г. Чита |
|
10 ноября 2014 г. |
Дело N А19-11741/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2014 года по делу N А19-11741/2014 по заявлению АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Иркутской области о признании незаконным решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Байк Транс" (ОГРН 1033801019526), выразившегося во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 21.11.2013 г. за ГРН 2133850488011,
(суд первой инстанции - Д. А. Филатов),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Администрация г. Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610, место нахождения: 664025, г.Иркутск, ул.Ленина,14, далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Иркутской области (ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013, место нахождения:664007, г.Иркутск, ул.Советская,55, далее - налоговый орган, инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Байк Транс" (ОГРН 1033801019526), выразившегося во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 21.11.2013 г. за ГРН 2133850488011.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что налоговым органом соблюдена процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а в действующем законодательстве отсутствуют нормы права, обязывающие регистрирующий орган извещать о предстоящем исключении из реестра иначе, чем через публикацию в органах печати, где публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт - признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Иркутской области о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Байк Транс" (ОГРН 1033801019526, ИНН 3808053320), в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, выразившееся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 21.11.2013 за ГРН 2133850488011 незаконным; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 17 по Иркутской области аннулировать запись от 21.11.2013 за ГРН 2133850488011 о государственной регистрации прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Байк Транс" (ОГРН 1033801019526, ИНН 3808053320) в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Администрация полагает, что в распечатке из "Вестника государственной регистрации" от 24.07.2013 N 29 (438) указано следующее: "Принято решение N 1335 от 19.07.2013 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Байк Транс" ОГРН: 1033801019526, дата присвоения ОГРН:07.02.2003, ИНН:3808053320". Как следует из приведенного текста, в публикации отсутствует информация о порядке и сроках направления заявлений в связи с принятым решением всеми заинтересованными лицами, а также не указан адрес, по которому могут быть направлены заявления. Отсутствие указанной информации лишило заинтересованных лиц возможности воспользоваться установленным законом правом обращения с заявлением.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв налогового органа, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции, указывает, что вся информация была указана, и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.10.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 79 93334 3, 672002 79 93335 0. Налоговый орган ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между администрацией города Иркутска и ООО "Байк Транс" действовал договор аренды N 1654 от 06.05.1997 г. нежилого помещения, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Сурикова, 13, лит. Д. В связи с ненадлежащим исполнением ООО "Байк Транс" своих обязанностей по внесению арендных платежей по договору N 1654 от 06.05.1997 г., администрация города Иркутска обращалась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением о принудительном взыскании с контрагента задолженности по внесению арендных платежей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.06.2012 г. по делу N А19-6307/2012 с ООО "Байк Транс" в пользу администрации города Иркутска взыскано 1 814 873,86 руб.
ООО "Байк Транс" на момент принятия решения регистрирующим органом о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, обладало признаками недействующего юридического лица, что подтверждается справками ИФНС России по Правобережному округу от 15.07.2013 N 1640з по форме "С" - об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов; "О" - о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (т.1 л.д.74).
В связи с чем, 19.07.2013 принято решение N 1335 о предстоящем исключении ООО "Байк Транс" из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица (т.1 л.д.73).
19.07.2013 МИФНС N 17 по Иркутской области приняла решение N 1335 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 29(438) от 24.07.2013/1689 (т.1 л.д.67-72). Указано следующее: "Принято решение N 1335 от 19.07.2013 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Байк Транс" ОГРН: 1033801019526, дата присвоения ОГРН:07.02.2003, ИНН:3808053320".
С отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты, в связи с исключением ООО "Байк Транс" 21.11.2013 года Межрайонной ИНФС России N 17 по Иркутской области в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2133850488011 (т.1 л.д.22) о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Байк Транс" (ОГРН 1033801019526, ИНН 3808053320), в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Администрации города Иркутска стало известно о том, что в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Байк Транс" 28.04.2014, в связи с поступлением постановления судебного пристава-исполнителя от 23.12.2013 г. об окончании исполнительного производства, в отношении ООО "Байк Транс" в связи с его исключением из ЕГРЮЛ.
Посчитав свои права нарушенными, администрация обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об оспаривании исключения ООО "Байк Транс" из ЕГРЮЛ.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (пункт 9 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее -заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Как следует из материалов дела и правильно указано судом первой инстанции, в отношении ООО "БайкТранс" на основании предоставленных ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска справок по форме: "О" - о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ; "С" - об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Регистрирующий орган уведомил всех имеющихся кредиторов организации, в отношении которой принято решение о предстоящем исключении, путем публикации сообщений в журнале "Вестник государственной регистрации" и размещению на сайте ФНС России в разделе "Сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ", что соответствует Регламенту организации работы налоговых органов по размещению в сети Интернет на сайте ФНС России сведений о юридических лица, утвержденному Приказом от 03.11.2006 N САЭ-3-09/765@ "Об информировании участников гражданского оборота".
Поскольку в установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" трехмесячный срок заявления от заинтересованных лиц, указанных в пункте 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган не поступили, в связи с чем, по истечении 15 дней, со дня окончания трехмесячного срока с момента опубликования Решений в журнале "Вестник государственной регистрации", Инспекцией правомерно исключено из ЕГРЮЛ ООО "БайкТранс", как прекратившее свою деятельность недействующее юридическое лицо.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые действия об исключении юридического лица не нарушает права заявителя, поскольку последний в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении Общества из реестра юридических лиц не направил в регистрирующий орган соответствующего заявления.
Довод Заявителя о том, что в официальной публикации, содержащей решение о предстоящем исключении ООО "БайкТранс" из ЕГРЮЛ не была указана информация о порядке и сроках направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому могут быть направлены такие заявления, суд первой инстанции правильно посчитал несостоятельным в связи со следующим.
В действующем законодательстве отсутствуют нормы права, обязывающие регистрирующий орган извещать о предстоящем исключении из реестра иначе, чем через публикацию в органах печати, где публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Из содержания статьи 41 АПК РФ следует, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться своими процессуальными правами и нести процессуальные обязанности.
В силу статьи 6 Закона о регистрации, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о ликвидации должника, при проявлении должной осмотрительности, заявитель вправе был отслеживать информацию о своем должнике.
Апелляционный суд, проверяя аналогичные доводы апелляционной жалобы, также пришел к выводу, что доводы администрации не соответствуют материалам дела. Так, из представленной копии указанного выше Вестника государственной регистрации следует, что раздел о сведениях о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящих исключениях недействующих юридических лицах начинается указанием на то, что заинтересованные лица могут в течение 3 месяцев со дня настоящей публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего такое решение (т.1 л.д.69). Затем произведены публикации с разбивкой по субъектам РФ с указанием регистрирующего органа и его адреса, в том числе по Иркутской области (т.1 л.д.70). За номером 1689 имеется указание на ООО "Байк Транс" (т.1 л.д.71).
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Общества с ограниченной ответственностью "БайкТранс", соответствует нормам действующего законодательства о государственной регистрации; исключение общества из ЕГРЮЛ совершено при наличии всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона о регистрации признаков недействующего юридического лица, и с соблюдением требований к процедуре исключения юридического лица. Соответственно, оснований к удовлетворению заявленных требований не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2014 года по делу N А19-11741/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11741/2014
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области