г. Пермь |
|
10 ноября 2014 г. |
Дело N А60-23104/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В. Ю.,
судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СОФИТ Е": не явился,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 августа 2014 года
по делу N А60-23104/2014,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОФИТ Е" (ИНН 6658137407; ОГРН 1026602356769)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) "СОФИТ Е" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Управление Росреестра, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение площадью 16,6 кв. м, номер на поэтажном плане 87, этаж 1, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Папанина, дом 18, помещение 21, от 08.05.2014; о возложении на Управление Росреестра обязанности зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимости.
Решением суда от 12.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции исходил из того, что объект, в отношении которого заявитель просит зарегистрировать право собственности, является ранее учтенным объектом недвижимости; заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности не имелось.
Управление с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, считает значимым отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об указанном помещении как объекте учета, в силу чего этот объект, по мнению заявителя апелляционной жалобы, не может считаться учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; документы о постановке названного помещения на кадастровый учет не были представлены. Кроме того, в апелляционной жалобе указано на механизм применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в переходный период - до 01.01.2013, к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, взаимодействия в этот период органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - в срок до 01.01.2013 органы государственного технического учета должны были передать сведения в орган кадастрового учета.
Заявитель апелляционной жалобы считает указанный объект недвижимости ранее учтенным объектом; по мнению Управления, Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена лишь упрощенная процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных объектов, что не исключает обязанность совершения такого действия до момента обращения с заявлением о регистрации прав на него в регистрирующий орган.
Также значимым Управление считает то, что заявленный на регистрацию объект поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, следовательно, по мнению Управления, единственная причина отказа в государственной регистрации прав устранена и заявитель может обратиться в управление с соответствующим заявлением и необходимыми для государственной регистрации документами в общем порядке.
Общество "СОФИТ Е" в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения, указав на обстоятельства, соответствующие выводам суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, 26.02.2014 общество "СОФИТ Е" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: нежилое помещение N 21, общей площадью 16,6 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Папанина, 18.
На государственную регистрацию прав заявителем были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права N 66-66-01/101/2014-80 от 26.02.2014; платежные поручения от 04.03.2013 и 27.01.2014; доверенность от 18.01.2013; кадастровый паспорт от 20.01.2012, выданный СОГУП "Областной центр недвижимости"; справка от 24.02.2014.
14.03.2014 регистрирующим органом государственная регистрация была приостановлена на срок до 12.04.2014 в связи с установлением препятствий для государственной регистрации.
Для получения дополнительной информации, Управлением в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области был направлен запрос о предоставлении кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества.
Согласно Уведомлению N 66/301/14-202740 от 25.04.2014 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области запрашиваемые сведения об объекте учета - помещении, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Папанина, д. 18, помещение 21, условный номер: 66-66- 01/101/2014-080, площадь: 16,6 кв.м. в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
11.04.2014 заявитель в порядке п. 3 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обратился в Управление Росреестра с заявлением о приостановлении государственной регистрации, в связи с чем, государственная регистрация была приостановлена на срок до 08.05.2014.
08.05.2014 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на указанное имущество, по тому основанию, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закон о государственной регистрации отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности.
В силу ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом (п. 1.2 ст. 20 названного Закона).
Согласно п. 1 ст. 43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" до 01 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. При этом в переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, а государственный учет зданий, сооружений, помещение объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере, соответственно, осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. При этом соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В срок до 01 января 2013 года органы по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Причем при включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер. При этом сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном ст. 14 Закона о кадастре, с учетом определенных этой статьей Закона особенностей.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", в соответствии с которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01 января 2013 года возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
В соответствии с пунктами 4, 5, 7, 8, 12 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета. При этом источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту кадастрового номера в соответствии с порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным Минэкономразвития России в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. В целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Как установлено судом первой инстанции, представленный обществом на государственную регистрацию кадастровый паспорт, выданный 20.01.2012 СОГУП "Областной центр недвижимости" - надлежащим органом технической инвентаризации.
Следовательно, спорный объект недвижимости прошел процедуру технического (государственного) учета в установленном законодательством порядке, действовавшим на тот момент.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством указанный объект недвижимости является учтенным.
Исходя из приведенных положений ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для вынесения решения об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект у регистрирующего органа не имелось.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения, иной вывод повлечь не могут.
Решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2014 по делу N А60-23104/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23104/2014
Истец: ООО "СОФИТ Е"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13353/14