г. Хабаровск |
|
12 ноября 2014 г. |
А73-7586/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Степанова Е.Б. представитель по доверенности от 08.11.2013 N 425;
от общества с ограниченной ответственностью "Трансэкспорт ДВ": не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Трансэкспорт ДВ"
на решение от 26.08.2014
по делу N А73-7586/2014
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятого судьей Левинталь О.М.
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Трансэкспорт ДВ"
о взыскании 100 515 руб.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансэкспорт ДВ" (далее - ООО "Трансэкспорт ДВ") о взыскании штрафа за перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности, в сумме 100 515 руб.
Решением суда от 26.08.2014 заявленный иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ООО "Трансэкспорт ДВ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении иска.
В судебное заседание заявитель жалобы своего представителя не направил. Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 28.10.2014 до 05.11.2014.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
31.12.2013 со станции отправления Хабаровск-2 ДВЖД до станции назначения Суйфэньхэ Харбинской КЖД через станцию перехода Гродеково ДВЖД грузоотправителем - ООО "Трансэкспорт ДВ" направлен груз - лес пиловочник по накладной N АТ944815 в вагоне 54792270.
Согласно отметке в накладной масса груза определена отправителем расчетным путем и указана в размере 62 222 кг.
Грузоподъемность вагона составляет 71 000 кг.
На станции Хабаровск-2 ДВЖД 03.01.2014 при контрольной перевеске вагона определен вес груза 76 500 кг, обнаружен излишек массы груза свыше грузоподъемности вагона на 5 500 кг, о чем составлен коммерческий акт от 03.01.2014 N ДВС1400257/15. Также был составлен акт общей формы N 6/10 от 03.01.2014, зафиксировавший факт превышения грузоподъемности вагона.
На основании коммерческого акта ответчику начислен штраф в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза, который составил 100 515 руб. (20 103 руб. х 5).
Поскольку претензия об оплате штрафа оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает на неверное проведение истцом контрольной перевески груза.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика в связи со следующим.
Поскольку груз по вышеуказанной накладной принят к перевозке в прямом международном сообщении из России в Китай, к спорным правоотношениям применению подлежат положения Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
В соответствии с §7 статьи 9 СМГС определение массы и количества мест производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на дороге отправления.
Для настоящей перевозки учитывается масса груза, проставленная в графе 13 спорной накладной - 62 222 кг.
В §2 статьи 12 СМГС предусмотрено право железной дороги проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна составить об этом коммерческий акт в соответствии со статьей 18 и сделать отметку об акте в накладной в графе "Коммерческий акт".
Факт превышения массы груза в вагоне N 54792270 зафиксирован в коммерческом акте от 03.01.2014 N ДВС1400257/15.
Согласно пункту 3 § 3 статьи 12 СМГС штраф взыскивается при неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений, в результате чего при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (§ 6 статьи 9).
Таким образом, заявленный истцом штраф взыскивается не при любом искажении сведений о массе груза, а только в том случае, если отправителем допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.
В свою очередь, в силу пункту 1 § 6 статьи 9 СМГС максимальной грузоподъемностью для вагона, на котором имеется только одна надпись о грузоподъемности - эта грузоподъемность, повышенная на 1 тонну для двухосных вагонов и на 2 тонны для вагонов с четырьмя и более осями; на железных дорогах Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики - грузоподъемность, повышенная на 5%; для вагонов колеи 1520 мм - грузоподъемность, указанная на вагоне.
В данном случае контрольная перевеска вагона производилась на станции железной дороги Российской Федерации, где стандарт ширины колеи составляет 1520 мм. То есть в данном случае максимальная грузоподъемность для целей начисления штрафа составляет 71 т.
Как видно из материалов дела, в результате контрольной перевески спорного вагона масса груза составила 76 500 кг, то есть допущено превышение максимальной грузоподъемности на 5 500 кг.
Фиксация результатов контрольной перевески вагона является надлежащей, учитывая наличие и содержание коммерческого акта, отвечающего требованиям статьи 18 СМГС, проставление отметки в накладной о составлении этого акта.
Согласно пункту 3 §3 статьи 12 СМГС штраф взыскивается в соответствии со статьей 15 СМГС в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек.
Истец в материалы дела представил расчет штрафа в размере 100 515 руб. (20 103 руб. х 5), где провозная плата излишка массы груза со станции Хабаровск-2 до станции Гродеково по прейскуранту 10-01 Тарифного руководства составляет 20 103 руб.
Проверив данный расчет, суд признает его правильным, в связи с чем заявленный иск правомерно удовлетворен судом в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы о необходимости проводить взвешивание вагона с остановкой и расцепкой, как это предусмотрено пунктом 7.4.1 Рекомендаций МИ 3115-2008 "Масса грузов, перевозимых жд транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", не могут быть приняты судом во внимание.
Указанное положение применяется не во всех случаях, а тогда, когда при контрольной перевеске масса груза равна грузоподъемности или входит в диапазон значения предельной погрешности, для полного исключения возможности пропуска вагонов с превышением грузоподъемности.
В настоящем случае значительный размер превышения массы груза трафаретной грузоподъемности вагона не допускает вероятности образования указанного перегруза в результате погрешности весов. В связи с этим, перевозчик вправе произвести взвешивание вагона в движении.
Иные доводы заявителя жалобы не влияют на оценку решения суда первой инстанции как законного и обоснованного.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.08.2014 по делу N А73-7586/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7586/2014
Истец: ОАО "РЖД" филиал "ДВЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Трансэкспорт ДВ"