г. Владимир |
|
07 ноября 2014 г. |
Дело N А43-10907/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Бухтояровой Л.В., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.08.2014 по делу N А43-10907/2014, принятое судьёй Кабакиной Е.Е.,
по иску Прокуратуры Нижегородской области в интересах Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации и в интересах Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449), индивидуальному предпринимателю Оболонкову Алексею Ивановичу (ОРГНИП 304523930100044, ИНН 523904317500, г.Н.Новгород) о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка,
при участии представителей: от истца - Бурцева Е.П. по поручению от 30.10.014 N 8-21-2014; от ответчиков - не явились, извещены,
установил.
Прокуратура Нижегородской области в интересах Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации и в интересах Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском (уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент), индивидуальному предпринимателю Оболонкову Алексею Ивановичу (далее - ИП Оболонков А.И.) о признании недействительными пункта 1 в части абзацев со 2 по 16, с 20 по 22, а также пункт 4 в части приложений N 4/1, 4/2, 4/3, 4/4, 4/5, 4/7 дополнительного соглашения от 05.10.2012 к договору аренды лесного участка от 22.06.2011 N 481, заключенного между Департаментом и предпринимателем, с момента его заключения.
Исковые требования основаны на статьях 166, 168, 447, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы заключением дополнительного соглашения от 05.10.2012 к договору аренды лесного участка от 22.06.2011 N 481 в части уменьшения арендной платы (пункты 1, 4) с нарушением действующего законодательства.
Решением от 28.08.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объёме, признав недействительным дополнительное соглашение от 05.10.2012 к договору аренды лесного участка от 22.06.2011 N 481, заключенное между ответчиками, в части абзацев 2-16, 20-22 пункта 1 и приложениями 4/1, 4/2, 4/3, 4/4, 4/5, 4,7 пункта 4 дополнительного соглашения.
Не согласившись с принятым по делу решением, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, внесение изменений в условия договора аренды лесного участка обусловлено разработкой проекта освоения лесов, уточняющего количественные и качественные характеристики лесных насаждений, изменяющего объёмы заготовки лесных ресурсов на переданном в пользование лесном участке.
Заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что положения части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации применимы к отношениям, касающимся изменения условий аукциона в части изменения объемов заготовки. По мнению подателя жалобы, данной нормой установлен запрет на изменение условий аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Одновременно заявитель жалобы указал, что во исполнение пункта 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации Департаментом была подготовлена аукционная документация, содержащая проект договора аренды лесного участка, в пункте 8 которого предусмотрено изменение размера арендной платы при изменении объемов заготовки древесины. Таким образом, изменение арендной платы при изменении объемов лесопользования являлось одним из условий проведённого аукциона. Аукционная документация была доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам. Заключение сторонами дополнительного соглашения к договору аренды уже в ходе его исполнения не изменяло условий проведённого аукциона, а напротив, являлось реализацией указанного условия аукциона. То обстоятельство, что все участники аукциона были ознакомлены с условиями аукциона, свидетельствует об отсутствии нарушений их прав.
Представитель истца в судебном заседании и отзыве указал на законность принятого решения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нём материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.06.2011 на основании протокола от 08.06.2011 N 2 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка между Департаментом (арендодателем) и ИП Оболонковым А.И. (арендатором) заключен договор N 481, по условиям которого арендатор принимает во временное пользование для заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 13 162 гектара, сроком действия до 21.06.2060.
Пунктом 5 договора предусмотрено, что арендная плата на момент его подписания составляет 539 421 руб. 46 коп., и определяется как произведение начальной цены предмета аукциона на частное от деления размера арендной платы, определенного по результатам аукциона на начальную цену предмета аукциона.
Дополнительным соглашением от 05.10.2012 стороны внесли изменения в объёмы использования лесов на арендуемом лесном участке. Во взаимосвязи с этими условиями договора был изменён размер арендной платы, который на 2012 - 2018 год был уменьшен в сравнении с установленным в договоре.
Прокурор, посчитав, что дополнительное соглашение от 05.10.2012 заключено в нарушение статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения соответствующего аукциона, обратился в суд с настоящим иском.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и его победителем в день проведения аукциона (часть 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).
Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины на "шаг аукциона" (часть 1 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пришёл к правомерному выводу о недопустимости дальнейшего изменения арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведёт к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель, и, руководствуясь положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период заключения соглашения), счёл недействительным дополнительное соглашение от 05.10.2012 в части абзацев 2-16, 20-22 пункта 1 и приложениями 4/1, 4/2, 4/3, 4/4, 4/5, 4,7 пункта 4 дополнительного соглашения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают выявленные судом нарушения закона оспариваемой сделкой.
С учётом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.08.2014 по делу N А43-10907/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Большакова |
Судьи |
Л.В. Бухтоярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10907/2014
Истец: Правительство Нижегородской области, Правительство Российской Федерации, Прокуратура Нижегородской области
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области г. Н. Новгород, Оболонков Алексей Иванович