г. Саратов |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А06-7171/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Линия победителя" (414000, г. Астрахань, ул. им. Н.Качуевской, д. 18, ОГРН 1113015001340, ИНН 3015093010)
на определение Арбитражного суда Астраханской области о прекращении производства по делу от 29 сентября 2014 года по делу N А06-7171/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Линия победителя" (414000, г. Астрахань, ул. им. Н.Качуевской, 18, ОГРН 1113015001340, ИНН 3015093010)
к административной комиссии Советского района г. Астрахани (414024, г.Астрахань, ул. Набережная Приволжского Затона, д.13, к.2, ОГРН 1023000864810, ИНН 3017002900)
третье лицо: администрация Советского района г. Астрахани (414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского Затона, д.13, к.2, ОГРН 1023000864810, ИНН 3017002900)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Линия победителя" (далее - ООО "Линия победителя", заявитель) с заявлением к Административной комиссии Советского района г. Астрахани (далее - административная комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.07.2014 N 01-09-14-818.
Определением суда первой инстанции от 29.09.2014 производство по делу N А06-7171/2014 прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Заявитель не согласился с определением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 76 81936 7, N410031 76 81937 4, N410031 76 81938 1, N410031 76 81939 8. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 25 октября 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что определение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку принято с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
На основании части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 11 постановления Пленума от 27.01.2003 N 2 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 71), подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Аналогичная позиция изложена в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции от 19.12.2013), согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В соответствии с частью 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Из совокупного анализа названных правовых норм и разъяснений следует, что арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании решений административных органов по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Понятие предпринимательской деятельности определено в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, 22 мая 2014 года в 11 часов 00 минут заместителем начальника отдела по развитию территории администрации Советского района г. Астрахань Рындиным В.В. выявлен факт установления ООО "Линия победителя" малой архитектурной формы - вывески "ZOO WINNERS LINE" по адресу: г. Астрахань, ул. Н.Островского д.57/ул. Волжская д.62 без необходимой разрешительной документации.
По данному факту составлен протокол от 29 мая 2014 года N 123 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12 Закона Астраханской области "Об административных правонарушениях" (т. 1 л.д.47).
17 июля 2014 года комиссией вынесено постановление N 01-09-14-818 о привлечении ООО "Линия победителя" к административной ответственности по части 1 статьи 12 Закона Астраханской области "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1 л.д.13).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Астраханской области "Об административных правонарушениях" самовольная установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства - гаражей, киосков, павильонов, палаток, сезонных базаров, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, будок, телефонных кабин, ограждения тротуаров, лодочных станций, малых спортивных форм (сооружений), элементов благоустройства кварталов, садов, парков, пляжей, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, вывесок и указателей, не содержащих сведений рекламного характера, установок по декоративной подсветке зданий и памятников, фонарей уличного освещения, опорных столбов без полученного в установленном порядке разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12 Закона Астраханской области "Об административных правонарушениях", выражается в осуществлении деятельности, направленной на самовольную установку малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства - гаражей, киосков, павильонов, палаток, сезонных базаров, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, будок, телефонных кабин, ограждения тротуаров, лодочных станций, малых спортивных форм (сооружений), элементов благоустройства кварталов, садов, парков, пляжей, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, вывесок и указателей, не содержащих сведений рекламного характера, установок по декоративной подсветке зданий и памятников, фонарей уличного освещения, опорных столбов без полученного в установленном порядке разрешения.
Из материалов дела следует, что постановлением от 17.07.2014 к административной ответственности привлечено юридическое лицо - коммерческая организация, целью создания которой является получение прибыли.
ООО "Линия победителя" является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Н.Островского д.57/ул. Волжская д.62. Вывеска "ZOO WINNERS LINE" носит информационный характер об обществе и его деятельности, находится непосредственно у входа в зоомагазин.
Вменяемые ООО "Линия победителя" в оспариваемом постановлении нарушения связаны с осуществлением заявителем предпринимательской деятельности в зоомагазине. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность по розничной торговле домашними животными и кормом для домашних животных является одним из видов экономической деятельности общества (т.1 л.д.16-24).
Поскольку участвующие в деле лица (административный орган и юридическое лицо) являются субъектами спорных правоотношений, отнесенных к подведомственности арбитражного суда, а правонарушение совершено ООО "Линия победителя" при осуществлении им предпринимательской деятельности и в связи с её осуществлением, то указанный спор подлежит рассмотрению арбитражным судом с соблюдением подведомственности, установленной статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае подведомственность спора вытекает из объективной стороны вмененного административным органом правонарушения - самовольная установка хозяйствующим субъектом вывески, не содержащей сведения рекламного характера, без полученного в установленном порядке разрешения.
При указанных обстоятельствах ООО "Линия победителя" обоснованно обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа, как субъект предпринимательской деятельности, привлеченный к административной ответственности, именно в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое определение подлежит отмене как принятое с нарушением требований процессуального законодательства, а вопрос - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 268-272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Астраханской области о прекращении производства от 29.09.2014 по делу N А06-7171/2014 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.А. Акимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7171/2014
Истец: ООО "Линия победителя"
Ответчик: Административная комиссия Советского района г. Астрахани
Третье лицо: Администрация Советского района г. Астрахани