г. Самара |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А55-8216/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара - Богданова М.А., доверенность от 02.07.2014 г. N 2545;
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - извещен, не явился;
от Крикулевича Владимира Павловича - извещен, не явился;
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-8216/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, (ИНН 6316033540), г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Крикулевича Владимира Павловича, г. Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области, в котором просило признать недействительным и отменить предписание N СПр -3818 от 02.04.2014.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Государственная жилищная инспекция Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что с момента приватизации у собственника жилого помещения в жилом доме возникают обязанности вносить плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности, а, не исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
В судебное заседание представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя инспекции.
Представитель Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: г. Самара ул. А. Матросова, д. 76 "а", осуществляет МПЭСО г. о. Самары.
Согласно информации, представленной в адрес жилищной инспекции МПЭСО г. о. Самары, многоквартирный дом по адресу: г. Самара ул. А. Матросова, д. 76 "а", оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (Э/Э). В доме имеются нежилые помещения занимаемые спортивными клубами.
На основании распоряжения N СПр-3818 от 18.03.2014 г. руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара.
Поводом для проведения проверки послужило обращение потребителя (вх. N 4728-ц от 06.03.2014 г.) на действия общества по начислению платы за коммунальные услуги.
В ходе документарной проверки установлены факты несоблюдения МПЭСО г.о.Самара жилищного законодательства, а именно, нарушение установленного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 г. N197 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Самарской области" порядка начисления платы за электроэнергию.
Государственная жилищная инспекция Самарской области выдала МПЭСО г.о.Самара предписание N СПр-3818 от 02.04.2014 г. об устранении нарушений действующего жилищного законодательства Российской Федерации в части не правомерного расчета платы за коммунальные услуги.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность производить начисления платы за электроэнергию потребителям, проживающим по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а" в помещениях, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета электроэнергии в соответствии с пунктами 40 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 и требованиями Приказа N 197 от 27.08.2012 г. Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Самарской области".
При принятии решения об удовлетворении заявленных Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара требований о признании указанного предписания незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Пункты 40 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г., (далее - Правила), по которым Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, предписано начислять плату за электроэнергию потребителям, проживающим по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а", распространяются на потребителей коммунальных услуг проживающим в многоквартирных домах.
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности N 15-07-06/58444 от 18.12.2013 г. объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а" является общежитием.
Данный дом передан на эксплуатацию Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара на основании Договора N 1 на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного фонда от 01.05.2008 г. по Акту приема-передачи от 30.12.2005 г.
Передан данный дом как здание общежития. Жилые помещения в общежитии не соответствуют характеристикам квартиры и не оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии.
В соответствии с п. 1.3. Положения о порядке изменения правового статуса муниципальных общежитий в городе Самаре изменение статуса муниципальных общежитий в городе Самаре осуществляется на основании Постановления Самарской Государственной Думы в соответствии с Уставом города Самары.
В соответствии с п. 2.2. Положения техническими условиями, при наличии которых допускается изменение правового статуса муниципального общежития, являются: возможность обеспечения поквартирного (покомнатного) учета потребляемой электроэнергии.
Судом верно указано на то, что Общежитие по адресу г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а", не соответствует вышеуказанным требованиям.
В соответствии с п. 4.1. Положения Постановление Самарской Городской Думы об изменении правового статуса муниципального общежития является основанием для внесения соответствующих сведений в материалы технического учета органом технической инвентаризации жилищного фонда, в реестр муниципальной собственности города Самары и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 4.2 Положения Копия Постановления Самарской Городской Думы об изменении правового статуса муниципального общежития направляется в управляющую организацию.
Постановление Самарской Городской Думы об исключении данного общежития из состава специализированного жилищного фонда и о включении его в состав муниципального жилищного фонда социального использования как многоквартирного дома в соответствии с п.2 ст.92 Жилищного кодекса РФ в материалах дела отсутствует.
Судом правильно отмечено в решении, что при указанных обстоятельствах основания применять в отношении данного объекта недвижимости правовые нормы (пп.40 и 44 Правил), предназначенные для потребителей коммунальных услуг проживающих в многоквартирных домах, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 51 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
В соответствии с пунктом 50 Правил Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Как указывает заявитель, между Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара и Муниципальным предприятием городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" был заключен Агентский договор, который действовал с января 2013 по декабрь 2013 года. В соответствии с условиями данного Договора МП ЕИРЦ производило начисление платы за электроэнергию гражданам, проживающим в общежитиях. МП ЕИРЦ до заключения Агентского договора с Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара не работало со специализированным жилым фондом и при расчете платы за электроэнергию гражданам, проживающим в общежитиях, применяло нормы законодательства применимые для многоквартирных домов и граждан потребляемых коммунальные услуги в изолированных квартирах.
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, расторгнув Агентский договор с МП ЕИРЦ, начало производить начисление за электроэнергию в соответствии со специальными нормами законодательства - Пунктами 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
До заключения Агентского договора с МП ЕИРЦ в 2012 году начисления за электроэнергию, гражданам проживающим в общежитии по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 76 "а", производилось Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара аналогичным образом, что и в 2014 году.
В феврале, марте, апреле 2014 года начисление платы за электроэнергию производилось согласно пунктов 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, в которых предусмотрено, что расчет размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии, в данном случае - общедомовым прибором учета, и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю.
Судом первой инстанции правильно учтено, что В настоящее время данное соглашение между жильцами общежития отсутствует, вследствие чего расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к вышеуказанным Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии, то есть равными долями между всеми жильцами общежития.
В феврале 2014 года показание общедомового прибора учета - 44000 кВт распределилось между 289 жильцами, проживающими в общежитии, и составило по 152,2491 кВт на человека (конкретно по к.44 - 152,2491 кВт*4 чел. = 608,46 кВт (1849,72 рублей).
В марте 2014 года показание общедомового прибора учета - 36000 кВт плюс 1771 кВт на перерасчеты коммунальных услуг на жителей, временно отсутствующих в общежитии распределилось между 291 жильцами, проживающими в общежитии, и составило по 129,7972 кВт на человека (конкретно по к.44 - 129,77972 кВт*4 чел. = 519,19 кВт (1578,35 рублей).
В апреле 2014 года показание общедомового прибора учета - 22000 кВт плюс 996 кВт на перерасчеты коммунальных услуг на жителей, временно отсутствующих в общежитии распределилось между 288 жильцами, проживающими в общежитии, и составило по 79,8475 кВт на человека (конкретно по к.44 - 79,8475 кВт*4 чел. = 319,39 кВт (970,93 рублей).
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области N СПр-3818 от 02.04.2014 не соответствует требованиям ст.ст. 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара требования.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Статьёй 7 Федерального закона "О введении в действие жилищного кодекса РФ" законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве РСФСР, который не был определён правовым режимом жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления. Проживающие в таких помещениях граждане, которым жильё было предоставлено на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения) независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, с точки зрения правового статуса составляют особую категорию субъектов правоотношений и подлежат защите при реализации своего конституционного права. Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного суда РФ от 11.04.2011 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"
При этом, Конституционный суд РФ, разъясняя изложенную правовую позицию, в определениях от 01.03.2012 г. N 390-0-0 и N 391-0-0 указал, что оспариваемая норма призванная, с учётом приведённой правовой позиции, обеспечить реализацию требований ст. 40 Конституции РФ в отношении определённой категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV "Специализированный жилой фонд" ЖК РФ муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений этого фонда. Распространение норм ЖК РФ о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях по сути означало бы лишение муниципального образования специализированного жилищного фонда.
Согласно положениям п. 41 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.09.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления конкретного жилого помещения.
Таким образом, права отдельных граждан, проживающих в общежитиях, не могут отражаться на решении вопроса об изменении статуса всего жилого дома.
Соответственно, не может быть изменён правовой режим содержания общего имущества в доме.
Данная правовая позиции находит своё отражение в судебной практике Самарского областного суда - постановление Президиума Самарского областного суда N 44г - 76/2012 29.11.2012 г.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-8216/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8216/2014
Истец: Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г. о. Самара (МП ЭСО), Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежития г. о. Самара (МП ЭСО)
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара, Крипулевич Владимир Павлович