г. Пермь |
|
11 ноября 2014 г. |
Дело N А60-24376/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области (ИНН 6611007593, ОГРН 1026600879007) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" (ИНН 6611013526, ОГРН 1106611000011) - Лялин А.П., паспорт, доверенность от 20.11.2012;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 сентября 2014 года
по делу N А60-24376/2014,
принятое судьей Койновой Н.В.,
по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области
к ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод"
о взыскании 1 141 917 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области (далее - истец, Управление) обратилось с Арбитражный суд Свердловской области с иском к ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" (далее - ответчик, общество) о взыскании в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (взыскатель - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области) финансовых санкций в размере 1 141 917 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за второй отчетный период 2010 года (календарный год).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.09.2014 требования удовлетворены в части. С ответчика в бюджет Пенсионного фонда РФ взыскан штраф в размере 570 958, 50 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит указанное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно. Настаивает на том, что у суда и Управления отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности по п. 3 ст. 17 Закона N 27 за предоставление недостоверных индивидуальных сведений.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, принятое судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 21.05.2012 по 17.07.2012 управлением проведена выездная проверка общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, в ходе которой был установлен факт занижения базы для исчисления страховых взносов второй отчетный период 2010 года, что привело к занижению суммы начисленных страховых взносов в отношении 776 застрахованных лиц.
Результаты проверки отражены в Акте от 14.09.2012 N 075/009/998-2012 (л.д. 24-27). В соответствии с п. 3.3. Акта плательщику страховых взносов предложено сдать корректирующие формы индивидуальных сведений в течение двух недель со дня получения Акта.
02.11.2012 Управлением вынесено решение N 075/009/998-2012 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за неполную уплату страховых взносов.
Данное решение Управления обжаловано обществом в Арбитражный суд Свердловской области, решением которого от 05.03.2013 по делу N А60-49923/2012 в удовлетворении требований общества отказано. Судебный акт вступил в законную силу 06.04.2013.
Вывод Управления о занижении обществом суммы начисленных страховых взносов на упомянутых работников за второй отчетный период 2010 года признан судом правомерным. На этом основании Управление посчитало, что первоначально представленные обществом 27.04.2011 сведения в указанной части являлись недостоверными.
05.09.2013 общество представило в Управление корректирующие (исправленные) индивидуальные сведения за второй отчетный период 2010 года.
19.09.2013 по факту представления корректирующих сведений с нарушением установленного срока (до 28.09.2012) Управлением составлен акт N А-29 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 21-23).
24.10.2013 Управлением вынесено решение N А-29 о привлечении заинтересованного лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27 (представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за второй отчетный период 2010 года (календарный год) в виде взыскания финансовых санкций в размере 1 141 917 руб. (л.д. 53-56).
22.11.2013 Управлением выставлено требование N А-29 об уплате обществом финансовой санкции в срок до 19.12.2013 (л.д. 58).
Часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ устанавливает специальное правило, согласно которому взыскание финансовой санкции, начисленной по данной норме, производится в судебном порядке.
В связи с неисполнением обществом указанного требования, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части, применив при этом положения Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу 01.01.2014, предусматривающие изменение размера санкции в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N27-ФЗ (5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии со ст. 6 Закона N 167-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11, статьей 15 Закона N 27-ФЗ, пунктом 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу ст. 1 Закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей в проверяемый период).
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодательством предусматривается два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку в двухнедельный срок обществом не были представлены корректирующие формы индивидуальных сведений о застрахованных лицах.
Однако из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, а также за отказ в представлении подобных сведений.
В соответствии с определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2012 N ВАС-6350/2010 представление корректирующих индивидуальных сведений с нарушением установленного срока не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Таким образом, привлечение общества к ответственности по данному основанию является незаконным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указывает на отсутствие оснований для привлечения общества к ответственности в связи со следующим.
Часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров, сведения об условиях труда на основании внутренних документов учета и т.д.
Информации о том, что страхователь представил сведения не соответствующие его документам, не имеется.
В то же время обязанности страхователя по представлению сведений, отличных от имеющихся у него данных, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012 и обязательна для применения арбитражными судами при рассмотрении дел со сходными фактическими обстоятельствами.
При принятии обжалуемого решения судом первой инстанции указанная правовая позиция ошибочно не принята во внимание, что повлекло принятие решения, основанного на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, правомерность привлечения общества к ответственности представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена.
Кроме того, судом неверно определена сумма штрафных санкций, поскольку, удовлетворяя заявленные требования, суд уменьшил истребуемую сумму в два раза без учета иного алгоритма расчета, установленного законодателем в ст. 17 Закона N 27-ФЗ Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ: санкция устанавливается в размере 5% от суммы взносов за три последних месяца отчетного периода, в то время как из представленного истцом расчета следует определение санкций, исходя из страховых взносов за второе полугодие 2010 года (л.д. 10-19, 28-46).
При таких обстоятельствах требования Управления удовлетворению не подлежат, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба ответчика - удовлетворению.
Расходы общества по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб. на основании ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с Управления.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 сентября 2014 года по делу N А60-24376/2014 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области (ИНН 6611007593, ОГРН 1026600879007) в пользу ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" (ИНН 6611013526, ОГРН 1106611000011) судебные расходы в виде госпошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 (Две тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24376/2014
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области
Ответчик: ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод"