г. Москва |
|
14 ноября 2014 г. |
Дело N А40-113872/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
|
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Тандер"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2014 по делу N А40-113872/14, принятое судьей Вигдорчик Д.Г. (шифр судьи 145-974)
по заявлению Роспотребнадзор (129626, г. Москва, Графский переулок, д. 4/9)
к ЗАО "Тандер"
о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Демин А.В. по доверенности N 245 от 01.07.2014 |
УСТАНОВИЛ:
Роспотребнадзор (далее-заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ЗАО "Тандер" (далее-ответчик) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в связи с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2014 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы, с решением суда первой инстанции не согласился, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель отзыв на жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 11.07.2014 на основании распоряжения от 02.07.2014 N 02-30-536 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО "Тандер" - магазин "Магнит" по адресу: г. Москва, ул.Космонавтов, дом 26.
О проведении проверки ЗАО "Тандер" извещено телеграммой от 02.07.2014, полученной 04.07.2014 специалистом Миронюк.
В ходе проверки специалистами Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по г.Москве" в СВАО произведен отбор проб реализуемых в магазине продуктов для проведения лабораторных исследований на соответствие продукции обязательным требованиям технических регламентов, о чем составлены Протоколы отбора образцов продуктов, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды 03.07.2014, протокол обора образцов продовольственного сырья, пищевых продуктов от 02.07.2014 N 30-4-0796.
По окончанию проверки сотрудниками ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве составлен Акт проверки от 11.07.2014.
По адресу: г.Москва, ул.Бочкова, д.5, в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г.Москве в СВАО г.Москвы 08.07.2014 в 12 час. 30 мин. поступили из ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по г.Москве (вход. N 30-01633-2 от 08.07.2014) результаты лабораторно-инструментальных исследований пищевых продуктов, отобранных при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО "Тандер" (магазин "Магнит" по адресу: г.Москва, ул.Космонавтов, д.26), в виде протоколов лабораторных исследований и экспертного заключения N 30-4-0796 от 07.07.2014 согласно которому исследованный образец:
1. Продукт сырный "Монастырский" с растительным жиром 50% в полимерной упаковке, масса нетто 1х490гр., и 1х590гр., условия хранения при Т от минус 4гр С до 0 гр.С и относительной влажности воздуха от 85% до 90%, от 0 гр. С до + 6гр.С и относительной влажности воздуха от 80% до 85%, дата выработки 06.04.2014, срок годности до 03.10.2014, производитель ООО "Лозовский молочный завод", Украина, 64600, Харьковская обл.. г.Лозовая, ул. Красногвардейская, 45А, Импортер: ЗАО "Тандер", г.Краснодар, ул.Леваневского, д. 185 - по органолептическим показателям (консистенция теста однородная, пластичная. Поверхность липкая, покрыта плесенью. Глазки мелкие, различной формы и расположения. Цвет желтый. Запах кисловатый, сырный - не выражен. Вкус кисловатый с затхлым оттенком) не соответствует ФЗ N 88-ФЗ от 12.06.2008 г. "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" приложение N 11; Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю): Глава 11, раздел 1, 1.5, п.п. 22, 23; - по показателям безопасности (трансизомеры ненасыщенных жирных кислот) выявлено превышение: 17,0 + 1,0% при нормативе не более 5%, что не соответствует требованиям ФЗ N 88-ФЗ от 12.06.2008 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" ст.7; информация, указанная на этикетке: массовая доля молочного жира (3% при заявленном 50%); по содержанию жира (составило 33,8 + 0,8г указано на этикетке 27,5 г/100г.); по содержанию белка (составила 15,1+ 0,14г указано на этикетке 21,0 г.) - не соответствует информации, заявленной на этикетке.
Таким образом, юридическим лицом ЗАО "Тандер" допущено административное правонарушение - реализация в организации розничной торговли "Магнит" ЗАО "Тандер" по адресу: г. Москва, ул.Космонавтов, дом 26, продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, что является нарушением: ст. 7, п.2, ст. 24 "Технического регламента на молоко и молочную продукцию" N 88-ФЗ от 12.06.2008, статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 3, 20 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов.
Заместителем начальника Хохловой С.М., 15.07.2014 при участии представителя ЗАО "Тандер" по доверенности N 2-4/1213/1 от 15.07.2014 Соловьева П.Ю. составлен протоколом об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Копия вручена представителю.
Согласно ч.3 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе ст.14.43 КоАП РФ и совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Материалы административного производства в отношении ЗАО "Тандер" по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ на основании ч.3 ст.23.1 КоАП РФ направлены ТО Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Арбитражный суд города Москвы для их дальнейшего рассмотрения.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.9 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
На основании п.1 ст.22 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" содержание в продуктах переработки молока, предназначенных для реализации, токсичных элементов, микотоксинов, антибиотиков, пестицидов, радионуклидов, микроорганизмов и значения показателей окислительной порчи не должны превышать нормы, установленные настоящим Федеральным законом.
Показатели химической и радиологической безопасности продуктов переработки молока не должны превышать установленный в приложении 3 к настоящему Федеральному закону допустимый уровень.
Показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока не должны превышать установленный в приложении 4 к настоящему Федеральному закону допустимый уровень.
Контроль уровня содержания пробиотиков и пребиотиков в обогащенных продуктах переработки молока осуществляется методами, применяемыми для контроля уровня содержания этих компонентов.
В силу п. 2 ст. 24 Технического регламента на молоко и молочную продукцию Идентификация молока и продуктов его переработки проводится в целях установления соответствия молока и продуктов его переработки, в том числе их наименований и идентификационных показателей, требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые в том числе не соответствуют требованиям нормативных документов; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации и не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
В силу ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В случае, если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны снять такие пищевые продукты, материалы и изделия с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
Порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентируется статьями 26.5, 27.10 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 26.5 КоАП РФ о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ. Процедура взятия проб и 3 образцов предусматривает составление протокола уполномоченным должностным лицом в присутствии понятых. В нем указываются сведения о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, условия, при которых образцы и пробы получены.
В данном случае, протокол отбора образцов продовольственного сырья, пищевых продуктов был составлен в порядке Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении мероприятий по контролю.
В соответствии с п. 5 ст. 2 указанного Закона мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве N 02-30-536 от 02.07.2014 назначена санитарно-гигиеническая экспертиза, производство которой было поручено ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве".
В рассматриваемом случае протокол отбора образцов составлен в отсутствие понятых, что не является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении. При проведении проверки и отборе образцов продукции присутствовал директор магазина и представитель экспертной организации, привлеченный для отбора проб (образцов) и проведении инструментальных измерений.
Тем самым, административным органом не был нарушен порядок проведения отбора проб, поскольку данные действия проводились не в рамках Кодекса об административных правонарушениях.
Вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, при наличии возможности соблюдения требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ЗАО "Тандер" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок привлечения по ч.1 ст. 14.43. КоАП РФ, на дату рассмотрения дела в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, Руководствуясь ч. 41 ст.206, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.08.2014 по делу N А40-113872/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113872/2014
Истец: Роспотребнадзор, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Ответчик: ЗАО "Тандер"