г. Владивосток |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А51-20558/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края",
апелляционное производство N 05АП-13349/2014
на решение от 19.09.2014
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-20558/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 2" (ИНН 2536025226, ОГРН 1022501275312, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.08.2002)
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.10.2002)
о признании недействительным решения N 1821/11 от 09.07.2014 года в части привлечения к ответственности за использование не по целевому назначению средств ОМС в общей сумме 658 672,64 руб., предложения перечислить 658 672,64 руб. на счет ГУ ТФОМС ПК и штраф в размере 65 867,26 руб.,
при участии:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 2": представитель Приходько Т.Е. по доверенности 22.04.2014 сроком действия до 31.12.2014, паспорт;
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": представитель Василенко Н.А. по доверенности от 31.10.2014 сроком действия до 31.12.2014, паспорт; представитель Чернова Н.Н. по доверенности от 03.02.2014 сроком действия до 31.01.2015, паспорт; представитель Быстролетов А.М. по доверенности от 03.02.2014 сроком действия до 31.01.2015, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 2" (далее - заявитель, общество, КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 2", КГБУЗ "ВДП N 2", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - фонд, ТФОМС ПК) N 1821/11 от 09.07.2014 года в части привлечения к ответственности за использование не по целевому назначению средств ОМС в общей сумме 658 672,64 руб., предложения перечислить 658 672,64 руб. на счет ГУ ТФОМС ПК и штраф в размере 65 867,26 руб.
Решением от 19.09.2014 заявленные требования КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 2" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТФОМС ПК обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой указал, что в 2013 осуществление деятельности логопеда в детской поликлинике не относилось к оказанию первичной медико-санитарной помощи и не было включено в базовую программу обязательного медицинского страхования, в связи с чем финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Фонд не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что приказами Минздрав России от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи" (далее - Приказ N 366н) и от 29.12.2012 N 1705н "Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации" предусматривается оказание услуг логопедом и подразумевается обязательное введение в штатное расписание учреждения данного специалиста, поскольку приложением к Приказу N 366н оказание медицинской педиатрической помощи логопедом - специалистом с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, не предусмотрено.
По мнению фонда, направление средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями на оплату видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в частности оплата услуг логопеда, противоречит положениям части 6 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и является для медицинских организаций нецелевым использованием средств.
Доводы апелляционной жалобы представители фонда в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали в полном объеме.
Представитель КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 2" по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва и в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
На основании приказа государственного учреждения Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Приморского края от 28.05.2014 N 155-П была проведена тематическая проверка начисления заработной платы и выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Владивостокская детская поликлиника N 2" за период с января по апрель 2014.
В ходе проверки было установлено, что оплата труда логопеда (табельный номер 310) в 2013 производилась из средств обязательного медицинского страхования.
Полагая, что осуществление деятельности логопеда в детской поликлинике не включено в базовую программу обязательного медицинского страхования и вид специализированной консультативно-социальной помощи, оказываемой специалистом-логопедом в КГБУЗ "ВДП N 2" не мог оплачиваться в 2013 из средств ОМС, фонд посчитал, что выплаты специалисту логопеду, произведенные в 2013 за счет средств ОМС в сумме 510 722,18 руб. и страховые взносы, начисленные во внебюджетные фонды на данные выплаты, в сумме 147 950,46 руб., являются нецелевым использованием средств ОМС.
Вследствие чего, в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ общая сумма нецелевого использования в размере 658 672,64 руб. подлежит восстановлению в бюджет ГУ ТФОМС ПК и заявителю было предложено перечислить на счет ГУ ТФОМС ПК указанные средства ОМС, использованные не по целевому назначению, а также уплатить штраф за использование средств ОМС не по целевому назначению в размере 65 867, 26 руб.
Указанные нарушения были отражены в акте N 13 от 01 июля 2014 года.
КГБУЗ "ВДП N 2" представило письменные возражения на акт проверки, рассмотрев которые фонд признал необоснованными и установил срок для исполнения Предложений Акта по результатам проверки не позднее 30 июля 2014 письмом N 1821/11 от 09.07.2014.
Учреждение полагая, что у фонда отсутствуют правовые основания считать сумму в размере 658 672,64 руб. нецелевым использованием денежных средств, обратилось в суд за признанием оспариваемого решения недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, выслушав представителей сторон, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
По смыслу статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи.
Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что гражданам гарантировано получение медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пункта 2 статьи 19, пункта 1 статьи 11 Закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В соответствии с пунктом 1, 4 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.
Стандарты медицинской помощи являются основой для установления размера страхового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и расчета тарифов на оплату медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования.
Стандарт медицинской помощи включает в себя усредненные показатели частоты и применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, а также иные усредненные показатели, учитывающие особенности конкретного заболевания (состояния).
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074, в разделе IV. Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи определено, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
Пункт 5 части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ устанавливает, что в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказывается первичная медико-санитарная помощь и специализированная помощь в случаях болезней нервной системы.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 N 366н утвержден Порядок оказания педиатрической помощи (далее - Порядок).
Приложением 4 к Порядку установлены Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения) в медицинских организациях (далее - Правила). Согласно данных Правил штатная численность медицинского и иного персонала, стандарт оснащения детской поликлиники определяются с учетом объема проводимой лечебно-профилактической работы, численности обслуживаемого детского населения и устанавливаются руководителем медицинской организации.
Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала и стандарт оснащения Поликлиники предусмотрены приложениями N 5 - 6 к Порядку. Так, в приложении N 5 Порядка в штате детской поликлиники предусмотрена должность логопеда, что свидетельствует о том, что при оказании первичной медико-санитарной помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования, предусматривается оказание услуги логопедом.
Из представленных заявителем в материалы дела штатных расписаний на 01.01.2012 и на 01.01.2013 следует, что в составе общеполиклинического немедицинского персонала предусматривалась должность логопеда в количестве 2-х штатных единиц.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации работы логопедического кабинета, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.1998 N 323 "О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций", логопедический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно-восстановительную, психологическую и социальную помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций.
Так, ряд утвержденных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации стандартов медицинской помощи по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи детям с заболеваниями нервной системы, согласно которых при диагностике данных заболеваний необходимо проведение таких медицинских услуг как "патопсихологическое обследование" и "общее нейропсихологическое обследование", в частности "Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при спинальных мышечных атрофиях" (утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012 N 1741н, "Стандарт медицинской помощи больным эпилепсией" (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2005 N 174, "Стандарт специализированной медицинской помощи детям при наследственной и идиопатической невропатии" (утвержден приказом Министерства здравоохранения от 29.12.2012 N 1698), включают в себя проведение логопедического обследования с выдачей заключения логопеда и назначения индивидуальных и/или групповых занятий с логопедом.
Таким образом, применительно к деятельности детской поликлиники, в большинстве случаев, нарушение речи является одним из признаков (симптомов) заболеваний нервной системы, включенных как в базовую, так и территориальную программу обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что услуги логопеда являются неотъемлемой частью медицинской и педагогической реабилитации детей с нарушением функций центральной нервной системы, и следовательно выплаты логопеду в 2013 не могут быть расценены как нецелевое использование денежных средств, является правомерным.
Более того, в части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ приведена структура тарифа на оплату медицинской помощи, согласно которой в тариф включаются, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда. Размер тарифа рассчитывается в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинском страхованию, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении правил обязательного медицинского страхования", рассматривается комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования и устанавливается тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.
06.02.2013 принято Территориальное тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования на территории Приморского края, согласно Приложению N 2 которого (порядок расчета стоимости медицинской помощи в условиях подушевого финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений) в расчет подушевого норматива, помимо прочих, включены следующие показатели: расходы на оплату труда работников поликлиник, включенных в расчет подушевого норматива, с учетом затрат на оплату труда общеполиклинического персонала, АУП, АХП и параклинических подразделений; начисления на оплату труда. Указанным документом исключение каких-либо должностей из показателей расчета подушевого норматива сторонами не установлено. В приложении N 13/2 к Территориальному тарифному соглашению, устанавливающем предельные доли расходов на заработную плату с начислениями, также не оговорено исключение из расходов на заработную плату персонала поликлиники затрат на оплату труда логопеда. Также перерасхода денежных средств обязательного медицинского страхования, выделенных на расходы медицинской организации на заработную плату с начислениями, КГБУЗ "ВДП N 2" допущено не было. Данный факт ТФОМС ПК не оспаривается.
Довод заявителя, со ссылкой на приложение к приказу Министерства здравоохранения от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи", о том, что оказание медицинской педиатрической помощи логопедом - специалистом с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия не относится к оказанию первичной медико-санитарной помощи, поскольку первичная медико-санитарная помощь оказывается только работниками, имеющими медицинское образование, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку вышеуказанный нормативный акт не содержит запрета на участие в оказании первичной медико-санитарной помощи работников, не имеющих медицинского образования.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу части 1 статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В связи с изложенным государственная пошлина в сумме 2 000 руб., излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" в полном объеме из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.09.2014 по делу N А51-20558/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" излишне уплаченную платежным поручением N 824485 от 26.09.2014 государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20558/2014
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 2"
Ответчик: ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"