г. Вологда |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А66-7042/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от заявителя Алексеева П.А. по доверенности от 12.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 августа 2014 года по делу N А66-7042/2014 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области" (ОГРН 1106952032714, ИНН 6950127415; место нахождения: 170027, Тверская область, город Тверь, улица Дружинная, дом 10; далее - казенное учреждение, ФКУ "УФО МО РФ по Тверской области") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора Территориального управления в Тверской области (ОГРН 1046900050922, ИНН 6901058494; место нахождения: 170100, Тверская область, Калининский район, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - Росфиннадзор, административный орган, управление) о признании недействительным пункта 24 представления от 22.04.2014 N 36-05-18/762.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 августа 2014 года по делу N А66-7042/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Казенное учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что оспариваемым пунктом 24 представления нарушены его права в связи с незаконным возложением обязанностей по недопущению нарушений впредь.
Росфиннадзор в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя казенного учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Росфиннадзора от 15.01.2014 N 11р/п (том 1, листы 29-30) в период с 16.01.2014 по 07.03.2014 управлением проведена выездная плановая проверка деятельности казенного учреждения по соблюдению отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за период с 4-го квартала 2011 года по 2013 год.
По результатам проверки состав акт проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности от 07.03.2014 (выписка из него содержится в томе 1, листы 92-93), а также казенному учреждению выдано представление от 22.04.2014 N 36-05-18/762 (том 1, листы 10-32).
В пункте 24 указанного представления отмечено, что военнослужащему войсковой части 68586 капитану Анисову С.И. из кассы ФКУ "УФО МО РФ по Тверской области" 30.12.2011 выплачены денежные средства в размере 78 170 руб. 00 коп. при отсутствии на момент выплаты соответствующего приказа.
Данный факт подтверждается приказом командира войсковой части 68586 от 31.12.2011 N 679, расчетной ведомостью войсковой части 68586 за декабрь 2011 года, расходным кассовым ордером от 30.12.2011 N 2798 и платежной ведомостью от 30.12.2011 N 13787.
Управление пришло к выводу о нарушении казенным учреждением статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 6 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Приказ N 1010).
Указанным представлением управление потребовало ФКУ "УФО МО РФ по Тверской области" рассмотреть информацию об отраженных в нем нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
принять меры по недопущению впредь нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:
соблюдать требования статей 38, 161, 162 БК РФ в части целевого использования средств федерального бюджета, не допускать нецелевого расходования средств федерального бюджета;
соблюдать требования статьи 70 БК РФ, Приказа N 1010 в части премирования сотрудников, не допускать неправомерного расходования средств федерального бюджета при выплате премий;
соблюдать требования статьи 264.1 БК РФ в части ведения бюджетного учета.
О результатах исполнения настоящего представления следует проинформировать управление до 22.05.2014.
Не согласившись с пунктом 24 указанного представления, казенное учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В силу пункта 1 статьи 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 91, 94, 95 действовавшего на момент проверки и вынесения представления Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент), результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки).
Согласно пункту 122 Административного регламента на основании акта ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в котором указываются в том числе факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативно-правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно статье 70 данного Кодекса обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в себя, в том числе оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 18 Положения о ФКУ "УФО МО РФ по Тверской области" (том 1, листы 45-61) казенное учреждение создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также за границей.
Приказом N 1010 утвержден порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок N 1010).
В соответствии с Порядком N 1010 дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (пункт 1). Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (пункт 2). Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (пункт 7).
В рассматриваемом случае денежные средства в размере 78 170 руб., выплаченные Анисову С.И., являются дополнительным материальным стимулированием (премией) военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, начисленной в соответствии с Приказом N 1010.
Пунктом 6 Порядка N 1010 определено, что дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, производится:
непосредственно подчиненного Министру обороны Российской Федерации - на основании приказа Министра обороны Российской Федерации;
в центральном аппарате Министерства обороны - на основании приказов начальников (руководителей) центральных органов военного управления (подразделений Министерства обороны);
в управлениях военных округов, флотов - на основании приказов командующих войсками военных округов, флотами;
в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей);
в отношении командиров (начальников, руководителей) воинских частей (организаций Вооруженных Сил) - на основании приказов вышестоящих командиров (начальников, руководителей).
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Следовательно, в соответствии с пунктом 6 Порядка N 1010 дополнительное материальное стимулирование личного состава в воинских частях осуществляется на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
Вместе с тем в рассматриваемом случае приказ командира войсковой части 68586 В.Бородина N 679 о дополнительной выплате военнослужащему войсковой части 68586 капитану Анисову С.И. денежных средств издан только 31.12. 2011 (том 1, лист 101), то есть после фактической выплаты денежных средств военнослужащему (30.12.2011), что свидетельствует о том, что из кассы ФКУ "УФО МО РФ по Тверской области" военнослужащему войсковой части 68586 капитану Анисову С.И. выплачены денежные средства в размере 78 170 рублей без документа, подтверждающего правомерность такой выплаты.
В связи с этим апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что казенным учреждением допущено нарушение статьи 70 БК РФ и пункта 6 Порядка N 1010, а пункт 24 представления Росфиннадзора соответствует действующему законодательству.
Является также и правомерным вывод суда об отсутствии нарушений прав и законных интересов казенного учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в нарушение положений статьи 65 АПК РФ казенное учреждение не указало, какой закон или иной нормативный правовой акт нарушен пунктом 24 представления административного органа, а также не обосновало, чем он нарушают права и законные интересы ФКУ "УФО МО РФ по Тверской области" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое представление не возлагает на казенное учреждение какие-либо финансовые обременения, а лишь содержит законное и обоснованное требование принять меры по недопущению впредь нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе соблюдать требования статьи 70 БК РФ и Приказа N 1010 при выплате денежных средств.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного казенным учреждением требования.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 августа 2014 года по делу N А66-7042/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7042/2014
Истец: ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области