогрузтранс" (клиент).
По дополнительному соглашению от 29.09.2011 в названный договор включен пункт 2.1.11 об обязанности клиента осуществлять оплату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по документально подтвержденным причинам, не зависящим от перевозчика, в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2 (т. 1 л.д. 17).
В соответствии с дополнительным соглашением N 1/Р от 15.02.2012 к договору на организацию расчетов договор изложен в новой редакции (т. 1 л.д. 22-29). В пункте 2.1.11 договора (в редакции названного дополнительного соглашения) установлена обязанность клиента в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к настоящему договору (т. 1 л.д. 32-33).
Сторонами 01.07.2012 заключен договор N 115/9 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Гуковпогрузтранс" при ст. Гуково СКжд (т. 1 л.д. 48-52) с протоколом урегулирования разногласий (т. 1 л.д. 53-54).
В пункте 20.5 договора установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, в том числе задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, пункта 12 Тарифного руководства N 2. За время задержки вагонов в пути следования, в том числе, на промежуточных станциях плата вносится при условии прибытия задержанных вагонов с нарушением срока доставки груза.
ОАО "РЖД" 15.02.2013 с лицевого счета клиента на основании накопительной ведомости N 130201 (т. 1 л.д. 39-41) списаны денежные средства в сумме 114947 руб. 75 коп. по коду "831" плата за занятие инфраструктуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику (плата за пользование вагонами).
Впоследствии, накопительная ведомость N 130201 скорректирована перевозчиком на сумму 6348 руб. 16 коп., данная сумма восстановлена на лицевом счете клиента (корректировочный счет-фактура - т. 2 л.д. 4).
Полагая, что договором N 115/9 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 01.07.2012 не предусмотрена возможность взыскания платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, кроме того, задержка вагонов на путях общего пользования станции Гуково произошла по причинам, зависящим от перевозчика, ЗАО "Гуковпогрузтранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Исключение из общего правила содержится во втором абзаце названной статьи Устава, которым установлено, что плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
По смыслу изложенной правовой нормы плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика - железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
По условиям договора N 115/9 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 01.07.2012 ЗАО "Гуковпогрузтранс" (владелец) осуществляет погрузку, выгрузку грузов на принадлежащем ему ж.д. пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 16 договора N 115/9 от 01.07.2012 на подъездном пути, принадлежащем истцу, осуществляют прием и отправление грузов ряд организаций, в том числе ООО "Южтранс", ОАО "Русский уголь", ЗАО "Русский уголь". В договоре установлен перечень контрагентов, которые осуществляют работу на условиях договора N 115/9 от 01.07.2012. Каких-либо изъятий, либо особенностей относительно порядка подачи, учета и внесения перевозчику соответствующих платежей для контрагентов истца не установлено.
Согласно пункту 5 договора N 115/9 от 01.07.2012 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о подаче вагонов на путь необщего пользования передается приемосдатчику ЗАО "Гуковпогрузтранс" (пункт 6).
В пункте 7 договора N 115/9 от 01.07.2012 перевозчик своим локомотивом подает вагоны на один из выставочных путей, дальнейшее продвижении вагонов осуществляется локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки выгрузки. Вагоны подаются в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, т.е. партиями не более 50 вагонов (пункт 8). Максимальная длина состава при уборке вагонов с ж.д. пути необщего пользования не должна превышать 50 вагонов (пункт 9).
В пункте 13 договора установлен технологический срок оборота вагонов - 9,6 часов на партию из 50 вагонов.
Согласно пункту 20.5 договора за время ожидания подачи или приема вагонов, в том числе задержки вагонов в пути следования, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, пункта 12 Тарифного руководства N 2.
Из приведенных условий договора следует, что максимальная вместимость выставочных путей составляет 50 вагонов, с учетом условий пункта 13 технологический срок оборота вагона составляет 12 минут на один вагон.
В пункте 2.1.11 дополнительного соглашения от 15.02.2012 N 1/Р к договору на организацию расчетов от 30.09.2009 N 3902/07-09 установлено, что за время ожидания, подачи вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам зависящим от клиента, взимается плата в размере определенном в приложении N 3 к договору.
В договорах, заключенных между сторонами отсутствует условие о том, что контрагенты истца осуществляют работу на путях ЗАО "Гуковпогрузтранс" (владелец) с самостоятельным расчетом с перевозчиком за дополнительные услуги. Уведомление о подаче всех вагонов, прибывших как в адрес истца, так и в адрес его контрагентов передается приемосдатчику ЗАО "Гуковпогрузтранс", расстановка вагонов к местам погрузки выгрузки осуществляется локомотивом владельца.
Таким образом, из названных условий заключенных сторонами соглашений следует, что ЗАО "Гуковпогрузтранс" самостоятельно регулирует порядок подачи и выгрузки вагонов, прибывающих как в его адрес, так и в адрес контрагентов, следовательно, невыполнение срока оборота вагонов, явившееся причиной задержки спорных вагонов произошло по вине ЗАО "Гуковпогрузтранс".
Факт нарушения срока оборота вагонов подтверждается предоставленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов (т. 2 л.д. 85-163).
В пункте 1.4 договора N 3902/07-09 от 30.07.2009 установлено, что настоящий договор применяется также к отношениям сторон, возникающим на основе заключенных между сторонами договоров, соглашений, связанных с перевозкой грузов.
Настоящий спор возник из взаимоотношений сторон по договору N 115/9 на эксплуатацию ж.д. пути необщего пользования от 01.07.2012.
Спорная сумма начислена на основании актов общей формы станции Гуково, перечисленных в накопительной ведомости N 130201 от 13.02.2013: N 1/551 (т. 1 л.д. 55-56), 1/576 (т. 1 л.д. 67-68), 1/557 (т. 1 л.д. 59-60), 1/564 (т. 1 л.д. 63-64), 1/557 (т. 1 л.д. 71-72), 1/579 (т. 1 л.д. 78), 1/578 (т. 1 л.д. 75), 1/580 (т. 1 л.д. 81-82), 1/581 (т. 1 л.д. 85-86), 1/582 (т. 1 л.д. 89), 1/586 (т. 1 л.д. 92-93), 1/588 (т. 1 л.д. 96-97), 1/595 (т. 1 л.д. 100-101), 1/598 (т. 1 л.д. 104-105), 1/637 (т. 1 л.д. 108-109) от 13.02.2013.
В названных актах указана причина простоя вагонов на путях общего пользования - задержка в приеме на путь необщего пользования ЗАО "Гуковпогрузтранс".
Акт общей формы ЗАО "Гуковпогрузтранс" не подписаны, о чем составлены соответствующие акты общей формы.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что простой вагонов на станционных путях произошел в связи с неисполнением ОАО "РЖД" обязанности по своевременной уборке вагонов с выставочных путей владельца пути необщего пользования. Данные обстоятельства, по мнению истца, подтверждены актами общей формы (т. 1 л.д. 112-152).
Указанные акты составлены на станции Южная самим ЗАО "Гуковпогрузтранс", в актах указаны номера вагонов, которые в период с 26.09.2012 по 07.10.2012 простаивали на приемо-отправочном пути N 4 парка Гуковская.
В пункте 3.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России N 45 от 18.06.2003, установлено, что акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком. Возможность составления грузополучателем актов общей формы нормативно не установлена.
Названные акты общей формы ОАО "РЖД" не подписаны, отказ от подписания актов отражен в актах общей формы.
При этом в актах общей формы указано, что вагоны простаивают на приемо-отправочном пути станции Гуковская, ввиду неприема станцией Гуково. Так в наименовании акта и в тексте указаны разные станции, невозможно достоверно установить, на какой же станции находились вагоны. Обстоятельства нахождения иных вагонов, не имеющих отношения к спорным, на иной станции, не исключают вину истца в задержке спорных вагонов на путях станции Гуково.
Пояснений относительно того, каким образом простой вагонов на станции Южная и станции Гуковская влияет на задержку вагонов на станционных путях станции Гуково, истцом не дано.
Кроме того, как отмечено выше, уборка вагонов производится локомотивом владельца пути необщего пользования. Следовательно, истец самостоятельно определяет порядок уборки вагонов с пути необщего пользования, принадлежащем ему.
Условиями заключенных сторонами договоров не установлен временной промежуток, в течение которого перевозчик обязан отправить поезд, указанные акты общей формы не отражают каких-либо нарушений со стороны перевозчика.
Согласно статье 100 Устава железнодорожного транспорта в Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона.
Отправление сформированного и принятого к перевозке поезда с приемо-отправочных путей и уборка вагонов с путей необщего пользования (выставочных путей) не являются идентичными понятиями и не могут быть приравнены друг к другу.
Требования, связанные с несвоевременной уборкой вагонов, являются самостоятельными и могут быть заявлены отдельно в соответствии со статьей 100 Устава.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов, на основании которых произведен расчет платы за время нахождения вагонов на станционных путях, следует, что задержка вагонов произошла в связи с нарушением ЗАО "Гуковпогрузтранс" технологического срока оборота вагонов.
Как отмечено выше, в пункте 8 договора N 115/9 от 01.07.2012 вагоны подаются в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, т.е. партиями не более 50 вагонов. Технологический срок оборота вагонов составляет 9,62 часа на партию из 50 вагонов (пункт 13 договора). Технологический срок оборота одного вагона - 12 минут.
В пункте 15 договора установлено, что перерабатывающая способность в среднем в сутки составляет: погрузка - 110 вагонов, выгрузка - 104 вагона.
В соответствии с ведомостями подачи и уборки вагоны находились под грузовой операцией вместо установленных договором 9,6 часов от 2 до 15 суток. Следовательно, причина задержки вагонов на станционных путях зависит от владельца пути необщего пользования, так как владелец пути необщего пользования осуществляет прием и уборку вагонов своим локомотивом, не обеспечил размещение вагонов на путях необщего пользования, по причине нарушения им срока оборота ранее поданных вагонов.
В пункте 2.1.11 дополнительного соглашения от 15.02.2012 N 1/р и пункте 20.5 договора N 115/9 в редакции протокола урегулирования разногласий от 17.07.2012 стороны согласовали основание и размер для взыскания платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику.
Указанные обстоятельства установлены Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа при рассмотрении дела N А53-4196/13 по спору между теми же сторонами.
При таких условиях, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод заявителя жалобы о том, что согласно накопительной ведомости перевозчиком произведено удержание платы за занятие инфраструктуры подвижным составом, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно письму ФСТ России от 30.03.2011 N СН-2489/10 статьей 39 Устава предусмотрен механизм компенсации затрат владельца инфраструктуры при нахождении на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (независимо от принадлежности) за счет "платы за пользование вагонами", которая взимается за время ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Порядок исчисления такой платы установлен Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК России от 19.06.2002 N 35/12 (Тарифное руководство N 2).
При этом в расчетную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка при их простое на путях общего пользования включены затраты единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны общего парка (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры). Данная позиция нашла отражение в решении Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ10-1331.
Аналогичным порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения (в том числе припортовой станцией) по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
Учитывая вышеизложенное, по мнению ФСТ России, в отношении указанных случаев в настоящее время определена ответственность сторон и установлена плата за занятие инфраструктуры подвижным составом, но под иным наименованием (как плата за пользование вагонами). Установление этой платы как платы за занятие инфраструктуры возможно только при изменении положений Устава (с целью недопущения возможности двойного взимания такой платы).
Как пояснил в судебном заседании представитель ОАО "РЖД" указание в накопительной ведомости кода сбора - 831 "Плата за пользование инфраструктуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику" необходимо для ведения учета произведенных оплат клиентами перевозчика.
Кроме того, в наименовании сбора также имеется указание на плату за пользование вагонами по Тарифному руководству N 2 (в скобках).
В накопительной ведомости перечислены все акты общей формы, в которых указано на начисление платы за пользование вагонами.
ЗАО "Гуковпогрузтранс" к апелляционной жалобе не приложены доказательства уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, о чем Арбитражным судом Ростовской области составлен акт от 22.08.2014.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с заявителя.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2014 по делу N А53-2340/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ЗАО "Гуковпогрузтранс" (ОГРН 1046144003025, ИНН 6144010040) в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Ковалева Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2340/2014
Истец: ЗАО "Гуковпогрузтранс"
Ответчик: ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога СК ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги" Филиал "Северо-Кавказская железная дорога"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" Филиал "Северо-Кавказская железная дорога"