город Москва |
|
11 ноября 2014 г. |
Дело N А40-189552/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.11.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Мухина С.М. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2014 по делу N А40-189552/13, принятое судьей Буниной О.П. (60-1732)
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г.Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, Москва, ул. Б. Тульская, 15)
третье лицо: Учреждение "Дом-Музей Матвея Муравьева-Апостола" (107066, Москва, ул. Старая Басманная, 23/9, 1)
о признании незаконным отказа, обязании
при участии:
от заявителя: |
Бицоев В.В. по дов. от 18.12.2013; |
от ответчика: |
Пенькова А.Ю. по дов. от 30.12.2013; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Росреестр) о признании незаконным отказа от 22.11.2013 N 11/058/2013-167 в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды от 13.09.2013 N 00-00672/02 (охранно-арендный договор от 01.01.2001 N155), заключенного с Учреждением "Дом-Музей Матвея Муравьева-Апостола", в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д.23/9, стр.1; об обязании зарегистрировать указанное дополнительное соглашение.
Решением от 25.07.2014 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования полностью.
При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Росреестр обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду его необоснованности и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент отзыв на заявление не представил, в заседании представитель просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
3-е лицо о месте и времени рассмотрения спора извещено надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
В судебном заседании 10.11.2014 представитель Департамента пояснил, что Перечень имущества, предоставляемого некоммерческим организациям на льготных условиях в соответствии с положениями частей 6-8 ст. 31.1. Закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях" отсутствует, поскольку не ведется.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит, исходя из следующего.
01.01.2001 между Главным Управлением охраны памятников г.Москвы и арендатором Учреждением "Дом-Музей Матвея Муравьева-Апостола" заключен охранно-арендный договор на пользование недвижимым памятником истории и культуры от 01.01.2001 г. N 155, в соответствии с п. 1.1 которого, Госорган сдает, а Арендатор принимает в арендное пользование памятник "Дом Муравьева-Апостола нач. XIXв." (Главный дом) общей площадью 1104,4 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Старая Басманная, д.23/9, стр.1, для использования его под Музей Декабристов в соответствии с концепцией организации и деятельности музея.
Согласно п. 3 договора техническое состояние здания-памятника фиксируется в двустороннем акте технического состояния, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Согласно п.4 договора срок аренды с 01.01.2001 по 05.12.2025.
Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в ЕГРП, о чем имеется отметка регистрирующего органа на титульной странице договора.
14.05.2010 между Департаментом городского имущества города Москвы (Арендодатель), являющегося правопреемником Главного Управления охраны памятников г.Москвы и Учреждением "Дом-Музей Матвея Муравьева-Апостола" (Арендатор) заключено дополнительное соглашение к указанному договору, согласно условиям которого охранно-арендному договору от 01.01.2001 N 155 присваивается учетный номер Департамента от 13.09.2002 N 00-00672/02; по тексту охранно-арендного договора от 01.01.2001 N 155 вместо "охранно-арендный договор" читать "договор аренды", вместо "Главное Управление охраны памятников г.Москвы (ГУОП г.Москвы)" (Госорган) читать "Департамент имущества города Москвы (Арендодатель)".
20.05.2013 между Департаментом городского имущества города Москвы (Арендодатель) и Учреждением "Дом-Музей Матвея Муравьева-Апостола" (Арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 13.09.2002 N 00-00672/02 в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Старая Басманная, д.23/9, стр.1, в части изменения срока действия договора аренды по 04.12.2049.
Департамент городского имущества города Москвы 19.06.2013 обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 20.05.2013 к договору аренды от 13.09.2002 N 00-00672/02 в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Старая Басманная, д.23/9, стр.1.
Указанным дополнительным соглашением стороны согласовали изменение срока действия договора аренды по 04.12.2049.
Сообщением Управления Росреестра по Москве от 22.11.2013 N 11/058/2013-167 отказано в государственной регистрации права государственной собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения на данное помещение на основании абз. 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих проведение оценки объектов в соответствии со ст.8 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рассматриваемый отказ не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Из содержания оспариваемого отказа регистрирующего органа усматривается, что Управлением Росреестра по Москве отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения от 20.05.2013 к договору аренды от 13.09.2002 N 00-00672/02 на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, указанные Росреестром обстоятельства не могут являться основанием к отказу в регистрации дополнительного соглашения от 20.05.2013 к договору аренды от 13.09.2002 N 00-00672/02 по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п.1 ст.16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно абз.10 п.1 ст.20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п.1 ст.17 Закона о регистрации истребование у заявителя дополнительных документов не допускается и является нарушением действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 20.05.2013 к договору аренды от 13.09.2002 N 00-00672/02 все документы, необходимые для осуществления государственной регистрации, заявителем были представлены, о чем свидетельствуют расписки о получении документов на государственную регистрацию, находящиеся в регистрационном деле.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих субъектам Российской Федерации, при определении стоимости объектов оценки в целях их передачи в аренду.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество по основаниям, указанным в пунктах 1 - 13 части 1 указанной статьи, как то, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно охранно-арендному договору от 01.01.2001 здание-памятник "Дом Муравьева-Апостола нач.XIXв" (Главный дом) передан арендатору для использования под Музей Декабристов в соответствии с концепцией организации деятельности музея.
Из Устава Учреждения "Дом-Музей Матвея Муравьева-Апостола" следует, что учреждение является негосударственной, не основанной на членстве некоммерческой организацией, созданной для осуществления культурных, образовательных и научных функций по сохранению, изучению распространению исторического наследия движения декабристов.
На основании п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Согласно Перечню видов использования нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, передаваемых в аренду на льготных условиях по действующим и вновь оформляемым договорам аренды, и применяемых корректирующих коэффициентов при расчете ставки арендной платы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, принятого в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации города Москвы по управлению государственным имуществом города Москвы и предоставлению имущественной поддержки субъектам, арендующим объекты нежилого фонда имущественной казны города Москвы, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на льготных условиях передаются помещения под размещение некоммерческих организаций, созданных в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений), политических партий, общественных движений, общественных фондов, органов общественной самодеятельности, профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированных некоммерческих организаций при условии осуществления ими видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", за исключением адвокатских образований, нотариусов (нотариальных контор).
Доводы жалобы о том, что на государственную регистрацию не представлен отчет об оценке государственного имущества, отклоняются, поскольку заключение дополнительного соглашения на новый срок с указанной некоммерческой организацией не требовало оценки рыночной стоимости нежилого помещения. Аналогичная позиция отражена в определении ВС РФ от 19.09.2014 N 305-ЭС14-39.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, постольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2014 по делу N А40-189552/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189552/2013
Истец: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
Ответчик: Росреестр по Москве, Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: Учереждение "Дом-Музей Матвея Муравьева-Апостола", Учреждение Дом-Музей Матвея Муравьева-Апостола
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40718/14