г. Санкт-Петербург |
|
11 ноября 2014 г. |
Дело N А56-73002/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Мельниковой Н.А., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): представителя Каменева И.А., доверенность от 26.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20391/2014) ОАО "Апатит" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2014 по делу N А56-73002/2013 (судья Рычагова О.А.),
истец: Открытое акционерное общество "Апатит"
ответчик: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
о взыскании 232 218 руб. 63 коп.
установил:
ОАО "Апатит" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 232 218 руб. 63 коп. пеней за просрочку доставки грузов.
Решением от 24.07.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, своего представителя не направил, дело рассмотрено в его отсутствие в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 17 июня 2013 года на станцию Титан Октябрьской железной дороги в адрес ОАО "Апатит" по транспортным железнодорожным накладным N N ЭЫ800375, ЭЫ823147, ЭЫ823204 поступил и был выдан перевозчиком грузополучателю груз - шары стальные помольные.
Полагая, что срок доставки груза был превышен перевозчиком на 7 суток, истец обратился к ответчику с претензией от 04.07.2013 N 4195/011021, требуя уплаты пени, а поскольку ответчик отклонил претензию, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании с перевозчика штрафных санкций за просрочку доставки груза.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Оспаривая изложенные в решении выводы, истец ссылается в жалобе на то, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие невыполнение технологического срока оборота вагонов на подъездном пути грузополучателя (истца): договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит", в котором установлены технологические сроки оборота вагонов на подъездном пути ОАО "Апатит", памятки приемосдатчика, подтверждающие время нахождения вагонов на подъездном пути, начиная с даты задержки вагонов в пути следования по дату отправки вагонов, составленные по этой причине акты общей формы о задержке подачи или приема вагонов на пути необщего пользования.
Кроме того, истец ссылается на то, что перевозчик при составлении актов общей формы на промежуточных станциях не представил надлежащих доказательств вины грузополучателя в отсутствии технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Также истец указал, что ответчик не представил доказательств выполнения станцией назначения обязанности по извещению грузополучателя о задержке вагонов.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки; сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
По правилам статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств, к числу которых отнесены обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокады, эпидемии или иные, не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок. По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с пунктом 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 года N 27 (далее - Правила N 27) о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки), и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27) сроки доставки грузов увеличиваются на всё время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприёма их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев путей необщего пользования. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначении к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости делается отметка о составлении акта общей формы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из материалов дела следует, что извещением от 08.06.2013 г. ответчик уведомил ОАО "Апатит" о задержке вагонов на станции Беломорск Октябрьской железной дороги из-за невозможности приема их на станции назначения по причине, зависящей от грузополучателя. Указанные извещения получены представителем истца.
При получении извещений представитель ОАО "Апатит" с задержкой вагонов в пути следования не согласился, сославшись на тот факт, что возможность для приема вагонов имеется.
Однако, из справки представленной дирекцией управления движением ответчика и представленных актов общей формы следует, что прибывшие на станцию назначения порожние вагоны длительное время простаивали в ожидании погрузки по причине нарушения истцом условий договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Вследствие чего порожние вагоны, следовавшие в адрес ОАО "Апатит", ответчик вынуждено был временно отставлять от движения до момента освобождения путей необщего пользования грузополучателя.
При таком положении следует признать просрочку доставки грузов по накладным произошедшей по независящим от ответчика причинам.
Следовательно, срок доставки груза по транспортным железнодорожным накладным N N ЭЫ800375, ЭЫ823147, ЭЫ823204 правомерно увеличен на 7 суток на основании пункта 6.6. Правил исчисления сроков доставки груза.
Согласно статьям 29 и 97 УЖТ перевозчик не уплачивает пени за просрочку доставки груза в том случае, если докажет, что просрочка доставки груза произошла по независящим от него причинам.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии спорной задержки доставки грузов ОАО "РЖД" по накладным N N ЭЫ800375, ЭЫ823147, ЭЫ823204 являются правильными.
Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. нормы процессуального права не нарушены, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2014 по делу N А56-73002/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73002/2013
Истец: ОАО "Апатит"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"