г. Самара |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А55-8515/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 ноября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10.11.2014 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 по делу N А55-8515/2014 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (ИНН 6315702029, ОГРН 1026300966559), г.Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, об оспаривании действий,
в судебном заседании приняли участие:
от МП г.о. Самара "ТТУ" - Погоняева Е.Н. (доверенность от 22.09.2014 N 84),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Объедкова И.В. (доверенность от 09.01.2014 N 04),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МП г.о. Самара "ТТУ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом изменения предмета заявленных требований) о признании незаконными действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство), выразившихся в отказе проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, и об обязании Министерства привести действующий договор аренды лесного участка в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 по делу N А55-8515/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе МП г.о. Самара "ТТУ" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению предприятия, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Министерство в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Судебное разбирательство было отложено с 29.10.2014 на 10.11.2014.
В связи с нахождением судьи Драгоценновой И.С. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 10.11.2014, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 произведена замена судьи Драгоценновой И.С. на судью Филиппову Е.Г.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судьи Драгоценновой И.С. на судью Филиппову Е.Г. рассмотрение дела начато сначала.
В судебных заседаниях представитель МП г.о. Самара "ТТУ" поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Министерства апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, между муниципальным предприятием "Трамвайно-троллейбусное управление" и Самарским лесхозом на срок с 30.05.1995 по 30.05.2000 был заключен договор от 06.03.1996 N 86 на аренду участка лесного фонда Пригородного лесничества площадью 3,5 га под спортивно-оздоровительный лагерь (квартал 8, выдел 51). Данный договор 05.04.1996 в установленном на тот момент порядке был зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Впоследствии указанный договор дополнительными соглашениями (дополнениями) продлялся с 30.05.2000 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2002, с 01.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 31.12.2005, с 01.01.2006 по 31.12.2006 и с 15.01.2007 по 31.12.2056.
МП г.о. Самара "ТТУ" обратилось в Министерство с заявлением от 28.01.2014 N 05-14-234 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов по лесному участку, предоставленному в аренду договором от 06.03.1996 N 86 (л.д. 23, 24).
Письмом от 12.02.2014 N 27-05-02/1513 Министерство возвратило предприятию проект освоения лесов, сославшись на то, что в его заявлении в нарушение требований пункта 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545, не указаны дата и номер регистрации договора аренды, а, кроме того, не представлен переоформленный договор аренды лесного участка (л.д. 21, 22).
Отказывая предприятию в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009, согласно статье 93 ЛК РФ договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", тогда как ни одно из указанных дополнительных соглашений (дополнений) к договору аренды от 06.03.1996 N 86 не зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем эти дополнительные соглашения (дополнения) не являются действительными.
При этом судом первой инстанции установлено, что предприятие направило Министерству письма от 25.09.2012 N 22-14-2099 и от 08.11.2013 N 05-14-2956 о приведении указанного договора аренды в соответствие с ЛК РФ.
При принятии обжалованного решения суд первой инстанции не учел, что договор от 06.03.1996 N 86 на аренду участка лесного фонда в момент его заключения государственной регистрации не подлежал и, соответственно, не требовалась регистрация указанных дополнительных соглашений (дополнений). Оформление указанных дополнительных соглашений (дополнений) не свидетельствует о том, что тот же участок лесного фонда предоставлялся в аренду заново.
Таким образом, указанный договор аренды участка лесного фонда является действующим, поскольку срок действия его не истек, и он лишь должен быть приведен в соответствии с новыми требованиями ЛК РФ.
Данные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2013 по делу N А55-31636/2012, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.05.2013 по делу N А75-3181/2012, Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2014 по делу N А55-27961/2013 (решение суда первой инстанции по этому делу отменено судом кассационной инстанции только в связи с тем, что при разрешении спора не был установлен уполномоченный орган по распоряжению спорным земельным участком) и др.).
В соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Согласно части 2 статьи 88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании, в частности, договора аренды лесного участка.
В связи с тем, что указанный договор аренды участка лесного фонда является действующим, предприятие имело право разработать проект освоения лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизы в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По общему правилу, установленному частью 2 статьи 89 ЛК РФ, государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545.
Согласно подпункту 20 пункта 2.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528, вопрос проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов находится в ведении Министерства.
В соответствии с Административным регламентом предоставления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 27.06.2014 N 167, государственная услуга по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов предоставляется Министерством.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия Министерства, выразившиеся в отказе проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 06.03.1996 N 86 по основаниям, указанным в письме от 12.02.2014 N 27-05-02/1513, являются незаконными и требование предприятия об оспаривании этих действий подлежит удовлетворению.
Ссылка суда первой инстанции на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.2011 N ВАС-13269/11 по делу N А26-6247/2010 является ошибочной, поскольку в этом судебном акте, а также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 по тому же делу рассматривалась иная ситуация. В частности, по настоящему делу не рассматривается вопрос о продлении срока действия договора от 06.03.1996 N 86 на аренду участка лесного фонда. Данный вывод согласуется с выводом, содержащимся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2014 по делу N А55-27961/2013.
В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Министерство в разумный срок рассмотреть заявление предприятия о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов по указанному договору аренды лесного участка.
Суд апелляционной инстанции не может обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МП г.о. Самара "ТТУ" путем приведения действующего договора аренды лесного участка в соответствии с ЛК РФ, как того просит предприятие, поскольку указанное дополнительное требование не связано с основным требованием по настоящему делу - о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в отказе проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а, кроме того, суд не может подменять своим мнением мнение органа исполнительной власти, уполномоченного рассматривать вопрос о приведении действующего договора аренды лесного участка в соответствии с ЛК РФ, то есть вопрос, не являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3 и 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, признает незаконными действия Министерства, выразившиеся в отказе проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 06.03.1996 N 86, а также обязывает Министерство рассмотреть заявление предприятия о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов.
С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с Министерства в пользу предприятия расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., в том числе расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., понесенные предприятием при подаче заявления в суд первой инстанции, и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает предприятию из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 15.09.2014 N 2079 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2014 года по делу N А55-8515/2014 отменить.
Признать незаконными действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, выразившиеся в отказе проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 06 марта 1996 года N 86.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области рассмотреть заявление муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (Три тысячи) руб.
Возвратить муниципальному предприятию городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8515/2014
Истец: Муниципальное предприятие г. о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области