г. Санкт-Петербург |
|
10 ноября 2014 г. |
Дело N А42-1697/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21233/2014) Открытого акционерного общества "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.05.2014 по делу N А42-1697/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманэнергосбыт", место нахождения: 183038, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 39, ОГРН 1095190009111,
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - Инспекция) от 30.01.2014 N 63/30, в соответствии с которым Обществу предписано устранить начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении и на общедомовые нужды и привести расчет платы за горячее водоснабжение в соответствии с законодательством.
Решением суда от 30.05.2014 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение от 30.05.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, поскольку нагрев воды происходит за счет теплоносителя, поставляемого Обществом, потребители спорного многоквартирного дома не производят горячую воду самостоятельно, следовательно, система горячего водоснабжения является централизованной, а потому суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о неправильном начислении Обществом платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении и на общедомовые нужды.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.01.2014 в ходе проведённой Инспекцией на основании распоряжения от 27.12.2013 N 3000 внеплановой документарной проверки по жалобе жильца Лапина В.М. на предмет неправильного исчисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме N 23 по улице Победы города Колы Мурманской области установлено, что названный многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии, горячее водоснабжение в доме осуществляется посредством функционирования бойлерной установки, централизованное горячее водоснабжение в доме отсутствует; тепловая энергия в проверенный дом поставляется напрямую Обществом, то есть Общество по отношению к рассматриваемому дому является одновременно ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
При этом в ходе проверки начислений платы за коммунальные услуги выявлено, что плата за горячее водоснабжение за октябрь, ноябрь 2013 года Обществом произведена по формулам 10 и 15 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), тогда как следовало по формуле N 20 указанных Правил, то есть когда коммунальная услуга производится самостоятельно с помощью общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того, проверкой установлено, что Обществом произведено начисление платы за горячее водоснабжение квартиры N 23 этого же дома за ноябрь 2013 года при отсутствии показаний индивидуального прибора учёта горячей воды указанного жилого помещения.
Указанные обстоятельства зафиксированы Инспекцией в акте проверки от 28.01.2014 N 136.
Усмотрев в действиях Общества как исполнителя коммунальных услуг рассматриваемого дома нарушения требований жилищного законодательства по определению платы за соответствующие услуги, Инспекцией выдано предписание от 30.01.2014 N 63/30, в соответствии с которым заявитель обязан был в срок до 25.03.2014 устранить расчёт платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды и привести в соответствие с пунктом 54 Правил N 354 начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 23 по улице Победы города Кола Мурманской области.
Считая вышеназванное предписание Инспекции незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Придя к выводу о соответствии предписания Инспекции от 30.01.2014 N 63/30 действующему законодательству, суд первой инстанции оставил заявление Общества без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила (далее - Правила N 354), расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается с учетом пунктов 40 и 54 Правил N 354 и формул, содержащихся в Приложении N 2 к указанным Правилам.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения внесение отдельной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды Правилами N 354 не предусмотрено, а соответствующие расходы и элементы по начислению учитываются в общей плате за горячее водоснабжение, рассчитанной по пункту 54 названных Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, горячая вода по адресу: дом N 23, улица Победы города Кола Мурманской области, с использованием централизованной системы горячего водоснабжения не поставляется, а готовится при помощи общего имущества собственников дома (бойлерной установки) с использованием холодной воды, то есть система горячего водоснабжения в доме является нецентрализованной.
Так, представителем Общества в судебном заседании суда первой инстанции пояснено, что горячая вода приготавливается путём её подогрева за счёт поступающего централизованно коммунального ресурса на отопление (от централизованной трубы на отопление отходит ответвление в виде спирали на обогрев бойлера, в который поступает холодная вода).
При этом, вопреки позиции подателя жалобы тот факт, что нагрев воды происходит за счет теплоносителя, поставляемого Обществом, в силу пункта 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ не свидетельствует о наличии в спорном многоквартирном доме централизованной системы горячего водоснабжения, а потому доводы апелляционной жалобы, основанные на означенной позиции, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание.
В свою очередь, установив в ходе проверки, что фактически размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в спорном многоквартирном доме производится, сама плата рассчитывается Обществом на основании пункта 48 Правил N 354 и по формулам 10, 15 Приложения N 2 к этим же Правилам, то есть без учёта такого обстоятельства, что рассматриваемый коммунальный ресурс добывается данным домом самостоятельно, в счёте-квитанции по отоплению за октябрь 2013 года отдельной строкой выделен подогрев воды (общедомовые нужды) в сумме 24,39 руб. (л.д.39), что недопустимо пунктами 40 и 54 Правил N 354, Инспекция обосновано и правомерно выдала Обществу предписание от 30.01.2014 N63/30, в соответствии с которым ему предписано устранить начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении и на общедомовые нужды и привести расчет платы за горячее водоснабжение в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции вынес правильное решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы заявителя не содержат фактов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 30.05.2014, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда Мурманской области следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.05.2014 по делу N А42-1697/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Мурманэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1697/2014
Истец: ОАО "Мурманэнергосбыт"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Мурманской области