г. Воронеж |
|
07 ноября 2014 г. |
Дело N А48-2630/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барбашиной М.С.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Центрального территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (ОГРН 1095753001695) на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.09.2014 по делу N А48-2630/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Родина Г.Н.), по иску открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1057749440781) к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (ОГРН 1095753001695), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента финансов Орловской области и Центрального территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта о взыскании 49 295 руб. 20 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее - Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области, ответчик) о взыскании убытков в размере 49 295 руб. 20 коп., возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в 2013 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Орловской области и Центральное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 08.09.2014 исковые требования ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Орловской области от 08.09.2014 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, указывая, что обязательства, предусмотренные договором N 93-Д/13-1 от 29.04.2013, им были исполнены в результате перечисления истцу денежных средств в сумме 4 566 894 руб. 10 коп.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы не явился, представив через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда посредством факсимильной связи заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Истец ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" также не явился в настоящее судебное заседание, представив в электронном виде с помощью сервиса "Мой Арбитр" (диск приложен к материалам дела) возражения на апелляционную жалобу.
Третьи лица Департамент финансов Орловской области и Центральное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта явку представителей в настоящее судебное заседание также не обеспечили. Через канцелярию суда апелляционной инстанции посредством факсимильной связи от Департамента финансов Орловской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, учитывая вышеуказанные ходатайства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Орловской области от 08.09.2014 - без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" с 16.05.2006 года осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 года ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" осуществляло организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Орловской области на основании договора от 26.12.2012 N 290-Д/12.
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Орловской области осуществлялась по установленному тарифу на основании приказа Управления по тарифам Орловской области от 17.12.2012 N 1837-Т "Об установлении тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые открытым акционерным обществом "Центральная пригородная пассажирская компания".
Постановлением Правительства Орловской области от 24.04.2013 N 139 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной компенсации потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2013 год" (далее - Порядок предоставления ежемесячной компенсации потерь в доходах) определена дополнительная мера социальной поддержки обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в виде 50-процентной скидки от стоимости проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Пунктом 1 Порядка предоставления ежемесячной компенсации потерь в доходах предусмотрено, что льготы по тарифам на проезд обучающихся, предоставляются в период с 01.01.2013 по 15.06.2013 включительно и с 01.09.2013 по 31.12.2013 включительно.
Во исполнение вышеуказанных правовых актов между ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" и Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области был заключен договор N 93-Д/13-1 от 29.04.2013 о предоставлении субсидий из бюджета Орловской области для ежемесячной компенсации потерь в доходах организации железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2013 год.
Условиями договора предусмотрено, что истец должен был обеспечить перевозки обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении с предоставлением 50% скидки от действующего тарифа обучающимся, при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Орловской области, в период с 01.01.2013 по 15.06.2013 включительно и с 01.09.2013 по 31.12.2013 включительно.
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора срок оказания услуг является с 01.01.2013 по 31.12.2013 года.
Пунктом 2.2 договора N 93-Д/13-1 от 29.04.2013 установлено, что Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области обязуется осуществлять в пределах выделенных ему на указанные цели средств компенсацию потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта за предоставленные транспортные услуги с 01.01.2013 по 15.06.2013 года не позднее 20.07.2013 года, за сентябрь-ноябрь 2013 года не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, за декабрь 2013 года - до 20 декабря 2013 года.
В соответствии с представленными истцом ежемесячными отчетами в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 года им было перевезено обучающихся и соответственно оформлено проездных документов с 50 % скидкой на территории Орловской области на сумму 4 616 189 руб. 30 коп.
Фактические потери в доходах истца от перевозки обучающихся в 2013 году составили 4 616 189 руб. 30 коп.
Орловской областью компенсировано 4 566 894 руб. 10 коп.
Разница между суммой возмещенных потерь в доходах перевозчика и фактических, возникших в результате предоставления льготного проезда обучающимся в 2013 году, составила 49 295 руб. 20 коп.
Поскольку ответчик не возместил в полном объеме затраты, возникшие в связи с исполнением истцом договора N 93-Д/13-1 от 29.04.2013, у истца возникли убытки, что явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Орловской области с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие публично-правовые обязательства обеспечиваются предоставлением мер социальной поддержки.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16, 1069 ГК РФ).
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений на территории Орловской области принято Постановление Правительства Орловской области N 139 от 24.04.2013 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной компенсации потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2013 год".
Данным Постановлением право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута на территории других субъектов Российской Федерации в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа по оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории области с 01.01.2013 по 15.06.2013 включительно и с 01.09.2013 по 31.12.2013 включительно.
Факт осуществления истцом в спорный период перевозок пассажиров по льготным тарифам, установленным Постановлением Правительства Орловской области N 139 от 24.04.2013, подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком.
Размер понесенных истцом потерь (4 616 189 руб. 30 коп.) от исполнения обязательств, предусмотренных договором N 93-Д/13-1 от 29.04.2013, также подтвержден материалами дела. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Из материалов дела также следует и не оспаривается сторонами, что из бюджета Орловской области истцу были компенсированы потери от перевозок пассажиров по льготным тарифам в спорный период в сумме 4 566 894 руб. 10 коп.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая положения вышеуказанных норм права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что убытки в сумме 49 295 руб. 20 коп., понесенные истцом в результате реализации Постановления Правительства Орловской области N 139 от 24.04.2013, не были ему компенсированы, в связи с чем, подлежат взысканию с ответчика за счет казны Орловской области.
Довод ответчика о том, что отчет за декабрь 2013 года был предоставлен истцом позже установленной в договоре даты (10.12.2013), обоснованно отклонен арбитражным судом области, поскольку до 10.12.2013 года должны были быть представлены предварительные расчеты, а обязательства по компенсации выпадающих доходов по оказанию услуг льготным категориям граждан Орловская область брала на себя по 31.12.2013 года.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы, однако в доход федерального бюджета с него не взыскивается, поскольку он освобожден от ее уплаты при рассмотрении споров в арбитражном суде в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 08.09.2014 по делу N А48-2630/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2630/2014
Истец: ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области
Третье лицо: Департамент финансов Орловской области, Центральное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта