город Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2014 г. |
дело N А53-6828/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
от истца - представитель Мельникова О.В. по доверенности от 14.06.2014;
от ответчика - представитель Нижник Е.А. по доверенности от 20.08.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Международная Зерновая Компания-Кубань" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2014 по делу N А53-6828/2014
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - ООО "Международная Зерновая Компания-Кубань"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Авдеева В.Н.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Международная зерновая компания-Кубань" о взыскании задолженности в размере 341720 руб. 04 коп.
Исковое заявление принято к производству, возбуждено дело N А53-6828/2014 (определение от 07.04.2014 - т. 1 л.д. 1-3).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Международная зерновая компания-Кубань" о взыскании задолженности в размере 537388 руб. 57 коп.
Исковое заявление принято к производству, возбуждено дело N А53-9453/2014 (определение от 21.05.2014 - т. 2 л.д. 1-2).
Определением от 08.07.2013 арбитражные дела N А53-6828/2014 и N А53-9453/2014 объединены, объединенному делу присвоен номер А53-6828/2014 (т. 1 л.д. 88).
Истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшен размер исковых требований до 849520 руб. 34 коп.
Решением от 12.08.2014 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 849520 руб. 34 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Решение мотивировано тем, что факт задержки вагонов на путях общего пользования подтвержден актами общей формы и ведомостями подачи и уборки вагонов. Задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от грузополучателя.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке глав 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что перевозчиком поданы вагоны в количестве, превышающем количество вагонов, установленное договором. Количество вагонов по заявкам формы ГУ-12 увеличено вдвое. Расчет технологических сроков оборота вагонов с даты подачи вагонов под погрузку до подачи уведомления о завершении грузовой операции необоснован. Технологическая норма времени на погрузку не учитывает время на все сопутствующие операции с вагонами, которые невозможно завершить за 45 минут. По мнению заявителя, вина ответчика в образовавшемся простое вагонов в результате нарушения технологических норм погрузки, не доказана.
Заявитель также указал на то, что при рассмотрении настоящего дела не учтена судебная практика между сторонами, в частности, не приняты во внимание судебные акты по делу N 09АП-18785/2013.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.06.2013 между ООО "МЗК-Кубань" (грузоотправитель), ООО "Комета" (контрагент) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключено соглашение N 85/2/1 на предоставление контрагентом пути необщего пользования для производства грузовых операций грузоотправителем (т. 2 л.д. 19-21), согласно которому контрагент предоставляет грузоотправителю во временное пользование железнодорожного пути необщего пользования для производства погрузки зерновых грузов - не более 20 вагонов в сутки. Перевозчик осуществляет на условиях настоящего соглашения подачу и уборку для грузоотправителя на (с) пути необщего пользования контрагента. Грузоотправитель оплачивает перевозчику сборы и платежи в соответствии с разделом третьим настоящего соглашения.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения контрагент предоставляет грузоотправителю во временное пользование для производства грузовых операций железнодорожные пути необщего пользования грузовых операций железнодорожные пути необщего пользования, перевозчик обязался подавать и убирать вагоны согласно заявке на погрузку. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика с расстановкой на места погрузки. Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой грузоотправителю, устанавливается не более 10 вагонов, по весу не более 900 тн, согласно договору N 85/2 от 10.04.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования между перевозчиком и контрагентом (пункт 2.2).
В пункте 2.3 с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются перевозчику всей группой вагонов, одновременно поданной к месту погрузки.
Названный договор N 85/2 от 10.04.2012 (т. 2 л.д. 28-33), регулирует отношения по эксплуатации принадлежащего ООО "Комета" (контрагент) железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 37 к пути N 26 необщего пользования ОАО "Агропромснаб" станции Кубанская Северо-Кавказской железной дороги, локомотивом ОАО "РЖД" (перевозчик).
В соответствии с пунктом 7 договора количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 10 вагонов не более 900 тонн. Технологические нормы погрузки зерновых грузов в вагоны - 45 минут на один вагон (пункт 11).
Порядок оплаты услуг в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом, оказываемых ОАО "РЖД", определен в договоре на организацию расчетов N 1527/03-09 (т. 2 л.д. 22-27).
В период с сентября по декабрь 2013 года на станцию Кубанская в адрес грузоотправителя прибыли порожние вагоны. Спорные вагоны простаивали на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования. Факт задержки вагонов оформлен актами общей формы (т. 2 л.д. 44-97), которые подписаны представителем грузоотправителя с разногласиями. За время задержки вагонов перевозчик начислил плату в сумме 849520 руб. 34 коп.
В связи с отказом грузоотправителя от уплаты указанной суммы, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Исключение из общего правила содержится во втором абзаце названной статьи Устава, которым установлено, что плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
По смыслу изложенной правовой нормы плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика - железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В подпункте "г" пункта 3.1 соглашения N 85/2/1 от 28.06.2013 установлено, что грузоотправитель уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителя, пользователя, контрагента, в размере 50 % от ставок плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Таким образом, сторонами согласованы основания и размер взыскиваемой платы, за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Кубанская подтверждается актами общей формы N 1/780, 1/755, 1/756, 1/758, 1/763, 1/768, 1/769, 1/771, 1/777, 1/775, 1/778, 1/785, 1/786, 1/791, 1/792, 1/795, 1/812, 1/813, 1/817, 1/806, 1/807, 1/823, 1/821, 1/928, 1/936, 1/950, 1/951, 1/956, 1/952, 1/957, 1/961, 1/825, 1/802, 1/842, 1/877, 1/881, 1/883, 1/885, 1/887, 1/889, 1/891, 1/893, 1/899, 1/904, 1/905, 1/913, 1/966, 1/967, 1/974, 1/975, 1/979, 1/984, 1/986, 1/988, 1/989, 1/990, 1/993, 1/994, 1/1008, 1/1009, 1/1010, 667, 682, 696, 697, 705, 710, 714, 715, 742, 732.
Как отмечено выше, грузоотправитель подписал акты общей формы с разногласиями.
В актах общей формы указано, что спорные вагоны простаивали на путях станции по причине занятость фронтов погрузки, в связи с невыполнением грузоотправителем технологических норм погрузки, установленных пунктом 11 договора N 85/2, от 10.04.2012. Нарушение технологических норм погрузки является причиной задержки вагонов на путях общего пользования зависящей от самого грузоотправителя.
Факт нарушения технологических норм погрузки подтверждается предоставленными в материалы дела ведомостями подачи уборки вагонов N 000178, 000176, 000174, 000173, 000170, 000167, 000216, 102210, 101206, 101205, 000211, 000217, 000223, 000225, 000220, 000222, 000230, 000221, 114248, 000249, 000257, 000265, 000259, 000261, 000267, 000253, 000263, 000251, 000256, 000264, N 000268, N 000194, 000182, 000189, 000187, 000193, 000192, 096191, 000178, 000185, 000196, 02207, 102210, 000199, 000201, 101206, 101205, 000211, 000200, 000231, 000234, 000240, 000232, 000242, 112235, 000230, 000241, 112237 (т. 2 л.д. 98-151), в которых зафиксировано нарушение грузоотправителем времени погрузки вагонов
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;
В пункте 3.5. Правил составления актов также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003 выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Таким образом, истцом в обоснование требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования представлены надлежащие доказательства - акты общей формы в совокупности с ведомостями подач и уборки вагонов.
Ведомости подачи и уборки вагонов свидетельствуют о том, что грузоотправителем нарушен срок, установленный в пункте 11 договора N 85/2 от 10.04.2012.
Ссылка заявителя жалобы на то, что часть спорных вагонов прибыла с нарушенным сроком доставки, отклоняются судом апелляционной инстанции, при наличии соответствующих оснований грузоотправитель может обратиться к ОАО "РЖД" с требованием о взыскании пени за просрочку доставки груза.
Заявителем жалобы не доказано наличие причинно-следственной связи между просрочкой доставки вагонов и нарушением сроков погрузки других вагонов.
Ненадлежащее исполнение перевозчиком своих обязательств по соблюдению сроков доставки не освобождает ООО "МЗК-Кубань" от исполнения обязательства по приему прибывших в его адрес грузов, возложенных на него статьей 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также от внесения договорной платы.
Довод заявителя жалобы о том, что сроки на грузовые операции, установленные в пункте 11 договора N 85/2 от 10.04.2012, не являются для него обязательными, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
ООО "МЗК-Кубань" осуществляет прием вагонов на путях необщего пользования ООО "Комета", порядок использования которых урегулирован договором на подачу и уборку вагонов N 85/2 от 10.04.2012.
В пункте 2.2 трехстороннего соглашения N 85/2/1 от 28.06.2013 стороны согласовали, что сроки на грузовые операции устанавливаются согласно договору N 85/2 от 10.04.2012, то есть данным пунктом соглашения на ответчика возложены обязательства осуществлять грузовые операции в соответствии с нормами, установленными в договоре N 85/2 от 10.04.2012.
В пункте 2.3 Правил эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 19.06.2003 N 4764, указаны условия, являющиеся обязательными для договоров связанных с эксплуатаций железнодорожного пути необщего пользования, к этим условиям относятся: порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические номы на погрузку выгрузку. Таким образом, в соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования условия, регулирующие технологию функционирования путей необщего пользования, могут быть включены только в договоры на эксплуатацию железнодорожного пути.
В связи с тем, что технологические нормы на грузовые операции установлены в договоре N 85/2 от 10.04.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, они обязательны для исполнения любой организацией, которая осуществляет грузовые операции на путях необщего пользования, ссылка в соглашении N 85/2/1 от 28.06.2013 на применение сроков, установленных договоре на предоставление пути, налагает на ООО "МЗК-Кубань" обязательство соблюдать сроки погрузки.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей отношения между владельцем пути и контрагентом регулируются отдельным договором, соглашением между ними. Соглашение от 21.12.2012 разграничивает права и обязанности сторон в части внесения платежей перевозчику, данным соглашением для ООО "МЗК-Кубань" какие-либо иные технологические условия подачи и выгрузки вагонов не установлены.
Осуществление грузовых операций на пути необщего пользования, принадлежащего ООО "Комета", возможно только на условиях договора N 85/2, от 10.04.2012, осуществляя погрузку вагонов, на пути, принадлежащем иной организации, заявитель жалобы обязан осуществлять грузовые операции на условиях, установленных в договоре на эксплуатацию данного пути.
В апелляционной жалобе заявитель также указывает на нарушение перевозчиком сроков подачи вагонов по заявкам ГУ-12.
Заявителем жалобы не представлены доказательства того, что заявки формы ГУ-12 исполнены ненадлежащим образом. Кроме того, межу фактом выполнения, либо невыполнения заявок ГУ-12 и требованиями о взыскании договорной платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования отсутствует взаимосвязь, поскольку обязательства вытекают из различных правоотношений.
Срок доставки вагонов не тождественен сроку подачи вагонов по заявке ГУ-12, так как в данном случае существуют различные правоотношения: правоотношения, вытекающие из договора перевозки, и правоотношения, связанные с исполнением заявки.
Таким образом, срок исполнения обязательства по доставке вагонов не может приравниваться к сроку исполнения обязательства по подаче вагонов по заявке, так как данные обязательства вытекают из различных договоров, имеющих различный срок исполнения.
Ссылка заявителя жалобы на то, что параллельно осуществлялась погрузка иным лицом ООО "Каргил-Юг", не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, так как данные обстоятельства не подтверждены документально.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что имеется судебная практика по аналогичным обстоятельствам взимания платы за пользование вагонами за время их нахождения на путях общего пользования (дела N А53-19520/13, А53-20106/13, А53-17677/13, А53-20105/13).
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований обоснован, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2014 по делу N А53-6828/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Ковалева Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6828/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Международная Зерновая Компания-Кубань"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение