г. Чита |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А10-3748/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Д. В. Басаева, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Булдынова Александра Петровича на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 сентября 2014 года по делу N А10-3748/2014 по заявлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ИНН 0326023500, ОГРН 1040302993598) к арбитражному управляющему Булдынову Александру Петровичу (ИНН 032601101133, ОГРН 304032627100227) о привлечении к административной ответственности,
(суд первой инстанции судья Филиппова В. С.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от лица, привлекаемого к ответственности: не явился,
установил:
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Булдынова Александра Петровича (далее лицо, привлекаемое к административной ответственности, арбитражный управляющий) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражный суд Республики Бурятия от 19 сентября 2014 года требования Управления удовлетворены, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25300 руб.
Основанием для удовлетворения требований заявителя послужили выводы суда о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), при этом суд указал на систематическое нарушение предпринимателем законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, лицо, привлеченное к административной ответственности, обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что совершенное им правонарушение является малозначительным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны в судебное заседание не явились. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18.12.2013 по делу N А78-3358/2013 ООО "Монтажэнергострой" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Булдынов А. П.
В результате непосредственного обнаружения должностным лицом Управления нарушения конкурсным управляющим Булдыновым А. П. требований ведения конкурсного производства, 15.07.2014 составлен протокол об административном правонарушении, которым зафиксировано нарушение конкурсным управляющим пунктов 1, 7 статьи 12, пунктов 1, 4 статьи 13, пункта 1 статьи 143 Федерального Закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" и совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния
Объективную сторону указанного правонарушения составляет неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 2 статьи 20.3 Законом о несостоятельности (банкротстве) предусмотрено, что арбитражный управляющий обязан осуществлять установленные данным Законом функции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пунктом 1 статьи 28, пунктом 1 статьи 128 Закона о несостоятельности (банкротстве) установлено, банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
В соответствии с указанными номами права, конкурсный управляющий Булдынов А. П. обязан был включить сведения о банкротстве ООО "Монтажэнергострой" и введении в отношении него конкурсного производства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и направить сведения для публикации в газете "КоммерсантЪ" в десятидневный срок - с 11.12.2013 со дня оглашения резолютивной части решения суда о признании ООО "Монтажэнергострой" банкротом.
Однако, в нарушение закона сведения о банкротстве должника были фактически включены - 24.01.2014, то есть, с нарушением установленного законом десятидневного срока.
Кроме того, в нарушение абзаца 3 пункта 8 статьи 28 Закона о несостоятельности (банкротстве) Булдыновым А. П. не указан государственный номер записи о государственной регистрации соответствующей саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Согласно пункту 2 статьи 147 Закона о банкротстве, к отчету конкурсного управляющего прилагаются:
документы, подтверждающие продажу имущества должника;
реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
документы, подтверждающие погашение требований кредиторов;
документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктом 3 статьи 133, пунктом 3 статьи 143 Закона о банкротстве, отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем один раз в месяц.
Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18.12.2013 по делу N А78-3358/2013 Булдынов А. П. обязан был представить отчет о своей деятельности, отчет об использовании денежных средств должника с приложением документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 147 Закона о банкротстве - 17.03.2014.
Однако, в нарушение закона вышеуказанные документы Булдыновым А. П. в суд не представлены. Кроме того, арбитражным управляющим не были представлены в суд в установленный срок и документы, указанные в определении суда от 17.03.2014, а именно, протокол собрания кредиторов ООО "Монтажэнергострой", инвентаризационную опись, акт передачи документов в архив, акт приема - передачи печати.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.
Однако, в нарушение указанной нормы права Булдыновым А. П. не проведена инвентаризация имущества должника - сооружение - ограждение, расположенное по адресу: г. Чита, Черновский административный район, ул. Кадалинская, 1Г, что по существу не отрицается самим арбитражным управляющим.
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Как следует из материалов дела, собрание кредиторов проводилось конкурсным управляющим 20.05.2014.
Учитывая, что должник - ООО "Монтаэнергострой" признан несостоятельным 18.12.2013 (резолютивная часть оглашена 11.12.2013), то отчет о своей деятельности конкурсный управляющий должен был представить в срок до 11.03.2014.
Поскольку доказательств представления собранию кредиторов отчета в указанный период суду не представлено, следовательно, Булдынов А. П. не исполнил обязанность по представлению отчета о своей деятельности в установленный законом срок.
В соответствии со статьей 13 Закона о банкротстве, сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Согласно материалам дела, собрание кредиторов ООО "Монтажэнергострой" назначено конкурсным управляющим на 20.05.2014, однако, в нарушение закона, сведения о проведении собрания кредиторов как на момент проверки, так и на момент составления протокола об административном правонарушении Булдыновым А. П. в ЕФРСБ не включены.
Кроме того, в нарушение абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве, конкурсным управляющим Булдыновым А. П. не включены в ЕФРСБ сведения о результатах проведения 20.05.2014 собрания кредиторов ООО "Монтажэнергострой".
Пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве, в собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56, при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании.
Надлежащим уведомлением кредитора о проведении собрания кредиторов признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов (часть 1 статьи 13 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона о банкротстве, к протоколу собрания кредиторов, среди прочего, прилагаются копии документов, являющихся доказательством надлежащего уведомления о собрании кредиторов.
В нарушение указанных норм права конкурсным управляющим не представлено доказательств уведомления о проведении собрания кредиторов Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Сибирский центр экспертов антикризисного управления", так же не представлены доказательства направления уведомлений о проведении собрания кредиторов ООО "Монтажэнергострой" кредитору, органу по контролю (надзору), Партнерству.
Все вышеуказанное является нарушением требований пунктов 1, 7 статьи 12, пунктов 1, 4 статьи 13, пункта 1 статьи 143 Федерального Закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 299 от 22.05.2003 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего", что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Факт неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18.12.2013 по делу N А78- 3358/2013;
- информацией, истребованной из Арбитражного суда Забайкальского края;
- ответами из газеты Коммерсант и ЕФРСБ;
- отчетом конкурсного управляющего;
- материалами банкротного дела;
- протоколом об административном правонарушении от 15.07.2014.
Оценив указанные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что они являются достаточными для квалификации действий лица, привлеченного к ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и подтверждают наличие состава данного административного правонарушения.
Надлежащих доказательств обратного арбитражным управляющим в материалы дела не представлено.
Следовательно, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния арбитражного управляющего Булдынова А. П. по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом административного органа, то есть требования статей 23.60 и 28.3 КоАП РФ соблюдены, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Булдынов А. П. был извещен заблаговременно.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в Арбитражном суде Республики Бурятия лицо, привлеченное к ответственности, было также извещено надлежащим образом и заблаговременно.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Мера наказания (штраф в размере 25300 руб.) определена судом с учетом повторности совершения правонарушения в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, что отвечает принципу справедливости юридической ответственности, принципам ее законности, неотвратимости, целесообразности и направлена на достижение целей административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
По смыслу части 3 статьи 14.13 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в сфере законодательством о несостоятельности (банкротстве), который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае не может быть признано малозначительным.
Таким образом, при рассмотрении данного дела суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы суда по данному делу соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на всестороннем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы же, приведенные арбитражным управляющим в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 сентября 2014 года по делу N А10-3748/2014, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 сентября 2014 года по делу N А10-3748/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3748/2014
Истец: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
Ответчик: Булдынов Александр Петрович