г. Челябинск |
|
10 ноября 2014 г. |
Дело N А07-7710/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2014 года по делу N А07-7710/2014 (судья Крылова И.Н.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Уфа" Насыбуллина Э.Т. (доверенность от 16.06.2014 N 3402).
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Уфа" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром межрегионгаз Уфа") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - заинтересованное лицо, Комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании недействительным предписания от 31.03.2014 N ЦО-14-242-016 об устранении нарушений законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее -Роспотребнадзор по РБ) и муниципальное унитарное предприятие Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.06.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору от 31.03.2014 N ЦО-14-242-016 признано недействительным в части возложения обязанности исключить из платежных документов на оплату коммунальной услуги газоснабжения потребителей помещений по адресу: город Уфа, улица Толстого, дом 1 наименование МУП ЕРКЦ городского округа город Уфа РБ, его банковские реквизиты, а также иные виды платежей (найм). В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что решение суда противоречит нормам материального права.
До судебного заседания от ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" и МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, указав, на законность и обоснованность вынесенного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, заинтересованное лицо и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В отсутствие возражений со стороны представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина от 20.01.2014, поступившего в прокуратуру, на основании распоряжения N 1018 от 26.02.2014 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 31.03.2014 N ЦО-14-242-016 (л.д. 59, 60).
Также обществу выдано предписание от 31.03.2014 N ЦО-14-242-016, в котором заявителю предписано:
- указывать в платежных документах на оплату коммунальной услуги газоснабжения потребителей помещений по адресу: г. Уфа, ул. Толстова, д. 1, наименование, банковские реквизиты ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" в объеме, предусмотренном пп. "б" п. 69 Правил N 354;
- исключить наименование МУП ЕРКЦ г. Уфы, банковские реквизиты, а также иные виды платежей.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя частично, пришел к выводу, что исключение наименования МУП ЕРКЦ г.Уфы, банковских реквизитов не основано на требованиях действующего законодательства. Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части признания недействительным пункта 1 предписания, суд первой инстанции исходил из того, что сведения об исполнителе услуги должны содержаться в платежном документе, доведение указанных сведений до потребителя в платежном документе является обязанностью услугодателя.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Как верно отмечено судом первой инстанции, предписание от 31.03.2014 N ЦО-14-242-016 выдано Комитетом в пределах компетенции, предоставленной этому органу пунктами 1.1, 2.4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 196.
Часть 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, к которым в том числе относятся отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании и во исполнение Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно частям 1, 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в платежном документе указывается наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет и т.д.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей" (далее - Закон N 103-ФЗ) под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Понятие платежного агента раскрыто в статье 2 Закона N 103-ФЗ - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 103-ФЗ условием осуществления оператором по приему платежей приема платежей является заключенный с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
В свою очередь, поставщик - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" и МУП ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ заключен договор от 11.01.2010 N 80 по оказанию услуг по начислению платы за услуги газоснабжения и сбору денежных средств от абонентов, проживающих в многоквартирных домах г. Уфы. Указанный договор устанавливает обязанность МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ по ежемесячному изготовлению и доставке абонентам платежных документов об оплате услуг газоснабжения.
Пунктом 2.1.5 договора предусмотрено, что МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ обязан принимать от абонентов денежные средства в счет оплаты услуг "газоснабжение", начисленных пени и судебных расходов.
В пункте 2.1.7 договора, указано, что МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ обязан перечислять на расчетный счет ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" денежные средства, поступившие на расчетный счет МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ от абонентов в качестве оплаты за услуги "газоснабжение", пени и судебных расходов в течении 3-х рабочих дней с момента их поступления на расчетный счет МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ.,
В свою очередь, между ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" и абонентом, проживающим по адресу: г. Уфа, ул. Л.Толстого, д. 1, кв. 21 заключен договор поставки газа от 23.08.2007 N 210013039 для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Лицевой счет абонента кв. 21 находится на обслуживании в МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" осуществляет поставку газа собственникам многоквартирных жилых домов, в том числе, в жилой дом 1 по ул. Л. Толстого в г. Уфе, то есть является исполнителем коммунальных услуг (газоснабжение).
Согласно оспариваемому предписанию заявителю предлагается указывать в платежных документах на оплату коммунальной услуги газоснабжения потребителей помещений по адресу: г. Уфа, ул. Л. Толстого, д. 1, наименование, банковские реквизиты ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" в объеме, предусмотренном пп. "б" п. 69 Правил N 354.
Согласно сведениям указанных в платежном документе по кв. N 21 за март 2014 года, представленном МУП ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ судом первой инстанции установлено, что в платежном документе отсутствует информация об исполнителе услуг, то есть сведения касающиеся ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" в нарушении требований, предусмотренных пп. "б" п. 69 Правил N 354.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования заявителя в части признания недействительным пункта 1 предписания удовлетворению не подлежат.
На основании пункта 71 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, приказом Минрегиона России от 19.09.2011 N 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению.
Ни в названных правилах, ни в методических рекомендациях не содержится норм, запрещающих включать в платежный документ на оплату коммунальных услуг помимо коммунальных услуг также иные услуги, непосредственно связанные с обслуживанием данного жилого дома.
На основании изложенного, в соответствии с положениями Закона N 103-ФЗ, статей 702, 779, 971 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции также находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что возложение обязанности на общество исключить из платежных документов наименование МУП ЕРКЦ г.Уфы, банковские реквизиты, а также иные виды платежей не основано на требованиях действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, требование заявителя в части признания недействительным пункта 2 предписания обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, Комитетом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2014 года по делу N А07-7710/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7710/2014
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ УФА"
Ответчик: Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору
Третье лицо: МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан