г. Москва |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А40-143034/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
|
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Банка России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2014 по делу N А40-143034/13, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (шифр судьи 144-953)
по заявлению СОАО"ВСК" (121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4)
к Банку России
о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2012 N 73-13-571/пн о назначении административного наказания
при участии:
от заявителя: |
Белова Н.В. по доверенности N 00-08-26/637 от 07.10.2014; |
от ответчика: |
Салихова Н.Б. по доверенности 77 АБ 1931815 от 11.03.2014; |
УСТАНОВИЛ:
СОАО "ВСК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления РО ФСФР России в ЦФО от 12.08.2012 N 73-13-571/пн о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2013 по делу N А40-143034/2013 в удовлетворении заявления СОАО "ВСК" о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в СЗФО от 12.08.2012 N 73-13-571/пн о назначении административного наказания отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа, решение Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2013 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу N А40-143034/2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суд удовлетворил заявленные требования Решением от 25.08.2014.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период действия редакции КоАП РФ от 23.07.2013 постановлением Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО от 12.08.2012 N 73-13-571/пн о назначении административного наказания общество признано виновным и привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, и подвергнуто административному наказанию в виде наложения штрафа на основании п.9 ст.19.5 КоАП РФ в размере пятисот тысяч рублей.
Не согласившись с данным постановлением заявитель оспорил его в Арбитражный суд г. Москвы.
Протокол об административном правонарушении от 03.07.2013 N 72-13-588/пр-ап составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление от 12.08.2012 N 73-13-571/пн о назначении административного наказания вынесено с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2 и 29.7 КоАП РФ без участия законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий, доказательством чего свидетельствует явка на составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении защитников общества соответственно Екимова Д.В., Капустина Н.П. и Сирыка А.А., действовавших соответственно на основании доверенностей от 15.12.2012 N 00-08-26/447, от 17.12.2012 N 00-08-26/441 и от 19.12.2012 N 00-08-26/653, соответствующих требованиям ст.ст.185, 186 ГК РФ, положениям КоАП РФ и разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п.24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и п.17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Положения ст.ст. 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Согласно Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В силу возложенных полномочий Федеральная служба по финансовым рынкамконтролирует соблюдение эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.
Согласно ранее действовавшему постановлению Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляла свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу возложенных полномочий руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам, его заместители и руководители ее территориальных органов или их заместители вправе была рассматривать дела об административных правонарушениях отнесенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции Службы от имени федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также применять меры ответственности, установленные административным законодательством.
Согласно ст.49 Федерального закона РФ от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Банк России выполняет начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур. Со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Банк России является процессуальным правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам в арбитражных судах, выступает в качестве заинтересованного лица (ответчика) по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов, должностных лиц Федеральной службы по финансовым рынкам и должностных лиц ее территориальных органов. Банк России является правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам по гражданским правам и обязанностям Федеральной службы по финансовым рынкам.
Указом Президента РФ от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена.
Протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами РО ФСФР России в ЦФО в пределах предоставленных им полномочий.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден административным органом.
Из материалов дела следует, что в связи с выявленными в действиях общества нарушениями требований п.3 ст.3, п.5 ст.30 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", подпунктов а) и б) п.7.9.4 Правил добровольного страхования наземного транспорта, гражданской ответственности владельцев транспортных средств, водителя и пассажиров от несчастного случая, утвержденных 28.03.2008 генеральным директором СОАО "ВСК", Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО на основании п.1, подпункта 1 п.2 ст.32.6 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" обществу было направлено предписание от 23.04.2013 N 72-13-ИВЛ-18/7594-прд об устранении выявленных нарушений в срок не позднее 25 рабочих дней с даты получения данного предписания.
Предписание от 23.04.2013 N 72-13-ИВЛ-18/7594-прд получено СОАО "ВСК" 14.05.2013, что подтверждается копией уведомления о вручении почтовой корреспонденции с отметкой почтового отделения связи о вручении и представителя общества о получении. Следовательно, требования предписания от 23.04.2013 N 72-13-ИВЛ-18/7594-прд об устранении выявленных нарушений должны были быть исполнены обществом не позднее 19.06.2013.
Оспариваемым по делу постановлением в качестве объективной стороны правонарушения обществу вменялось неисполнение в установленный срок пункта 2 предписания от 23.04.2013 N 72-13-ИВЛ-18/7594-прд., согласно которому общество обязано было в установленный срок представить объяснения причин нарушения требований подпунктов "а", "б" пункта 7.9.4 Правил добровольного страхования средств наземного транспорта, гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителя и пассажиров от несчастного случая, утвержденных 28.03.2008 гендиректором СОАО "ВСК".
Так, СОАО "ВСК", в целях исполнения требований предписания, в установленный срок представило в РО ФСФР в ЦФО письмо от 05.06.2013 N 00-08-31/349 в пункте 2 которого была предоставлена информация касательно причин нарушения требований подпунктов "а", "б" пункта 7.9.4 Правил добровольного страхования средств наземного транспорта, гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителя и пассажиров от несчастного случая.
Заявитель, указанным письмом исполнил требование пункта 2 предписания от 23.04.2013 N 72-13-ИВЛ-18/7594-прд. в полном объеме и в установленный срок.
Таким образом, административный орган с достоверностью не установил факт неисполнения обществом в установленный предписанием срок его законных требований и не правомерно привлек общество к административной ответственности.
В действиях СОАО "ВСК" отсутствует событие административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, что исключает привлечение общества к административной ответственности.
В соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.08.2014 по делу N А40-143034/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143034/2013
Истец: СОАО "ВСК"
Ответчик: Банк России, МУ службы Банка России по финансовым рынкам в ЦФО
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43495/14
25.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143034/13
04.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4738/14
17.02.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46818/13
26.11.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143034/13