город Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2014 г. |
дело N А53-12732/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
от истца - представитель Мельникова О.В. по доверенности от 14.06.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Туапсинский балкерный терминал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2014 по делу N А53-12732/2014
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - ООО "Туапсинский балкерный терминал"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Тер-Акопян О.С.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал" о взыскании задолженности в размере 285894 руб. 88 коп.
Решением от 11.08.2014 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 285894 руб. 88 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Решение мотивировано тем, что ответчиком нарушен срок технологического оборота вагонов, в связи с чем вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования. Ввиду занятости фронта выгрузки у истца отсутствовала возможность производить подачу вагонов на выставочный путь. Обязанность производить оплату времени нахождения вагонов на путях общего пользования предусмотрена абзацем вторым пункта 20.5 договора на эксплуатацию пути необщего пользования.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по причинам независящим от владельца пути необщего пользования. Представленные ответчиком доказательства не оценены судом.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "Туапсинский балкерный терминал" не явился. Общество извещено о судебном заседании надлежащим образом.
Представитель истца в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.02.2009 между сторонами заключен договор на организацию расчетов N 694/02-09 (т. 1 л.д. 83-88), который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет ООО "Туапсинский балкерный терминал" (клиент). Настоящий договор применяется также к отношениям сторон, возникающим на основе заключенных между сторонами договоров (соглашений, контрактов и пр.), связанных с перевозкой грузов, в части проведения расчетов между ними.
В пункте 6.3 договора определено, что в случае неурегулирования спорных вопросов каждая из сторон вправе обратиться за защитой своих интересов в Арбитражный суд Ростовской области.
К договору стороны подписали дополнительное соглашение от 08.04.2013 (т. 2 л.д. 20-28).
Сторонами 05.12.2013 заключен договор N 86/7т на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Туапсинский балкерный терминал" (владелец) при станции Туапсе-Сортировочная СКжд (т. 1 л.д. 12-17), согласно которому осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего: пути N 1, 2, 3, 4 примыкают стрелочным переводом N 428 к выставочному пути N 16 необщего пользования СМТ N 6 - филиала ОАО "РЖДстрой"; путь N 22 примыкает ко 2-му ходовому пути парка "В" станции Туапсе-Сортировочная стрелочным переводом N 205. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
В пункте 8 договора установлено, что количество вагонов в каждой группе одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается: на выставочный путь N 15 - не более 25 вагонов, по весу не более 2125 тн; на выставочный путь N 16 - не более 30 вагонов по весу не более 2550 тн. Технологический срок оборота вагонов - 5 часов (пункт 13).
В соответствии с пунктом 20.5 договора за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 % от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 (абзац второй).
Срок действия договора определен сторонами в пункте 26 договора с 20.12.2013 до 19.12.2018 включительно.
В период с декабря 2013 года по февраль 2014 года прибывшие в адрес владельца вагоны простаивали на путях общего пользования на станции Туапсе-Сортировочная, в ожидании подачи на пути необщего пользования.
Факт и время простоя вагонов отражены в актах общей формы, от подписания актов представитель владельца отказался (т. 1 л.д. 34-82).
За время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная перевозчиком начислена плата в размере 285894 руб. 88 коп.
В связи с неисполнением владельцем пути необщего пользования требования об уплате указанной суммы, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Исключение из общего правила содержится во втором абзаце названной статьи Устава, которым установлено, что плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
По смыслу изложенной правовой нормы плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика - железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как отмечено выше, правоотношения между ОАО "РЖД" и ООО "Туапсинский балкерный терминал", связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, урегулированы договором N 86/7т от 05.12.2013 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования "Туапсинский балкерный терминал" при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги и договором на организацию расчетов N 694/02-09 от 27.02.2009.
В пункте 20.5 договора на эксплуатацию пути необщего пользования установлена обязанность владельца пути необщего пользования производить оплату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что простой вагонов на путях необщего пользования связан с занятостью пути необщего пользования ввиду нарушения владельцем технологического срока оборота вагонов.
Факт простоя вагонов и причины простоя отражены в актах общей формы N 4/820, 4/814, 4/827, 4/817, 4/828, 4/829, 4/838, 4/830, 4/572, 4/552, 4/613, 4/619, 4/516, 4/541, 4/533, 4/568, 4/568, 4/544, 4/569, 4/523, 4/542, 4/501, 4/504, 4/486, 4/490, 4/482, 4/491, 4/319, 4/328, 4/321, 4/330, 4/377, 4/399, 4/383, 4/401, 4/386, 4/402, 4/390, 4/403, 4/395, 4/404, 4/416, 4/448, 4/420, 4/449, 4/425, 4/450, 4/443, 4/451 (т. 1 л.д. 34-82).
В актах общей формы указано, что вагоны, не принадлежащие перевозчику, находились на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на пути необщего пользования ООО "Туапсинский балкерный терминал" ввиду нарушения технологического срока оборота вагонов, установленного пунктом 13 договора N 86/7т от 05.12.2013.
Факт нарушения владельцем пути необщего пользования в спорный период технологических норм оборота вагонов подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов N 022126, 022120, 022128, 016085, 016088, 016083, 015080, 015070, 013054 (т. 1 л.д. 18-33).
В ведомостях подачи и уборки вагонов указано общее время нахождения под грузовой операцией, которое составляет от 10 часов до 311 час. 30 мин., при установленном в пункте 13 договора на эксплуатацию пути необщего пользования, срока технологического оборота вагонов - 5 часов.
Таким образом, факт нарушения технологического срока оборота вагонов подтвержден надлежащими доказательствами, в связи с чем вывод суда первой инстанции о причинах простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца пути необщего пользования, обоснован.
Ввиду занятости фронта выгрузки, вызванной несоблюдением владельцем пути необщего пользования технологических сроков оборота вагонов, у перевозчика отсутствовала возможность производить подачу на выставочный путь вновь прибывающих вагонов, что послужило причиной накопления спорных вагонов на путях общего пользования.
В суде первой инстанции ООО "Туапсинский балкерный терминал" ссылалось на то, что сведения, указанные в актах общей формы N 4/828, 4/829 (т. 1 л.д. 38-39), относительно периода простоя вагонов являются недостоверными.
Однако, сведения актов общей формы подтверждены сведениями ведомости подачи и уборки вагонов N 022129, согласно которой указанные в актах общей формы N 4/828 и 4/829 поданы на путь необщего пользования именно в 14 час. 00 мин. 09.02.2014.
Кроме того, в суде первой инстанции ООО "Туапсинский балкерный терминал" указывало на то, что вагоны по ведомостям подачи и уборки вагонов N 022120 022126 находились не под грузовой операцией ввиду опоздания на погрузку судна 11.11.2013.
Однако, данное обстоятельство не освобождает владельца пути необщего пользования от выполнения обязанности по соблюдению технологического срока оборота вагонов, установленного пункте 13 договора на эксплуатацию пути необщего пользования.
Время в ведомостях подачи и уборки вагонов учтено с момента подачи вагонов на выставочные пути до момента получения уведомления о завершении грузовой операции. В расчет принято время, указанное в столбце N 4, данное время в часах рассчитано в столбце N 5 ведомостей. Время уборки вагонов указано в горизонтальной строке рядом с номером памятки уборки, и не учтено в срок 5 часов. В связи с тем, что время уборки вагонов не учитывалось при расчете времени нахождения вагонов под грузовой операцией, время фактической уборки вагонов значения не имеет.
В суде первой инстанции ООО "Туапсинский балкерный терминал" также ссылалось на неблагоприятные погодные условия (шквалистый ветер и облединение), препятствующие погрузке грузов на судно.
В материалах дела имеются справки Гидрометеорологического бюро Туапсе (т. 1 л.д. 180-183), в которых указано направление и скорость ветра, осадки в период с 01.01.2014 по 31.01.2014 и факт боковой волны 30.01.2014. однако, в данных документах погодные условия не квалифицированы как шквалистый ветер, о чрезвычайных обстоятельствах также не указано.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 3 названной статьи).
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправители, грузополучатели освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
По смыслу указанной нормы обстоятельства непреодолимой силы, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, являющиеся основанием для освобождения грузополучателя от платы за пользование вагонами железной дороги, должны носить внешний характер по отношению к предпринимательской деятельности субъекта договорных отношений. Воздействие таких явлений происходит извне, непредотвратимо и не зависит от воли людей.
Вместе с тем, представленные в материалы дела документы не свидетельствуют о том, что груз, поступивший в вагонах, планировался к выгрузке по прямому варианту, то есть непосредственно на судно без хранения в складских помещениях до прибытия судна и постановки его под погрузку.
Каким образом неблагоприятные погодные условия препятствовали разгрузке вагонов, заявитель жалобы не пояснил.
Отсутствие у ООО "Туапсинский балкерный терминал" достаточного объема складских помещений, не может расцениваться как обстоятельство непреодолимой силы и не является основанием освобождения от обязанности по оплате за пользование вагонами. В данном случае ответчик несет риски, вытекающие из своей предпринимательской деятельности, в связи с чем данный довод ответчика правомерно отклонен судом первой инстанции.
Расчет платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, представленный истцом, судом первой инстанции проверен и признан обоснованным. В апелляционной жалобе возражений относительно методики начисления платы не заявлено, контррасчет не представлен.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2014 по делу N А53-12732/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Ковалева Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12732/2014
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские жележные дороги" Северо-Кавказская железная дорога Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания
Ответчик: ООО "Туапсинский балкерный терминал"