г. Ессентуки |
|
11 ноября 2014 г. |
Дело N А15-343/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.08.2014 по делу N А15-343/2014 (судья Батыраев Ш.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Триумф" (ИНН 0516010394, ОГРН 1090546001930)
к Дагестанской таможне (г. Махачкала, ул. Юсупова 24, ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727),
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи
при участии в судебном заседании:
от Дагестанской таможни: Абдулжалилова С.Ю. по доверенности от 08.10.2014 N 05-13/0617;
от общества с ограниченной ответственностью "Триумф": Мусаев М.Г. по доверенности от 23.12.2013.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Триумф" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) об обязании возвратить 1 352 777 рублей 70 копеек таможенных платежей, излишне уплаченных по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10302070/161210/0005145, 10302070/311210/0005563, 10801020/190111/0000193, 10801020/190111/0000207, 10801020/250111/0000379, 10801020/260111/0000382, 10801020/220211/0001147, 10801020/100311/0001520, 10801020/180311/0001742.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением от 14.07.2014 общество заявило отказ от требований в части обязания таможни возвратить таможенные платежи в сумме 17 415 рублей 78 копеек, уплаченных по ДТ N 10302070/161210/0005145, и просило обязать таможню возвратить таможенные платежи в сумме 1 335 092 рублей 18 копеек.
Решением от 21.08.2014 суд обязал Дагестанскую таможню возвратить ООО "Триумф" 1 335 092 рубля 18 копеек таможенных платежей, излишне уплаченных по декларациям на товары N 10302070/311210/0005563, 10801020/190111/0000193, 10801020/190111/0000207, 10801020/250111/0000379, 10801020/260111/0000382, 10801020/220211/0001147, 10801020/100311/0001520, 10801020/180311/0001742. В части требований об обязании Дагестанской таможни возвратить 17 415 рублей 78 копеек таможенных платежей, уплаченных по декларации на товары N 10302070/161210/0005145, принят отказ ООО "Триумф" от иска, производство по делу в этой части прекращено.
Таможня не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 21.08.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение от 21.08.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение от 21.08.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества просил решение от 21.08.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от заявления полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ заявителя от заявления, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.
Поскольку отказ общества от требований в части обязания таможни возвратить таможенные платежи в сумме 17 415 рублей 78 копеек, уплаченные по ДТ N 10302070/161211/0005145, подписан представителем общества Мусаевым М.Г., уполномоченным согласно доверенности от 23.12.2013 на полный или частичный отказ от исковых требований, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, участвующих в деле, арбитражный суд принял отказ от части заявленных по делу требований. В связи с этим производство по делу в указанной части прекращено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом и турецкой фирмой "DOST KARDESLER" заключен контракт от 01.03.2010 N TU/2 на поставку товаров - ковры, общей стоимостью 1 400 000 долларов США. Товар отгружается на условиях СРТ - Махачкала. Оплата за товары производится в течение трех с даты поставки. Цена товара определена в размере 3,5 долларов США за 1 кв. м.
Во исполнение указанного контракта 25.01.2011 в адрес общества по инвойсу от 07.01.2011 N 067831 поступили ковры ворсовые, весом нетто 21 220 кг, на сумму 34 176,63 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/250111/0000379.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 34 176,63 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 01.03.2010 N TU/2, инвойс от 07.01.2011 N 067831, упаковочный лист от 07.01.2011, товаротранспортная накладная N 000385, карнет тир N 64962682.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 25.01.2011 таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении дополнительных документов необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости: прайс - лист производителя товара, экспортная таможенная декларация, пояснения декларанта. Срок для представления дополнительных документов установлен до 15.03.2011.
Письмом от 25.01.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 26.01.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 285 406 рублей 04 копейки.
Во исполнение указанного контракта 10.03.2011 в адрес общества по инвойсу от 25.02.2011 N 068008 поступили товары - ковры, весом нетто 21 160 кг, стоимостью 33 668,46 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/100311/0001520.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 33 668,46 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 01.03.2010 N TU/2, инвойс от 25.02.2011 N 068008, упаковочный лист от 25.02.2011, товаротранспортная накладная N 000580, карнет тир N 65379622.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможней выявлено, что заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена, в представленных товаросопроводительных документах отсутствует достаточное описание товара и его производителя.
В соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 10.03.2011.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс - лист производителя товара, экспортная таможенная декларация, пояснения декларанта. Срок для представления дополнительных документов установлен до 01.05.2011.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 13.03.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 10.03.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 10.03.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 360 289 рублей 03 копейки.
Во исполнение указанного контракта 26.01.2011 в адрес общества по инвойсу от 14.01.2011 N 067847 поступили товары - ковры, весом нетто 20 500 кг, стоимостью 33 818,89 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/260111/0000382.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 33 818,89 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 01.03.2010 N TU/2, инвойс от 14.01.2011 N 067847, упаковочный лист от 14.01.2011, товаротранспортная накладная от 15.01.2011, карнет тир N 66044019.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 26.01.2011 таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении дополнительных документов необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости: прайс - лист производителя товара, экспортная таможенная декларация, пояснения декларанта. Срок для представления дополнительных документов установлен до 28.01.2011.
Письмом от 26.01.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 26.01.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 259 193 рубля 43 копейки.
Между обществом и китайской фирмой "TRIANGLE TYRE CO. LTD" заключен контракт от 22.06.2010 N 20 на поставку товаров - автомобильные шины, общей стоимостью 1 000 000 долларов США. Товар отгружается на условиях СРТ - Махачкала или DDU - Махачкала. Цена на товары указана в инвойсе. Поставка товаров осуществляется в течение 1 года со дня заключения контракта. Оплата за товары производится в течение в течение 3 лет с даты выпуска товара с таможенной территории России.
Во исполнение указанного контракта 31.12.2010 в адрес общества по инвойсу от 22.10.2010 N 12102005022 поступили товары - автомобильные шины, весом нетто 1 330 кг, стоимостью 29 934 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10302070/311210/0005563.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 29 934 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 22.06.2010 N 20, инвойс от 22.10.2010 N 12102005022, упаковочный лист от 22.10.2010, товарно-транспортная накладная от 27.12.2010.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 31.12.2010 таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении дополнительных документов необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости: прайс - лист производителя товара, экспортная таможенная декларация, пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров, бухгалтерские документы об оприходовании товаров. Срок для представления дополнительных документов установлен до 31.01.2011.
Письмом от 31.12.2010 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 31.12.2010 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 34 571 рубль 69 копеек.
Во исполнение указанного контракта 19.01.2011 в адрес общества по инвойсу от 20.11.2010 N 12102005402 поступили товары - автомобильные шины, весом нетто 659 кг, стоимостью 32 542 доллара США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/190111/0000207.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 32 542 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 22.06.2010 N 20, инвойс от 20.11.2010 N 12102005402, упаковочный лист от 20.11.2011, товарно-транспортная накладная от 17.01.2011.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 19.01.2011 таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении дополнительных документов необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости: прайс - лист производителя товара, экспортная таможенная декларация, пояснения декларанта. Срок для представления дополнительных документов установлен до 21.01.2011.
Письмом от 19.01.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 19.01.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 35 023 рубля 57 копеек.
Во исполнение указанного контракта 22.02.2011 в адрес общества по инвойсу от 23.12.2010 N 12102006061 поступили товары - автомобильные шины, весом нетто 876 кг, стоимостью 18 502 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/220211/0001147.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 18 502 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 22.06.2010 N 20, инвойс от 23.12.2010 N 12102006061, упаковочный лист от 23.12.2010, товарно-транспортная накладная от 19.02.2011.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 22.02.2011 таможней принято решение о проведении дополнительной проверки в ходе которой обществу предложено представить: прайс - лист производителя товара, экспортная таможенная декларация, пояснения по условиям продажи, бухгалтерские документы об оприходовании товаров. Срок для представления дополнительных документов установлен до 28.02.2011. Так же таможней сообщено, что обществу в срок до 23.02.2011 необходимо заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 22.02.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 22.02.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 102 518 рублей 06 копеек.
Во исполнение указанного контракта 18.03.2011 в адрес общества по инвойсу от 24.01.2011 N 12112000201 поступили товары - ковры, весом нетто 742 кг, стоимостью 15 582,20 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/100311/0001520.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 15 582,20 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 22.06.2010 N 20, инвойс от 24.01.2011 N 12112000201, упаковочный лист от 24.01.2011.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможней выявлено, что заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена, не представлены документы о согласовании цены товаров, инвойс не идентифицируется с договором, отсутствует перечень товаров с указанием полного наименования, сведений о товарных знаках, производителе, марках, моделях, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, так же выявлено, что идентичные, однородные товары оформляются с более высокой стоимостью и усматривается предположительное занижение таможенной стоимости ввозимого товара.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 18.03.2011.
Для подтверждения заявленной стоимости у общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс - лист производителя товара, экспортная таможенная декларация страны отправления, пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, банковские документы об оплате за товар по предыдущим поставкам в рамках данного договора. Срок для представления дополнительных документов установлен до 30.04.2011.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 20.03.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 21.03.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 21.03.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 225 948 рублей 97 копеек.
Между обществом и польской фирмой "IMPORT-EXPORT MARZENA MICHALIK" заключен контракт от 22.04.2010 N 12 на поставку товаров - кисти, шпателя, сетки наждачные, терки и другие товары, указанные в инвойсе, общей стоимостью 400 000 долларов США. Товар отгружается на условиях DDU - Махачкала. Цена на товары указывается в инвойсе. Поставка товаров осуществляется в течение 3 лет со дня заключения контракта. Оплата за товары производится в форме предоплаты на расчетный счет продавца.
Во исполнение указанного контракта 19.01.2011 в адрес общества по инвойсу от 16.12.2010 N 274/10 поступили товары -шпатели, кисти, сетки, терки, весом нетто 4 017 кг, стоимостью 39 186,78 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТN 10801020/190111/0000193.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 39 186,78 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт от 22.04.2010 N 12, инвойс от 16.12.2010 N 274/10, упаковочный лист от 16.12.2010, товарно-транспортная накладная N 012297628.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 19.01.2011 таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении дополнительных документов необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости: прайс - лист производителя товара, экспортная таможенная декларация, пояснения декларанта. Срок для представления дополнительных документов установлен до 21.01.2011.
Письмом от 19.01.2011 общество сообщило таможне о невозможности представления запрашиваемых документов и согласии на окончательную корректировку таможенной стоимости товаров.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 19.01.2011 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 32 140 рублей 58 копеек.
Полагая, что таможенные платежи, уплаченные в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным декларациям, являются излишне уплаченными, 12.01.2014 общество обратилось в таможню с заявлением об их возврате, которое возвращено таможней без исполнения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов (письмо от 23.01.2014 N 19-47/737).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 ТК ТС).
По смыслу статьи 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).
Приведенные положения статьи 69 ТК ТС подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" (действовало в момент ввоза товаров) разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Товары, оформленные по ДТ N 10302070/311210/0005563, 10801020/190111/0000207, 10801020/220211/001147, 10801020/180311/0001742, поступили в адрес общества во исполнение контракта от 22.06.2010 N 20, на который в Махачкалинском филиале ОАО "Аделантбанк" открыт паспорт сделки от 22.09.2010 N 10090009/1835/0001/2/0.
Из ведомости банковского контроля по контракту по состоянию на 06.08.2014 (подраздел III.I "Сведения о подтверждающих документах") следует, что во исполнение данного контракта в адрес общества поступили товары по 15 таможенным декларациям на общую сумму 385 449,76 долларов США, в том числе и по ДТ N 10302070311210/0005563 - на сумму 29 934 доллара США, по ДТ N 10801020/190111/0000207 - на сумму 32 542 доллара США, по ДТ N 10801020/220211/0001147 - на сумму 18 502,18 долларов США, по ДТ N 10801020/180311/0001742 - на сумму 15 582,20 долларов США.
В разделе II "Сведения о платежах" указано, что обществом уплачено за поставленные товары 385 270,46 долларов США, что также подтверждается заявлениями на перевод от 31.07.2014 N 2 и от 06.08.2014 N 1, от 01.08.2014 N 5, справками о валютных операциях.
В своем письме фирма "TRIANGLE TYRE CO. LTD" сообщает обществу об отсутствии у него финансовых претензий за товары, поставленные по спорным таможенным декларациям.
Товары, оформленные по ДТ N 10801020/250111/0000379, 10801020/260111/0000382, 10801020/100311/0001520, поступили в адрес общества в рамках контракта от 01.03.2012 N TU/2.Общая сумма контракта составляет 1 400 000 долларов США. Цена на товары установлена на условиях поставки СРТ Махачкала и определена в размере 3,5 долларов США за 1 кг. Согласно инвойсам продавца от 07.01.2011 N 067831, от 25.02.2011 N 068008, от 14.01.2011 N 067847 стоимость поставленных товаров составляет соответственно 34 176,63 долларов США, 33 668,46 долларов США и 33 818,89 долларов США. При декларировании товаров их стоимость определена по первому методу и в ДТС-1 указано, что она равна цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате (цена сделки).
На указанный контракта в Махачкалинском филиале ОАО "Аделантбанк" открыт паспорт сделки от 15.04.2010 N 10040004/1835/0001/2/0.
Из ведомости банковского контроля по контракту по состоянию на 17.03.2014 обществом произведена предоплата в счет предстоящих поставок на сумму 402 000 долларов США. Контрагентом в адрес общества поставлены товары по пяти таможенным декларациям на общую сумму 161 551,68 долларов США, в том числе и по ДТ N 10801020/260111/0000382 (на сумму 33 818,89 долларов США), по ДТ N 10801020/250111/0000379 (на сумму 34 176,63 долларов США) и по ДТN 10801020/130311/0001520 (на сумму 33 668,46 долларов США).
В письме от 17.06.2014 фирма "DOST KARDESLER" сообщает обществу, что после проведенной предоплаты по контракту от 01.03.2010 N TU/2 она готова произвести отгрузку в назначенное обществом время и место.
Товары, оформленные по ДТ N 10801020/190111/0000193, поступили в адрес общества во исполнение контракта от 22.04.2010, заключенного с фирмой "IMPORT-EXPORT MARZENA MICHALIK". Общая сумма контракта составила 400 000 долларов США. Товары поставлялись на условиях DDU Махачкала. Согласно инвойсу (счету) продавца от 16.12.2010 N N 274/10 стоимость поставленного товара составляет 39 186,78 долларов США. В инвойсе также указано, что в стоимость товара включены транспортные расходы по доставке товара до г. Махачкалы в сумме 2 357 евро. Таможенная стоимость при декларировании товаров определена обществом по первому методу и равна цене сделки - 39 186,78 долларов США.
На указанный контракт в Махачкалинском филиале ОАО "Аделантбанк" открыт паспорт сделки от 29.04.2010 N 10040008/1835/0001/2/0.
Согласно ведомости банковского контроля по контракту по состоянию на 17.03.2014 во исполнение указанного контракта в адрес общества по четырем декларациям поставлены товары на общую сумму 312 587,09 долларов США, в том числе и по ДТ N 1801020/190111/0000193 на сумму 39 186,78 долларов США. За поставленные товары общество оплачено 312 587,15 долларов США. Факт оплаты за товары, оформленные по спорной ДТ, именно 39 186,78 долларов США подтверждается заявлением на перевод от 21.12.2010 N 24 и справкой по лицевому счету общества за период с 16.09.2010 по 31.12.2012.
Указанные документы, подтверждают, что обществом при декларировании товаров, таможенная стоимость определена по первому методу, исходя из стоимости товаров, указанной в инвойсах продавца и в последующем уплаченному своему контрагенту.
В решениях о корректировке таможенной стоимости по спорным декларациям указано, что определить таможенную стоимость товаров в рамках статьи 4 Соглашения не представляется возможным так как заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена - не представлены документы и сведения, предусмотренные Решением Комиссии от 20.09.2010 N 376, необходимые для применения данной статьи, т.е. документы, указанные в решениях о проведении дополнительной проверки.
Из решений о проведении дополнительных проверок следует, что таможня в обоснование заявленных стоимостей товаров дополнительно запрашивала у общества прайс - листы производителя на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортные таможенные декларации страны отправления, пояснения о физических характеристиках, качества и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, банковские документы об оплате за товар по предыдущим поставкам, договор перевозки и счет по оплате за перевозку.
В то же время ни действующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность декларанта иметь в наличии экспортную декларацию, и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров. Отсутствие прайс - листа при наличии других документов (в частности инвойсов и упаковочных листов), содержащих полную информацию, необходимую для определения таможенной стоимости по цене сделки, не является основанием для корректировки таможенной стоимости по шестому (резервному) методу.
На момент проведения дополнительной проверки сроки оплаты товаров, предусмотренные контрактом не истекли, в связи с чем требование о представлении банковских документов по оплате за товар суд находит необоснованным. Документы по оплате за ввезенные товары представлены обществом в ходе судебного разбирательства.
Отсутствие документов об оприходовании товаров также не может служить основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости, поскольку они являются внутренними документами общества.
Требуя от общества представления пояснений о физических характеристиках, качества и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование. таможня не конкретизировала какие именно пояснения требуется представить.
Таможня в установленном порядке не выявила признаки недостоверности сведений о цене контракта, не доказала зависимость ее от условий, повлекших значительное отличие цены сделки от ценовой информации при сопоставимых условиях.
Изложенные обстоятельства и перечисленные выше доказательства в совокупности подтверждают, что декларантом в каждом случае представлены пакеты документов, необходимые для таможенного оформления в соответствии с выбранным таможенным режимом, а также документы и сведения, выражающие содержание сделок и информацию по условиям их оплаты, анализ и оценка которых позволяет суду сделать вывод о том, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорным декларациям, в соответствии со статьей 4 Соглашения - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных предпринимателем при определении таможенной стоимости товаров по первому методу.
Доказательства, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в представленных обществом документах, противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных товаросопроводительных и коммерческих документах, относящихся к контракту, таможня не представила.
Кроме того, при определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
Такие доказательства таможня не представила. Таможня также нарушила принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение предыдущих методов.
Таможня в обоснование сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров не доказала наличие условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, не подтвердила отсутствие возможности применения второго - пятого методов определения таможенной стоимости.
Довод таможни о низком ценовом уровне заявленной таможенной стоимости ввезенных предпринимателем товаров судом правомерно отклонен как необоснованный, поскольку таможня не доказала, что имеющаяся в таможенном органе информация относится к аналогичным товарам этих же поставщиков, на аналогичных условиях поставки и объема, именно за спорный период времени, поскольку любое различие этих условий может привести к существенным изменениям цены товаров. Различие цены сделок с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке общества иностранными фирмами, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделок. Таможня не подтвердила сопоставимость условий ввоза соответствующего товара, его качественных и количественных характеристик с ввезенными обществом товарами.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно счел, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров ввезенных обществом по спорным декларациям противоречит требованиям ТК ТС, Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" нарушают права и интересы заявителя в предпринимательской деятельности и незаконно возлагают на него обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствие с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Корректировка таможенной стоимости ввезенных обществом товаров привели к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительно начисленных таможенных платежей
Согласно расчету общества и по данным таможни общая сумма таможенных платежей, начисленных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N N 10302070/311210/0005563, 10801020/190111/0000193, 10801020/190111/0000207, 10801020/250111/0000379, 10801020/260111/0000382, 10801020/220211/0001147, 10801020/100311/0001520, 10801020/180311/0001742 составляет 1 335 092 рубля 18 копеек.
В силу изложенного таможенные платежи в сумме 1 335 092 рублей 18 копеек, являются излишне уплаченными и подлежат возврату лицу, их уплатившему. Факт уплаты указанной суммы таможенных платежей подтверждается материалами дела и таможней не оспаривается. Доказательства наличия у общества задолженности по таможенным платежам таможней в суд не представлены. Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя.
Доводы таможни, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.08.2014 по делу N А15-343/2014.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.08.2014 по делу N А15-343/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-343/2014
Истец: ООО "Триумф"
Ответчик: ГУ "Дагестанская таможня"
Третье лицо: Дагестанская таможня